Шпаргалки по финансам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:05, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к зачету по Финансам

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном  распределении налогового бремени  во времени.

Государственный кредит выполняет  также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает положительное  влияние на производство и занятость.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, т.е. номинированным в национальной валюте, и внешним, выраженным в иностранной валюте. Чаще всего по внутреннему долгу кредиторами выступают юридические и физические лица — резиденты, по внешнему — нерезиденты.

Государственный кредит по целям будущего использования средств можно  подразделить на инвестиционный и неинвестиционный. К первой категории относятся кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производительные цели. Ко второй относятся кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной или денежной отдачи от их использования не будет.

Особенность государственного кредита  как экономических отношений проявляется также в том, что он реализуется посредством применения различных финансово-кредитных долговых инструментов. Имеются в виду кредиты в денежной форме, займы на национальном фондовом рынке через эмиссию государственных ценных бумаг, выпуски еврооблигаций. Несмотря на их различия, экономическое содержание у них одно — кредитная основа, т.е. движение денежных средств на условиях возвратности, платности и срочности.

 

24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты  и субъекты.

Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками.

Он помогает формировать полную и объективную картину о финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.

К общим принципам финансового  контроля, способствующим решению его задач, относятся:

• законность;

• объективность;

• независимость;

• разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля;

• подотчетность органов финансового  контроля создающим их органам власти или собственникам;

 • гласность

Законность — фундаментальная  правовая основа существования общества и функционирования государства. Как  принцип финансового контроля законность означает прежде всего, что содержание контроля определяется Конституцией страны, законодательными и другими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчетными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утвержденными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно.

Независимость финансового контроля гарантируется Конституцией и соответствующими законами.

Принцип разграничения функций  и полномочий связан с тем, что  в развитых странах задачи финансового  контроля решают обычно несколько органов.

Говоря о принципе подотчетности, надо иметь в виду, что государственная власть, как правило, делится на законодательную и исполнительную. Соответственно в каждой ветви власти могут быть созданы свои органы финансового контроля.

Принцип гласности предполагает, что  результаты финансового контроля должны быть общедоступны.

Различают следующие объекты контроля:

бюджет;

внебюджетные фонды;

налоговые поступления;

валютные поступления;

кредит;

страхование;

инвестиции;

денежная масса.

 

25. Классификация финансового  контроля.

В современной России, как и в  других странах, финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико—правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать издержки государственного управления, а негосударственного (главным образом внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал.

Аудиторский контроль — деятельность по установлению достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторская проверка может быть:

•    инициативной — осуществляется по запросу самого экономического субъекта;

•    обязательной — проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных законодательством. Все аудиторские услуги являются платными. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Также различают следующие виды финансового

контроля:

1. Бюджетный контроль состоит  в проведении комплексных ревизий и тематических проверок с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Проводится органами Федерального казначейства, которые призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

2. Налоговый контроль — система  контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Осуществлением налогового контроля занимаются налоговые органы в лице городских и районных налоговых инспекций, которые осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. При проведении налогового контроля проверяются любые денежные документы у юридических и физических лиц; обследуются производственные, складские и торговые помещения. Налогоплательщики обязаны предъявлять необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну).

3. Внутрифирменный финансовый контроль  осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этапы развития финансов, основные концепции финансов.

 

Термин финансы возникает в XIII - XV вв. в торговых городах Италии. Первоначально он обозначал любой денежный платеж.

Данный термин отражал денежные отношения между двумя субъектами - деньги выступали материальной основой  функционирования финансов. Государство и население обладали разными правами в процессе этих отношений; государство, кроме того, имело особые полномочия.

В процессе денежных отношений формировался бюджет. Регулярное поступление средств  в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством:

- правовой нормотворческой деятельности  государства;

- создания соответствующего фискального  аппарата.

Эти признаки являются основными признаками финансов.

Финансы как наука образовались в конце16-начале 17 веков, что было обусловлено вычленением казны государства из казны монарха, то есть с появлением таких категорий как «государственный бюджет, «государственные доходы и расхода».

Их возникновению предшествовали определенные предпосылки:

- в Центральной Европе в результате  буржуазных революций власть  монархов была весьма существенно  ограничена, произошло также отторжение  монарха от казны - возникает  общегосударственный фонд денежных  средств (бюджет), которыми монарх не мог распоряжаться единолично;

- возникли законодательно закрепленные  системы государственных доходов  и расходов с определенным  составом и структурой - сформировался  системный характер бюджета;

- именно в это время доходы  государства преимущественно формируются за счет разнообразных налогов в денежной форме (ранее они формировались за счет натуральных податей и трудовых повинностей).

Можно выделить два основных этапа  развития финансов данного исторического  периода:

- первый этап - неразвитая форма  финансов, которая характеризуется прежде всего непроизводительным характером финансов (основная часть бюджета расходовалась на военные цели и практически не оказывала реального воздействия на экономику);

- второй этап характеризуется  узостью финансовой системы,  так как она состояла исключительно из бюджетного звена, и количество финансовых отношений было ограничено.

По мере развития государственности  и товарно-денежных отношений возникала  необходимость в новых общегосударственных  фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений.

 

5. Управление финансами:  сущность, методы, инструменты:

Управление финансами — деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного  субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Объекты управления финансами:

•    финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;

•    выделенные субъектом  управления направления финансовой политики;

•    укрупненные финансовые категории и параметры деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);

•    конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);

•    органы (службы) управления финансами и их персонал.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдела внутреннего и внешнего аудита, финансового планирования, бухгалтерии и др.) и государства (налоговые органы, Счетная палата).

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

1) Финансовое планирование 

2) оперативное управление 

3) финансовый контроль 

Органы управления финансами:

Финансовый аппарат состоит  из Министерства финансов, Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора.

1. Министерство финансов осуществляет  выработку единой государственной  финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга, в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

2. Федеральное казначейство осуществляет  переводы бюджетных денежных  средств через свои счета для  их гарантированного поступления в учреждения федеральной бюджетной сферы на соответствующей территории субъекта Федерации, района или города.

3. Федеральная налоговая служба  является единой системой контроля  за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и свое временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик, входящих в ее состав.

4. Федеральная служба страхового  надзора осуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Автоматизированная система управления финансами представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенной для обработки информации при составлении финансового плана.

 

9. Финансовый механизм: понятие, типы.

Финансовый механизм - это система  финансовых методов, рычагов, форм организации  управления финансовыми отношениями, посредством которых

осуществляется образование и  использование финансовых ресурсов.

 Финансовый механизм включает  в себя:

- механизм функционирования международных финансов;

- механизм функционирования государственных  финансов;

- механизм функционирования финансов  хозяйствующих субъектов;

- механизм функционирования финансов  граждан.

В соответствии с территориальным  делением выделяются следующие финансовые механизмы:

- федеральный;

- региональный;

- местный.

Три составляющие структуры финансового  механизма:

- ресурсная;

Информация о работе Шпаргалки по финансам