Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить процесс формирования и распределения прибыли предприятия, а также факторов влияющих на ее формирование.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучить сущность, функции и виды прибыли предприятия.
2. Исследовать механизм формирования, распределения и резервов увеличения прибыли предприятия.
3. Определить факторы влияющие на прибыль предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….…5
1.1. Сущность и функции прибыли…………………………………………......5
1.2. Основные виды прибыли……………………………………………….…..9
1.3. Формирование прибыли на предприятии…………………………….….11
1.4. Факторы влияющие на формирование прибыли………………………..14
1.5. Источники получения прибыли и пути ее увеличения…………………...18
1.6. Распределение и использование прибыли……………………………..…21
1.7. Планирование прибыли предприятия……………………………………...25
ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОКРОВСКИЙ ПРЯНИК»………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….…38
Библиография…………………………………………………………………….…39

Файлы: 1 файл

курсовая1 (2).docx

— 101.83 Кб (Скачать файл)


Негосударственное образовательное  учреждение

Институт экономики и предпринимательства

Орехово-Зуевский филиал

Очное отделение.

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы организации»

на тему «Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы Э-41

Лаврова Екатерина

научный руководитель

Смолякова И.И.

 

 

 

Орехово-Зуево

2012.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ….…5

    1.   Сущность и функции прибыли…………………………………………......5

    1.  Основные виды прибыли……………………………………………….…..9
    2. Формирование прибыли на предприятии…………………………….….11
    3. Факторы влияющие на формирование прибыли………………………..14
    4. Источники получения прибыли и пути ее увеличения…………………...18
    5. Распределение и использование прибыли……………………………..…21
    6. Планирование прибыли предприятия……………………………………...25

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОКРОВСКИЙ ПРЯНИК»………………………………………………...28

Заключение……………………………………………………………………….…38

Библиография…………………………………………………………………….…39

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Важнейшим результатом хозяйственной  деятельности предприятия является прибыль. Получение прибыли является основной целью любого предприятия. Финансовый результат деятельности предприятия служит своего рода показателем  значимости данного предприятия  в народном хозяйстве. В рыночных условиях хозяйствования любое предприятие  заинтересовано в получении положительного результата от своей деятельности, поскольку благодаря величине этого  показателя предприятие способно расширять  свою мощность, материально заинтересовывать персонал, работающий на данном предприятии, выплачивать дивиденды акционерам и т.д. В системе целей, формируемых  собственниками и руководителями любой  коммерческой организации, задача генерирования  прибыли без сомнения занимает центральное  место.

Особенно  актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики  в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией  бизнеса, увеличением предпринимательских  рисков.

Актуальность темы исследования также определяется качественно  новым состоянием современной ситуации: развитием и совершенствованием нового механизма функционирования предприятий в условиях трансформационных  преобразований рыночного характера  в российской экономике, качественно  новых форм экономических взаимоотношений  между хозяйствующими субъектами. А  также между ними и государством, отражающихся на всем воспроизводственном  процессе, в том числе и на формировании и распределении результатов  хозяйственной деятельности. Кроме  того, современное состояние экономики  России характеризуется постоянными  кризисными явлениями во всех сферах вот уже на протяжении нескольких лет.

Цель курсовой работы –  изучить процесс формирования и  распределения прибыли предприятия, а также факторов влияющих на ее формирование.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучить сущность, функции и виды прибыли предприятия.

2. Исследовать механизм формирования, распределения и резервов увеличения прибыли предприятия.

3. Определить факторы влияющие на прибыль предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ, ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

      1. . Сущность и функции прибыли.

Прибыль представляет собой  конечный финансовый результат, характеризующий  производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное  воспроизводство. За счет нее выполняется  часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли  в бюджет формируется основная часть  финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и  от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий. Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта  распределения, созданного в сфере  материального производства чистого  дохода между предприятиями и  государством, различными отраслями  народного хозяйства и предприятиями  одной отрасли, между сферой материального  производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и  его работниками.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  определенные функции.

