Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных особенностей этапов развития бюджетной системы, основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов.
В тесной связи с указанной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы.
- проанализировать этапы становления и развития бюджетной системы рф
- спрогнозировать совершенствование и развитие бюджетной системы в рф

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и содержание бюджета......................5
1.2 Бюджетное устройство РФ……………………………………………….......9
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………...11
2.1 Бюджетная система дореволюционной России…………………………....11
2.2 Бюджетная система СССР…………………………………………………..16
2.3 Современная бюджетная система РФ………………………………………20
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ………………………………………………………………...26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………………26
3.2 Направления реформирования современной бюджетной системы РФ….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 229.94 Кб (Скачать файл)

Такое распределение доходных источников повысило заинтересованность республик в поступлении общесоюзных  доходов и способствовало росту  их собственных доходов. Союзные  республики имели право устанавливать  минимальный перечень доходов и  расходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их составления, рассмотрения и утверждения.

Основными доходными источниками  государственного бюджета того периода  были поступления от общественного  хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через  систему налогообложения и покупку  займов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР 74,9% всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2%. Понятие “единый финансовый план”, в отличие от государственного бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на заработную плату, амортизация); привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы: на капитальные вложения, на прирост оборотных средств в производстве и обращении, на культуру и управление. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. руб. или 69% всех ресурсов единого финансового плана. Остальная часть ресурсов частично перераспределена через кредитную систему, но в основной массе непосредственно распределялась между отдельными отраслями народного хозяйства.

Большую роль в развитии народного хозяйства и бюджетной  системы СССР сыграла налоговая  реформа 1930 -1932 гг. Она заложила основы налоговой системы, главные элементы которой существуют и в настоящее  время. В ходе реформы было унифицировано 86 действовавших ранее платежей в бюджет, устранена многократность обложения налогоплательщиков, укреплен финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий. Около 60 налогов и сборов были объединены в основные платежи — налог с оборота, отчисления от прибыли государственных предприятий и подоходный налог для кооперативных предприятий.

В ходе налоговой реформы  был введен принципиально новый  метод формирования доходов территориальных  бюджетов. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК “О республиканских и местных бюджетах” от 21 декабря 1931 г. в территориальные бюджеты стала передаваться часть государственных доходов — налога с оборота, поступлений от реализации государственных займов и др. Передача этих средств осуществлялась в порядке бюджетного регулирования в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов и доходов, ставших регулирующими источниками для сбалансирования территориальных бюджетов. Общность источников доходов стала важным фактором усиления связи между всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему СССР. В дальнейшем этот принцип стал распространяться на другие общегосударственные источники.

Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано  с Конституцией 1936 г. Усиление централизации  в управлении народным хозяйством и  финансами государства нашло  отражение в статье 14 Конституции  СССР, где было зафиксировано, что  к ведению союзных органов  власти относилось не только утверждение  государственного бюджета СССР и  отчета о его исполнении, но и  установление налогов, поступающих  в союзный бюджет, бюджеты союзных  республик и местные бюджеты.

Тенденция к централизации  проявилась и в Постановлении  СНК СССР от 10 июля 1938 г., в соответствии с которым в государственный  бюджет СССР были включены местные  бюджеты. В 1938 г. в государственный  бюджет СССР также был включен  бюджет государственного социального страхования (рис. 1).

Рисунок 1 – Бюджетная  система СССР

Такой состав бюджетной системы  просуществовал вплоть до 1991г.

2.3 Современная бюджетная  система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемую нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. [15, 51].

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетная  система России основана на принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств. [2, 28].

Несмотря на самостоятельность  каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы  РФ.

Принцип единства проявляется  во взаимодействии бюджетов всех уровней  по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения  между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и  региональных фондов. Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных  классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей  составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета  средств бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными  органами власти; правом определять направления  использования и расходования бюджетных  средств; наличием собственных источников бюджетных доходов на каждом уровне бюджетной системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить  изъятие доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства. Следует отметить, что на практике эти условия нарушаются и принцип самостоятельности бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению  в бюджетах в обязательном порядке  и в полном объеме. При этом все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной  системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджета  предполагает, что при составлении  и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного  бюджета после принятия закона о  нем; информацию о ходе исполнения бюджета  по месяцам и кварталам. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реальный подход к расчету  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности бюджетных  средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.

Говоря о современном  состоянии бюджетной системы  необходимо иметь ввиду двоякость ее строения. Одно – внешнее – проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое – внутреннее – представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

В бюджетную систему России как федеративного государства  входят бюджеты трех уровней, являясь  ее самостоятельными частями. К ним  относятся государственные бюджеты  двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты (рис. 2).

Рисунок 2 – Бюджетная  система РФ

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены  в бюджете всех уровней, функционирующих  на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных  бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации  и административно-территориальных  единиц (кроме низового звена последних).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов составляют консолидированный  бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты  субъектов РФ. [13, 30].

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов существуют внебюджетные фонды  и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование  и обеспечение, охрану здоровья и  медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных  внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и  юридических лиц и других доходов.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством  Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также  представляет собой федеральный  закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового  контроля.

 

 

ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ

3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы 

Развитие демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении, происходящее в последние годы в России, сделало  обязательным компонентом системы  государственного управления органы местного самоуправления, наделенные народом  управленческими и финансово-бюджетными правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и  роль местных бюджетов. Величина местных  финансов растет во многих странах: они  становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает  множество проблем. Как осуществить  справедливое распределение доходов  и расходов между бюджетами различных  уровней? Как определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого  на одном из уровней? И главное - как  добиться одинаковой направленности бюджетной  политики всех уровней?

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации