Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление основных особенностей этапов развития бюджетной системы, основных направлений, способствующих созданию максимально благоприятных экономических условий для активизации деятельности хозяйствующих субъектов.
В тесной связи с указанной целью обозначим задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы.
- проанализировать этапы становления и развития бюджетной системы рф
- спрогнозировать совершенствование и развитие бюджетной системы в рф

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………5
1.1 Социально-экономическая сущность и содержание бюджета......................5
1.2 Бюджетное устройство РФ……………………………………………….......9
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………………………………...11
2.1 Бюджетная система дореволюционной России…………………………....11
2.2 Бюджетная система СССР…………………………………………………..16
2.3 Современная бюджетная система РФ………………………………………20
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РФ………………………………………………………………...26
3.1 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы………………………26
3.2 Направления реформирования современной бюджетной системы РФ….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 229.94 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сама жизнь  настоятельно требует преобразования бюджетного устройства Российской Федерации. Большие надежды возлагаются  на Налоговый кодекс, который должен упорядочить вопросы формирования доходной базы бюджета. В целом же обновление бюджетного устройства России должно вестись по следующим направлениям: ·обеспечение формирования сильного федерального бюджета как гаранта устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента государственного регулирования рыночной экономики; ·переход к целевым финансовым трансфертам (грантам) территориям с аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для совместного финансирования инвестиционных и социальных программ; ·отказ от предоставления бюджетно - налоговых преимуществ по признакам государственно-национального статуса субъектов Федерации; законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с программами региональной экономической и социальной политики с использованием критериев «бедных» и «богатых» регионов и других утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать  бюджетное устройство Российской Федерации, особенно с точки зрения формирования нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах бюджетного федерализма. Тем не менее это, являясь чрезвычайно важным аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь внутри-бюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных “внешних” бюджетных отношений, то есть отношений бюджета с конечными объектами государственного бюджетного регулирования - с населением и предприятиями. А, следовательно, возникает необходимость рационализации бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно, оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную  систему, обеспечивают государственным  и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет  осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в  различных странах, в том числе  в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных  моделей, все они формировались  под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством  Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов  Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В процессе своего развития бюджетная система Российской Федерации  прошла несколько этапов, была и  до сих пор связана со многими  сферами жизни и деятельности государства и его населения: социальной, налоговой, политической, экономической и пр.Современная бюджетная система России имеет почти вековую историю и послужила прообразом современной бюджетной системы Российской Федерации. Этапы становления и история бюджетной системы страны были связаны с историческими этапами нашего государства. Можно выделить следующие этапы становления и развития бюджетной системы РФ:

  1. Становление бюджетной системы от Древней Руси до Революции 1917г.;
  2. Возникновение советской бюджетной системы.
  3. Бюджетная система на современном этапе

Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов  Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами  строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы ,которые ООН должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

Необходимость реформирования бюджетной системы в современных  условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, жившего многие годы в  условиях жесткой централизации, еще  довольно длительное время будет  определяться развитием бюджетных  отношений. Но и при рыночной системе  роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться  в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над  теми процессами, в которых рынок  оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого  финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного лога. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

Важные шаги в направлении  совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны  как в законодательной, так и  в институциональной и финансово-кредитной  сферах. Была создана качественно новая система – Федеральное казначейство РФ – которая позволила на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечить учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета РФ.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Проспект, 2011. - 41с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрайт-Издат, - 2011. -308с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Информцентр XXI века, 2011. - 560с.
  4. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 07.06.1996. №115-ФЗ.
  5. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 2012 – 2014 годах» от 29.06.2011.
  6. Баранова, Л.Г. Бюджетный процесс РФ: Учебное пособие / Л.Г. Баранова. – М.: ИНФРА-М, 2009. - 222с.
  7. Бочаров, В.В. Финансы / В.В. Бочаров, В.Е. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2009. - 400с.
  8. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. - 703с.
  9. Дадашев, А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: ИНФРА-М, 2009. - 248с.
  10. Ковалева, Т.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учебное пособие для студентов вузов / Т.В. Ковалева, С.В. Барулин. – М.: КНОРУС, 2010. - 208с.
  11. Романовский, М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – М.: ЮРАЙТ, 2009. - 215с.
  12. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев. – М.: Магистр, 2009. - 383с.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 639с.
  14. Финансы и кредит: учебник / Под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: Кнорус, 2010. - 384с.
  15. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 483с.
  16. 20. Кудрин, А.Л. Бюджет - 2011: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики/ А.Л. Кудрин // Финансы. - 2010. - №12.- с.3-8
  17. Нестеренко, Т.Г. Этапы бюджетной реформы / Т.Г. Нестеренко // Финансы. – 2010. №2. - с. 3-7.
  18. Якушев С.Ю. История развития бюджетной системы России М.: ЮРАЙТ, 2008.
  19. Официальный сайт [электронный ресурс]. Министерства экономического развития Российской Федерации www.economy.gov.ru
  20. Официальный сайт [электронный ресурс]. Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
  21. Официальный сайт [электронный ресурс]. Президента Российской Федерации www.kremlin.ru
  22. Официальный сайт [электронный ресурс]. Правительства Российской Федерации правительство.рф
  23. Официальный сайт [электронный ресурс]. Справочная Правовая Система КонсультантПлюс www.consultant.ru/
  24. Официальный сайт [электронный ресурс]. Справочная правовая система Гарант www.garant.ru/
  25. Официальный сайт [электронный ресурс]. Центрального Банка Российской Федерации www.cbr.ru/

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации