Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Сейчас Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет. Бюджет государства можно рассматривать с трёх точек зрения: как экономическую категорию, с правовой точки зрения и в материальном смысле. Если рассматривать бюджет как экономическую категорию, то это экономические отношения связанные с денежными фондами.

Содержание работы

ГЛАВА 1. История возникновения и развития бюджета государства
1.1 Содержание и функции бюджета государства. Бюджетная система
1.2 Бюджетная система дореволюционной России
1.3 Бюджетные основы России в настоящее время
1.4 Бюджеты Российской Федерации
ГЛАВА 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Финансово - бюджетный федерализм
2.2. Проблемы бюджетного федерализма в Российской Федерации
2.3 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 59.52 Кб (Скачать файл)

2. Важна  роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования  и использования централизованного  финансового фонда страны, т. е.  суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему.  Так, используя показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации,  определяют степень централизации  финансовых ресурсов, создаваемых  в стране и отражаемых в  сводном финансовом балансе государства

3. Без  расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное  финансовое планирование, так как  многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных  целевых фондов, отчисления на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи  имущества. Расходная часть сводного  финансового баланса включает  следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую  роль играют показатели консолидированных  бюджетов в перспективном планировании  в целом и перспективном финансовом  планировании в частности. При  разработке прогнозов экономического  и социального развития государства,  территорий используются финансовые  показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка  экономико-математических моделей  прогнозирования бюджетов также  основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции  промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели  консолидированных бюджетов используются  также при расчетах, характеризующих  различные виды обеспеченности  жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного  жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые  бюджетные доходы. В свою очередь  среднебюджетные показатели являются  критериями для сравнительного  анализа состояния отдельных  территорий. Показатели консолидированного  бюджета страны используются  для сравнения с аналогичными  показателями других государств.

Федеральный бюджет. Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей, для финансового  обеспечения общегосударственных  мероприятий формируется централизованный финансовый фонд - федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный  бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения внутреннего  валового продукта и созданного национального  дохода страны между отраслями народного  хозяйства, регионами и социальными  слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Средства  федерального бюджета являются главным  источником финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Большую роль играет федеральный бюджет в  поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения  этих задач федеральный бюджет в  соответствии с Законом РСФСР "Об основах налоговой системы" 1991 г. и Налоговым кодексом Российской федерации 1998 г. наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Региональные  бюджеты. Региональные бюджеты - центральное  звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового  обеспечения задач, возложенных  на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

В современных  условиях все в большей степени  региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В последнее  десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а  сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно  проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам  власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью  региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней  экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Местные бюджеты. Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим  населением через свободно избранные  им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные, представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные  этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  свои бюджеты, распоряжаться переданными  в их ведение предприятиями и  получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Через  них общественные фонды потребления  распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной  мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции, и услуги которых также  являются важным компонентом обеспечения  жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

• формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных  органов власти;

• распределение  и использование этих фондов между  отраслями народного хозяйства;

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных  экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении  государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через  систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление  государством социальной политики требует  больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих источников доходов.

 

 

Глава 2. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

 

2.1 Финансово - бюджетный федерализм

 

Конституцией  Российской Федерации 1993 г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной  целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

Субъектами  Российской Федерации являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область, города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Федерации, в том  числе в области бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом. Административно-территориальные (муниципальные) образования, составляющие территорию субъекта Федерации согласно Конституции РФ, имеют свои бюджета. Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов муниципальных  образований (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное  устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и  субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Под бюджетным  федерализмом понимают форму организации  межбюджетных отношений в федеративном государстве. В силу этого в российской экономической системе он является адекватной формой осуществления межбюджетных отношений. Российская система бюджетного федерализма включает в себя следующие  элементы: 5

- два  полюса бюджетных потоков (федеральный  бюджет и бюджеты субъектов  Федерации);

- налоговый  федерализм как систему федеральных,  региональных и местных налогов;

- блок  межбюджетных трансфертов (средств  одного бюджета бюджетной системы  РФ, перечисляемых другому бюджету  бюджетной системы РФ;

- блок взаимных расчетов;

- блок  целевых бюджетных фондов (Федеральный  фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации, Федеральный  фонд регионального развития, Федеральный  фонд компенсаций).

Особую  подсистему межбюджетных связей составляют связи внутри субъектов Федерации. Здесь межбюджетные потоки циркулируют  от бюджета субъекта Федерации (республиканского, областного, краевого, окружного) к  местным бюджетам. Этот блок, входя  в общую систему межбюджетных отношений, выпадает юридически из отношений  бюджетного федерализма, поскольку  местные органы не являются субъектами федеративных отношений, а органы местного самоуправления в Российской Федерации  по ее Конституции не входят в систему  органов государственной власти.

Одним из центральных вопросов бюджетного федерализма  является бюджетное выравнивание. Различаются  вертикальное и горизонтальное выравнивания.

Вертикальное  выравнивание означает устранение несоответствий между равными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными  за данным бюджетным уровнем. Центральное  правительство, обладая гораздо  большими, чем любой регион, возможностями  экономического регулирования и  объемами налоговых поступлений, должно компенсировать дисбаланс региональных бюджетов за счет средств, аккумулированных на уровне федерального бюджета.

Что касается региональных и местных властей, то принцип вертикальной сбалансированности возлагает на них, во-первых, ответственность  за финансовое обеспечение закрепленных за ними функций и предоставление населению соответствующих услуг  либо непосредственно государственными учреждениями и организациями, либо через частный сектор; во-вторых, обязанность эффективно использовать свои права по сохранению и увеличению собственного доходного потенциала.

Информация о работе Этапы становления и развития бюджетной системы Российской Федерации