Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система».
дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней.
показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.
Рассмотреть основные направления бюджетной системы на 2014,2015,2016 года.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1………………………………………………………………………….....5
1.1. Социально-экономическое назначение бюджета.........................................5
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..8
1.3.Современная бюджетная система Российской Федерации………………..9
1.4. Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв……………..…13
1.5.Возникновение советской бюджетной системы……………………….….17
1.6.Бюджетная система в военные 1941-1945 годы………………………...…20
Глава 2……………………………………………………………………………23
2.1.Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………23
2.2.Основные направления бюджетной системы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов……………………………………………………….25
2.3.Основные цели бюджетной политики в 2014-2016 годах...........................30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по финнаанскпм.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственное  образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ  имени А.С.ГРИБОЕДОВА»

 

 

 

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

по направлению 080100 «Экономика»

квалификация(степень) –бакалавр  экономики

 

на тему: «Этапы становления и развития бюджетной  системы Российской Федерации.»

 

 

 

 

 

                                            Выполнила:

             студентка 2 курса  гр. Э-23

      Горшкова М.Н

 

 

                                                                                 Научный руководитель:

                                                                     К.э.н, профессор 

                                                                      Курбанов Т.Х                                        

                                                                

 

 

 

 

 

  Петрозаводск   2013 г.

 

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1………………………………………………………………………….....5

1.1. Социально-экономическое назначение бюджета.........................................5

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..8

1.3.Современная бюджетная система Российской Федерации………………..9

1.4.  Становление бюджетной системы в XV – начале XX вв……………..…13

1.5.Возникновение советской бюджетной системы……………………….….17

1.6.Бюджетная система в военные 1941-1945 годы………………………...…20

Глава 2……………………………………………………………………………23

2.1.Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………23

2.2.Основные направления бюджетной системы на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов……………………………………………………….25

2.3.Основные цели бюджетной политики в 2014-2016 годах...........................30

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Бюджетная система страны является основной финансовой базой  деятельности государственных органов  власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответствующих территорий. Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в различных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они формировались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечивало бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В России этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из ключевых факторов экономического и политического развития страны. В организации бюджетных отношений России за последнее десятилетие произошли существенные изменения: выделены три уровня в составе бюджетной системы РФ; сама она строится на совершенно иных, чем в советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня; и т.д. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы РФ уже переведены в качественно иной, более рациональный режим функционирования. Однако, осуществленных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы России в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и др.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма  их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности  за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

 

 

Перед собой я поставлю цель – комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Задачи:  

  • раскрыть понятие терминов «бюджет» и «бюджетная система».
  • дать характеристику бюджетов: федерального, регионального и местного уровней.
  • показать взаимосвязь финансовой и бюджетной систем.                               
  • Рассмотреть основные направления бюджетной системы на 2014,2015,2016 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1. Социально-экономическое назначение бюджета.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества по сравнению с экономикой в целом и финансам в частности многотысячелетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падает культура, духовность, нравственность в обществе. Во всех государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов. Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государств. Бюджету принадлежит ведущее положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятием и населением – с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Формирование бюджета  самым непосредственным образом связано с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Основными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация налогов; финансирование отраслей народного хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов. Во всех этих процессах большую роль играет бюджет. С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.

В то же время бюджет правомерно рассматривать как экономическую  категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Государство  использует бюджет в качестве одного и основных инструментов обеспечения  непосредственно своей деятельности, а также важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики.Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов. Бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Доходы бюджета –  это экономические отношения  межу государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами – с другой. Одновременно с этим доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами. Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличение прибыли.

Расходы бюджета –  это экономические отношения, возникающие  между государством, с одной стороны, организациями, учреждениями и гражданами – с другой, в ходе использования  централизованных фондов денежных средств. Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Посредством бюджета  национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего, за счет бюджета, создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы между отраслями производственной сферы в целях их пропорционального развития. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.Велика роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через бюджет происходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны .Средства , мобилизуемые в бюджетную систему, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления. Бюджет составляется на основе народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование. И, наконец, бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием и использованием бюджетных средств. Федеральный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

 

 

 

 

 

 

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджетные отношения  представляют собой финансовые отношения  государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями  и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система трехзвенная и состоит из государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации