Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования и распределения прибыли предприятия, а также факторов влияющих на ее формирование.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить сущность, функции и виды прибыли предприятия.
2. Исследовать механизм формирования, распределения и резервов увеличения прибыли предприятия.
3. Определить факторы влияющие на прибыль предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….…5
1.1. Сущность и функции прибыли…………………………………………......5
1.2. Основные виды прибыли……………………………………………….…..9
1.3. Формирование прибыли на предприятии…………………………….….11
1.4. Факторы влияющие на формирование прибыли………………………..14
1.5. Источники получения прибыли и пути ее увеличения…………………...18
1.6. Распределение и использование прибыли……………………………..…21
1.7. Планирование прибыли предприятия……………………………………...25
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОКРОВСКИЙ ПРЯНИК»………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….…38
Библиография…………………………………………………………………….…39

Файлы: 1 файл

курсовая1 (2).docx

— 101.83 Кб (Скачать файл)

-темпы инфляции отрицательно  влияют не только на оборотные  средства, не только обесценивают  вложения в различные активы, но и обесценивают прибыль,  накопленную предприятием за  период своей деятельности. Рассуждая  о всевозможных факторах, влияющих  на прибыль, логично заметить, что важнейшее значение для  оценки финансовых результатов  деятельности предприятия имеет  факторный анализ прибыли.

 

1.5.  Источники получения прибыли  и пути ее увеличения.

Для большинства предприятий  основной источник прибыли связан с  его производственной и предпринимательской  деятельностью. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно-коммерческая деятельность, которая дополняется  финансовой и инвестиционной деятельностью. Эффективность использования прибыли зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре.

Величина прибыли зависит:

  • от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным или высоким спросом);
  • от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
  • от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
  • от снижения издержек производства.

Кроме производственной и  предпринимательской деятельности источником образования прибыли  предприятия может быть его монопольное  положение по выпуску той или  иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования  технологии, обновления выпускаемой  продукции, обеспечения ее конкурентоспособности.

Как мы уже знаем на изменение  прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. При выборе путей увеличения прибыли ориентируются  в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. для увеличения положительного результата предприятию необходимо разработать мероприятия обеспечивающие:

  1. Основными источниками  увеличение суммы прибыли  является увеличение объема реализации продукции, услуг, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
  2. Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Особо важно  предприятию, найти заказчиков на выполнение  престижных и наиболее нужных для рынка работ.
  3. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.
  4. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции, услуг. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.
  5. Улучшать  качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного  предприятия заказчиками работ.    
  6. Так же не последнюю роль   занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.
  7. Сокращение затрат на  производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования
  8. Сокращение не производственных расходов и производственного брака.
  9. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств  для выполнения работ.
  10. Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии

 

Рис. 4 Резервы увеличения прибыли

В условиях рыночных отношений  предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование дохода страны. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные.

 

    1. Распределение и использование прибыли.

Объектом распределения  является чистая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает  в бюджеты разных уровней в  виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений  расходования прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, структуры  статей ее использования находится  в компетенции предприятия.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом:

  • прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяемая между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом;
  • прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;
  • величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;
  • прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части – на потребление.

Распределение чистой прибыли  отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

 Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органам предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

К расходам, связанным с  развитием производства, относятся  расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические  работы, финансирование разработки и  освоения новых видов продукции  и технологических процессов, затраты  по совершенствованию технологии и  организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с  техническим перевооружением и  реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту  же группу расходов включаются расходы  по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются  затраты на проведение природоохранных  мероприятий и др. Взносы предприятий  из прибыли в качестве вкладов  учредителей в создание уставного  капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы  по эксплуатации социально-бытовых  объектов, находящихся на балансе  предприятия, финансирование строительства  объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и  т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата  премий за создание, освоение и внедрение  новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам  труда, уходящим на пенсию, надбавки к  пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи  с повышением цен и др.

Таким образом, вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество  предприятия и участвует в  процессе накопления, вторая – характеризует  долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное  значение и может быть использован  в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль  в широком смысле – как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует  о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование  прибыли имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятия.

Прибыль полного товарищества распределяется между участниками  в соответствии с учредительным  договором, в котором определяются доли его участников. Определение долей в договоре имеет значение не только при распределении прибыли, но и для решения вопроса о покрытии убытков. Порядок распределения прибыли зависит от того, на какой срок создано товарищество. Если товарищество создано на конкретный срок, с целью реализации определенного проекта, то чистая прибыль распределяется между участниками в соответствии с их долями в складочном капитале. В том случае, когда товарищество создано на длительный или неопределенный срок, из прибыли могут формироваться различные фонды. Распределение прибыли товарищества представлено на рисунке 1.2.

 





 

Рисунок 1.2 – Распределение  прибыли товарищества

Прибыль общества с ограниченной ответственностью облагается налогом  и распределяется в общем порядке, установленном для юридических  лиц. При подведении итогов хозяйственной  деятельности за год каждому учредителю выплачивается доля прибыли, соответствующая  его вкладу в уставный капитал, после  внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников.

Наиболее сложным является порядок распределения прибыли  акционерных обществ. Общие механизмы  распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества. Для определения ставки дивидендов необходимо рассчитать потенциальный размер прибыли, которая может быть выплачена акционерам без ущерба для деятельности АО. Общий порядок распределения прибыли АО представлен на рисунке 1.3. Политика АО в области распределения прибыли обычно вырабатывается советом директоров и подлежит утверждению на общем собрании акционеров. При планировании распределения чистой прибыли АО необходимо учитывать виды выпущенных акций. Так, по привилегированным акциям предусматривается выплата дивидендов по утвержденным ставкам. Вопрос о выплате дивидендов по обыкновенным акциям решается в зависимости от финансовых результатов деятельности общества и с учетом перспектив его развития.

В целях развития предприятия  при недостаточности прибыли  может быть принято решение о  реинвестировании дивидендов по обыкновенным акциям и невыплате доходов их владельцам в текущем году.

 


    1. Рисунок 1.3 – Распределение прибыли акционерного общества
    2. Планирование прибыли предприятия

От того, насколько достоверно будет определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное  и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных  средств, соответствующие выплаты  рабочим и служащим, а также  своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками. Основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции – метод прямого счета и аналитический.

 

Метод прямого счета

Этот метод наиболее широко распространен в организациях в  современных условиях хозяйствования. Его следует использовать, при  небольшом ассортименте выпускаемой  продукции. Сущность его заключается  в том, что прибыль исчисляется  как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих  ценах и полной ее себестоимости  за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П = (В х Ц) - (В х С)         

где    П — плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции  в планируемом периоде в натуральном  выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и несравнимой товарной продукции  планируемом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планируемого года.

Аналитический метод

Этот метод планирования прибыли может быть использован  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также дополнение к  прямому методу в целях его  проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что  он позволяет определить влияние  отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль  определяется не по каждому виду выпускаемой  продукции, а по всей сравнимой продукции  в целом. Исчисление прибыли аналитическим  методом состоит из трех последовательных этапов:

Информация о работе Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли