Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Содержание работы

ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства
1.1 Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система
1.2 Бюджетная система дореволюционной России
1.3 Бюджетные основы России в настоящее время
1.4 Бюджеты Российской Федерации
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Финансово - бюджетный федерализм
2.2. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Ведение

ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства

    1. Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система
    2. Бюджетная система дореволюционной России
    3. Бюджетные основы России в настоящее время
    4. Бюджеты Российской Федерации

ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

2.1. Финансово - бюджетный федерализм

2.2. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации

2.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Введение

 

Сейчас  Российская Федерация находится  в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно  и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и  структурам экономического регулирования  государства. Одним из механизмов регулирования  является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Для нормального  существования и развития нашего государства необходимо продумано  и грамотно регулировать эти экономические  отношения, а вмести с ними и движение денежных средств. Это связано с  тем, что бюджет является источником финансирования многих составных частей государства, таких как: армия, наука, культура и т.д. С помощью бюджета  стимулируются наиболее важные отрасли  экономики. В итоге, при помощи бюджета  государство может выполнять свои функции.

В России создана достаточно развитая бюджетная  система, основанная на государственном  устройстве, закреплённая в Конституции  РФ и другими актами, с применением  принципов финансово - бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной  системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

В настоящее  время необходимо больше уделять  внимание бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая система  регулирования денежных потоков  способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических  и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его  граждан.

Необходимо  отметить, что конечным результатом  существования любого государства  является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним  из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной  цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, показать ее недостатки и перспективы  развития.

Задачами  работы является характеристика бюджетной  системы на каждом этапе развития.

 

 

Глава 1 История возникновения и развития бюджета государства

 

1.1 Содержание  и функции бюджета государства.  Бюджетная система

 

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Именно  через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет  государства - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С помощью  государственного бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  определяет тем самым налоговую  политику в стране. Бюджет фиксирует  конкретные направления расходования средств, перераспределение национального  дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать  в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет правомерно рассматривать  как экономическую категорию, которая  выражает определенные экономические  отношения. Бюджет - категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.1

Как экономическая  категория бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща  денежная форма и основные функции  финансов.

Бюджет  выполняет следующие основные задачи:

• перераспределение  ВВП;

• государственное  регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы  и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета (основная) проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты  разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство  регулирует хозяйственную жизнь  страны, экономические отношения, направляя  бюджетные средства на поддержку  или развитие отраслей, регионов. Регулируя  таким образом экономические  отношения, государство способно целенаправленно  усиливать или сдерживать темпы  производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование  доходов бюджета;

2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета  происходит принудительное изъятие  в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного  воспроизводства. На этой основе возникают  финансовые взаимоотношения государства  с налогоплательщиками.

Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части  бюджетов разных уровней. Им свойственны  денежная форма и обезличенность.

Доходы  бюджета могут носить налоговый  и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и  доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения  уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и  во многом определяется конкретными  экономическими условиями. Например, в  странах с высоким уровнем  жизни основой налоговых доходов  являются доходы с физических лиц, а  в странах с низким уровнем  жизни - косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям  затрат, а непосредственные расходы  осуществляют бюджетополучатели. Кроме  того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и бюджетные ссуды. Структура  бюджетных расходов ежегодно устанавливается  непосредственно в бюджетном  плане и зависит, как и бюджетные  доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

 

1.2 Бюджетная система дореволюционной России

 

Первым  источником поступлений в княжескую  казну на Руси была дань, которую  собирал князь с подвластных  земель. Дань имела натуральную форму  и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Кроме  того, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные - виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места  сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань принимает  форму подати. С XIII в. начинает складываться система посошного обложения. Единицей обложения становится соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов  собирался налог "ордынский выход".

В XV в. с  образованием Русского централизованного  государства посошная подать стала  собираться в пользу Московского  князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.

В XV в. в  России начинает складываться двухзвенная  бюджетная система унитарного государства, состоящая из велико княжеской казны (бюджета государства) и местных  бюджетов, которые соответственно формировались  за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском  государстве также в XV в. Для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них  административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных  задач с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское  пятно (за клеймение), тамга (за продажу  товара), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.

В 1551 г. Иван IV провел земскую реформу. В этом же году Стоглавый собор утвердил "Уставную земскую грамоту". В  стране было введено земское самоуправление. Власть царских наместников была упразднена. Вместо них на местах стали  земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и  собиравшими налоги.

Налог "посошный окуп", заменявший взимаемые с  населения наместничьи сборы, начал  поступать в государеву казну, из которой стали выделять средства на содержание земских изб и финансирование местных мероприятий.

В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные  территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести  другие повинности (строительство и  ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме  того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов  Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.2

Первый  в России бюджет - смета государственных  доходов и расходов - был составлен  в 1645 г. В городах составлялись городовые  сметы доходов и расходов. Эта  система действовала до петровских реформ.

В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов вводится подворный налог. Общая  сумма налога назначалась правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

После проведения переписи населения в 1722 г. подворный  налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства  и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

Наряду  с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые  имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского  управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство  церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851-1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации