Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

Файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)


Введение

     Прибыль, как важнейшая экономическая категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.

     В условиях  рыночной экономики прибыль составляет  основу экономического развития  предприятия. Она создает финансовую  базу для самофинансирования, расширения  и модернизации производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыльности характеризуют степень деловой активности и финансового благополучия, в значительной степени формируют положительный имидж предприятия и инвестиционную привлекательность.

     Прибыль  – это денежное выражение основной  части денежных накоплений, создаваемых  предприятиями любой формы собственности.  Как экономическая категория  она характеризует финансовый  результат предпринимательской  деятельности предприятия. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем она оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

     Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

     В условиях рыночных  отношений предприятие должно  стремиться к получению максимальной  прибыли, то есть к такому  ее объему, который позволял бы  предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования. Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.

     Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.

     Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.

     Грамотное,  эффективное управление формированием  прибыли предусматривает построение  на предприятии соответствующих  организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования.

     Наряду  с формированием прибыли на  каждом предприятии должно быть  обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

     Целью дипломной  работы является обоснование  результативности механизма формирования  и направлений использования  прибыли на предприятии.

     Для осуществления  цели были поставлены и решены  следующие задачи:

     - изучить  теоретические и методические  основы управления прибылью на  предприятии;

     - проанализировать  формирование и использование  прибыли предприятия на примере  АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

     - выявить  основные направления повышения результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы».

     Объектом дипломной работы является Альметьевский межрайонный почтамт Федерального государственного унитарного предприятия управления почтовой связи «Татарстан почтасы» (далее АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»).

     Предметом дипломной работы является формирование и использование прибыли предприятия.

     При проведении научного исследования были использованы следующие методы: статистические, балансовые, абстрактно-логические, экономико-математические.

     Методологическую  основу работы определили научные  труды следующих авторов: Савицкой Г.В., Поляка Г.Б., Ковалева В.В., Шеренбека Х., Канке А.А., Васильевой Л.С., Бочарова В.В., нормативно-правовые материалы, а также периодические издания по изучаемой проблеме.

     В первой  главе изучены теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии.    

     Во второй главе проанализировано формирование и использование прибыли на предприятии на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы».

     В третьей главе выявлены основные направления повышения результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  и методические основы управления  прибылью на предприятии

 

     1.1. Экономическая сущность, виды и функции прибыли

     Представляя  собой конечный финансовый результат,  прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

     - основной  внутренний источник текущего  и долгосрочного развития организации;

     - главный  источник возрастания рыночной  стоимости организации;

     - индикатор  кредитоспособности;

     - главный  интерес собственника, поскольку  он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;

     - индикатор  конкурентоспособности организации  при наличии стабильного и  устойчивого уровня прибыли;

     - гарант  выполнения организацией своих  обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества [27, С.159].

      В экономической  литературе существуют разные  концепции прибыли. Марксистская  теория рассматривает прибыль  как превращенную форму прибавочной  стоимости, неоплаченный труд  работников сферы материального производства. Теория прибыли использовались для объяснения как экономических процессов образования средней прибыли в ходе конкуренции, цены производства, ренты и процента, так и классовых взаимоотношений наемного труда и капитала.

     В централизованно планируемой экономике прибыль являлась формой чистого дохода, количественно определяемой как разница между выручкой от реализации (оптовой ценой предприятия) и себестоимостью.

     В современной  неоклассической экономической  теории отсутствует единая точка зрения на сущность прибыли. Некоторые западные экономисты (К. Макконнелл, С. Брю, Ф. Найт) рассматривают прибыль как вознаграждение за предпринимательскую деятельность или как компенсацию за неопределенность и риск в предпринимательской деятельности. Другие связывают прибыль со способностью монополистов воздействовать на цену в свою пользу (Д. Робинсон, А. Хиртой, У. Боумоль, А. Бриндер) [45, С.67].

     В рыночной  экономике можно выделить экономическую,  рисковую и функциональную теории  прибыли. В основе первой лежит принцип теории предельной производительности, согласно которой капитал участвует в процессе производства и оказывает «производительную» услугу, получая соответствующую долю общественного продукта, равную стоимости предельного продукта, созданного капиталом, − прибыли [45, С.66].

     В рисковой  теории прибыль трактуется как  порождение деятельности предпринимателей  в условиях несовершенной конкуренции,  для которой характерны риск, неопределенность и вызываемые  ими потери, банкротство, безработица. Здесь прибыль рассматривается как компенсация, вознаграждение за преодоление неопределенности.

     Сторонники  функциональной теории рассматривают  прибыль как вознаграждение за  осуществление нововведений, внедрения  достижений научно-технического  прогресса и за экономические услуги власти.

     Существуют  три подхода к определению  прибыли: академический (экономический), предпринимательский и бухгалтерский. 

     Суть первого  подхода – в исчислении прибыли  с учетом экономически обоснованных  доходов и расходов. Сторонники данного метода приводят следующую логику рассуждений: для получения фактических доходов были понесены высокие расходы; поскольку эти расходы были понесены, необходимо учесть и доходы упущенных возможностей. Поэтому при расчете прибыли принимается во внимание не фактические затраты, а экономические, под которыми понимается совокупная стоимость других благ, которые можно было бы приобрести при более выгодном использовании потраченных ресурсов. С позиции практики данный метод не реализуем в связи с рядом обстоятельств. Во-первых, если упущенный эффект от неиспользования имевшихся ресурсов поддается оценке, то оценить упущенный доход от нерационального использования активов практически невозможно. Во-вторых, число разновидностей упущенных доходов вряд ли обозримо. В-третьих, понятие рационального использования ресурсов весьма условно.

     Суть второго  подхода – в ее расчете по  результатам изменения чистых  активов фирмы. При данном подходе  формулируется понятие прибыли  предпринимательской как индикатора успешности фирмы с позиции участников рынка капитала, фактических и потенциальных инвесторов. Один из очевидных вариантов расчета прибыли, основывающийся на рыночных оценках – расчет прибыли через изменение рыночной капитализации фирмы: прибыль равна приросту капитала собственников, имевшему место в отчетном периоде и проявляющемуся в увеличении чистых активов фирмы, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений, за вычетом обязательств. Трудность данного подхода в том, что прибыль рассчитывают, а не реализуют. К тому же не все изменения собственного капитала считаются элементами прибыли [13, С.476].

     Суть третьего  подхода – в исчислении прибыли  как разницы между доходами  и затратами фирмы, относимыми  к отчетному периоду. При данном подходе формулируется понятие прибыли бухгалтерской – это положительная разница между признанными доходами и затратами, отнесенными к отчетному периоду. Данное определение менее проблематично и приемлемо для практического использования.    

    В рыночной экономике выделяют различные виды прибыли, которые можно классифицировать следующим образом:

     1. По видам  хозяйственной деятельности различают:  прибыль от основной деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

     2. По составу  включаемых элементов различают:  маржинальную (валовую) прибыль;  общий финансовый результат отчетного  периода до выплаты процентов  и налогов (брутто-прибыль); прибыль  до налогообложения; чистую прибыль.

     Маржинальная  прибыль – это разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры товарной продукции; отпускных цен; цен на сырье, материалы, комплектующих изделий; тарифов на энергию и транспортировку; затрат на оплату труда работающих.

     Брутто-прибыль  включает финансовые результаты  от основной, финансовой и инвестиционной  деятельности, внереализационные и  чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).

     Прибыль  до налогообложения – это результат  после выплаты процентов кредиторам.

Информация о работе Формирование и использование прибыли