Во-первых, характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли оценить  невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому  при анализе производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия  используется система показателей. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и  основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то по крайней мере к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.  

Работа предприятия в  условиях перехода к рыночной экономике  связана с повышением стимулирующей  роли прибыли. Использование прибыли  в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению  использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.

Получение прибыли является определяющим мотивом деятельности фирмы. Это обстоятельство предопределяет огромную значимость показателя прибыли  в практической деятельности фирмы, и прежде всего в решении следующих  стратегических задач1:

  • разработка товарной стратегии фирмы. Критерием оптимальности товарного ассортимента является обеспечение в течение продолжительного периода постоянного превышения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, над потребностями в финансовых ресурсах, необходимых для поддержания конкурентоспособности предприятия;
  • разработка ценовой стратегии фирмы. При реализации этой задачи осуществляются расчеты прибыли с учетом выбора различных методов ценообразования (способ «средние издержки + + прибыль», на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли, на основе ощущаемой ценности товара, по правилу равенства маржинального дохода маржинальным издержкам и т.д.);
  • разработка стратегии взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов и выбора направлений инвестиционной деятельности фирмы. Решения в этой области базируются на расчетах экономической прибыли, которая определяется как разница между доходами фирмы от продажи товаров (работ, услуг) и вмененными издержками на ресурсы, использованные при получении этих доходов. Фирма получает экономическую прибыль, когда она использует факторы производства таким образом, что приносимая ими выгода превосходит выгоду, которую фирма могла получить при использовании этих ресурсов иным наилучшим способом посредством альтернативных направлений инвестирования;
  • разработка стратегии реализации интересов собственников (учредителей, участников, акционеров и т.д.). Данную категорию субъектов хозяйственных отношений наряду с информацией об общих результатах финансовой деятельности фирмы (валовой прибыли) интересуют данные о размерах прибыли, направляемой на накопление (как фактор, обеспечивающий стабильность их положения в перспективе), и прибыли, направляемой на выплату дивидендов, доходов на паи и вклады. Показатели прибыли, характеризующие указанные направления, формируются в процессе распределения прибыли, доводятся руководством предприятия до его собственников и подлежат утверждению ими в порядке, предусмотренном законодательством и учредительными документами.

 

 

 

      1.  Основные виды прибыли

Виды прибыли могут  быть систематизированы по определенным признакам.

По источникам формирования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации прибыль подразделяют:

  • на прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
  • прибыль от прочей реализации (или прибыль от операционной деятельности).

По видам деятельности предприятия подразделяют прибыль  от производственной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прибыль от производственной деятельности является результатом  производственно-сбытовой, т. е. какой-то основной для данной организации  операционной деятельности по ее уставу. Из зарубежной экономической литературы в нашу терминологию анализа хозяйственной  деятельности предприятия вошло  понятие «операционная прибыль», под которой понимается, по существу, прибыль от производственной деятельности. Это понятие надо отличать от сальдо операционных доходов и расходов по отчету о прибылях и убытках.

Результат инвестиционной деятельности частично отражается в прибыли от прочей деятельности в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично в операционной прибыли от реализации имущества по окончании использования инвестиционного проекта. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на производственной прибыли, когда инвестиции осуществляются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации основного или вспомогательного производства.

Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный  эффект от привлечения капитала из внешних источников на более выгодных, чем среднерыночные, условиях2. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль путем использования финансовых проектов вложения собственного капитала в иные организации.

По составу элементов, формирующих прибыль, в экономическом  анализе различают маржинальную (валовую), прибыль от продаж, прибыль  до налогообложения и чистую прибыль.

Маржинальная прибыль (валовая  маржа) – это положительная разница  между суммой выручки-нетто и  переменными затратами. Понятию  «выручка» соответствует понятие  «валовая прибыль», применяемое в  отчете о прибылях и убытках.

Прибыль от продаж представляет собой сумму дохода предприятия  за вычетом всех операционных расходов как постоянных, так и переменных.

Прибыль до налогообложения  равняется сумме прибыли от продаж, прибыли от прочих операций.

Информация о работе Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли