Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных особенностей этапов развития бюджетной системы, основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов.
В тесной связи с указанной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы.
- проанализировать этапы становления и развития бюджетной системы рф
- спрогнозировать совершенствование и развитие бюджетной системы в рф

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и содержание бюджета......................5
1.2 Бюджетное устройство РФ……………………………………………….......9
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………...11
2.1 Бюджетная система дореволюционной России…………………………....11
2.2 Бюджетная система СССР…………………………………………………..16
2.3 Современная бюджетная система РФ………………………………………20
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ………………………………………………………………...26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………………26
3.2 Направления реформирования современной бюджетной системы РФ….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 229.94 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ 
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ им.В.Г.БЕЛИНСКОГО 
 
Факультет экономики, управления и права 
Кафедра финансов и кредита 
 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
по дисциплине «Финансы» на тему: 
«Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации» 
 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ФК 34 
Малышев Ярослав 
Проверил: ст.преподаватель 
Сафронова Т.Е.  
 
 

 

 

Пенза-2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА  И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………5

1.1 Социально-экономическая сущность и содержание бюджета......................5

1.2 Бюджетное устройство  РФ……………………………………………….......9

ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………...11

2.1 Бюджетная система дореволюционной России…………………………....11 
2.2 Бюджетная система СССР…………………………………………………..16

2.3 Современная бюджетная  система РФ………………………………………20

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ………………………………………………………………...26

3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………………26

3.2 Направления реформирования современной бюджетной системы РФ….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В организации бюджетных  отношений России за последнее десятилетие  произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе  бюджетной системы РФ; сама она  строится на совершенно иных, чем в  советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа  межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных  полномочий между органами власти разного  уровня; и т.д. Все это позволяет  утверждать, что взаимоотношения  между звеньями бюджетной системы  РФ уже переведены в качественно  иной, более рациональный режим функционирования.

Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной  системы России в соответствие с  принципами бюджетного федерализма. Становление  современной бюджетной системы  страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между  бюджетами; состав и структура доходов  территориальных бюджетов; способы  бюджетного выравнивания и др.

В отечественной, российской и зарубежной литературе проблеме бюджетного реформирования уделяется немалое  внимание. Среди ученых, работы которых  привлекают особенное внимание можно  выделить работы, Д. Черника, Т. Юткиной, Е. Гайдара, А. Починка, А. Синельникова, Н. Мамбеталиева, П. Мостовой, Е. Егорова, Ю. Петрова и многих других. Значительный вклад в теоретическую разработку вопросов налогообложения внесли отечественные ученые Т. Койчуев, Т. Койчуманов, Ш. Мусакожоев, С. Турсунова, Н. Матыев и другие.

Публикации последних  лет представляют собой значительный вклад в изучение данной проблемы, тем не менее, не сегодняшний день ее нельзя считать окончательно изученной.

Объектом исследования выступает  бюджетная система РФ.

Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

Целью работы является выявление  основных особенностей этапов развития бюджетной системы, основных направлений, способствующих созданию максимально  благоприятных экономических условий  для активизации деятельности хозяйствующих  субъектов.

В тесной связи с указанной  целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:

- сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы.

- проанализировать этапы становления и развития бюджетной системы рф

- спрогнозировать совершенствование и развитие бюджетной системы в рф

Структурно работа состоит  из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, концепции, положения  и выводы ученых различных областей знания, связанных с рассматриваемым  кругом вопросов государственного и  негосударственного обеспечения.

При теоретическом изучении и обработке фактического материала  использовались и применялись общенаучные  методы исследования, а именно: системный, логический и сравнительный анализ, синтез, наблюдение, группировка, сравнение  и обобщение. Перечисленные методы использовались как самостоятельно, так и в комбинации с другими.

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1 Социально-экономическая сущность и содержание бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Бюджет, денежное обращение  – это зеркало государства, барометр его экономического и социального  состояния и политического положения[6, 8]. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества по сравнению с экономикой в целом и финансам в частности многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падает культура, духовность, нравственность в обществе.

Во всех государствах в  результате деятельности хозяйствующих  субъектов создаются валовой  внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере  материального производства национальный доход проходит последовательно  стадии распределения и перераспределения  и дальнейшем использовании национального  дохода играет бюджет. В процессе перераспределения  национального дохода страны часть  его в денежной форме поступает  в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.

Бюджет представляет собой  форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государств[6, 9]. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятием и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Содержание этих отношений  обусловлено задачами, решаемыми  государством в тот или иной исторический период.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом  связано с развитием национального  дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального  дохода являются: образование и использование  денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация  налогов; финансирование отраслей народного  хозяйства; формирование и использование  общественных фондов потребления, страховых  и резервных фондов.

Во всех этих процессах  большую роль играет бюджет. С помощью  бюджета государственные и территориальные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них  функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. [7, 22]. Государство использует бюджет в качестве одного и основных инструментов обеспечения непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.

Как экономическая категория  бюджетные отношения являются составной  частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции  финансов.

Бюджет выполняет следующие  задачи: перераспределение национального  дохода; государственное регулирование  и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и  осуществление социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств. [10, 57].

В ходе формирования доходов  бюджета и использования бюджетных  средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета – это  экономические отношения межу государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета  – это денежные средства, поступающие  в распоряжение органов государственной  власти и местного самоуправления. [8, 33].

В процессе образования доходов  бюджета происходит императивное изъятие  в пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением. Структура  бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития данной страны. Изменение  структуры бюджетных доходов  отражает изменения, связанные с  экономическими процессами.

Бюджет активно участвует  в распределении прибыли предприятий  и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между  формами и величиной изъятия  в бюджет части прибыли предприятий  и заинтересованностью последних  в результатах работы. От того, насколько  совершены формы изъятия в  бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании  производственных ресурсов, повышении  уровня рентабельности и увеличение прибыли.

Расходы бюджета – это  экономические отношения, возникающие  между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования  централизованных фондов денежных средств.

Путем централизации в  бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность  обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности  – ускоренное развитие прогрессивных  отраслей народного хозяйства, воспроизводство  квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение  обороноспособности страны.

Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в  непроизводственную сферу, для чего, за счет бюджета, создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через  бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального  развития. Пользуясь бюджетом как  основным орудием перераспределения  национального дохода, государство  направляет средства в первую очередь  в те отрасли народного хозяйства  и те экономические районы, которые  требуют на данном этапе первоочередного  развития, т.е. посредством бюджета  производится межтерриториальное и  межотраслевое перераспределение  национального дохода. Тем самым  соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Все это позволяет координировать экономическую жизнь государств, рационально размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, способствует техническому прогрессу и усиливает экономический  потенциал государства.

Большую роль в экономическом  и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. При  помощи бюджетного регулирования осуществляется в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение  необходимыми источниками доходов  региональных и местных бюджетов, которые являются финансовой базой  территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.

Велика роль бюджета в  непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через бюджет происходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые в  бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распределения  общественных фондов потребления.

Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана, а  все расходы производятся в строгом  соответствии с планом. В свою очередь  бюджетное планирование оказывает  активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

И, наконец, бюджет выполняет  контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием и использованием бюджетных средств.

Федеральный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

1.2 Бюджетное устройство  РФ

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов. [11, 29].

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. [9, 18]. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации