Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

Файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 16.   

1

2

3

4

5

6

7

8

4) поздравления

4,1

0,0

0,0

-4,1

-

0,0

-

5) прочие, в том числе

26,5

28,5

51,6

25,1

94,7

23,1

81,1

- учеба

12,2

0,6

0,0

-12,2

-

-0,6

-

- НПФ

7,4

12,1

12,4

5

67,6

0,3

2,5

- НДС, амортизация

1,6

8,3

0,0

-1,6

-

-8,3

-

- другие

5,3

7,5

39,2

33,9

639,6

31,7

422,7

Всего:

405,5

542,2

677,1

271,6

67,0

134,9

24,9




   

     На основании таблицы видно, что общие изменения выплат чистой прибыли социального и производственного характера, по сравнению с 2006г., составили в 2008 г. 271,6 тыс. руб. или выросли на 67 %, а по сравнению с 2007 г. – 134,9 тыс. руб. или 24,9 %. Кроме того, больше всего выплат приходится на 2007 г. На данный период они составили 542,2 тыс. руб. К тому же, из таблицы видно, что наметилась тенденция увеличения в динамике лет выплат всего.

     Изменения  выплат социального характера  составляют 249,7 тыс. руб. или 98,3 % по сравнению с 2006 г., а по  сравнению с 2007 г. – 114,9 тыс.  руб. или 29,6 %. Из года в год  увеличивалась сумма материальной помощи и на конец 2008 г. она составила 204,2 тыс. руб. Общая сумма выплат также увеличивается, ее изменения по сравнению с 2006 г. составляют 97,3 тыс. руб. или 138 %, а по сравнению с 2007 г. – 59,8 тыс. руб. или 55,4%. Динамика данных показателей растет в сторону увеличения. Однако общая сумма, приходящаяся на подарки, снизилась по сравнению с 2006 г. на 13,9 тыс. руб. или на 12,2 %, а по сравнению с 2007 г. – на 8,2 тыс. руб. или на 7,5 %. К тому же все значения по этому показателю также наметили тенденцию к снижению. Что касается суммы компенсаций, то по этому показателю предприятием не было выделено средств ни в 2006 г., ни в 2007 г. Но уже в 2008 г. компенсации составили 1,2 тыс. руб. Сумма, выделенная на путевки, по сравнению с 2006 г. незначительно снизилась на 0,1тыс. руб. или на 0,3 %, а по сравнению с 2007 г. – на 3,1 тыс. руб. или на 9,4 %. Кроме того, в 2007 г. наблюдается самое большое значение по данному показателю – 33 тыс. руб.

     Выплаты  производственного характера, также как и выплаты социального характера, наметили тенденцию к увеличению в течение рассматриваемых периодов и составили на конец рассматриваемого периода 173,5 тыс. руб. Изменения данных выплат по сравнению с 2006 г. составили 21,9 тыс. руб. или 14,4 %, а по сравнению с 2007 г. – 20 тыс. руб. или 13 %. Отчисления в Профком также увеличились по сравнению с 2006 г. на 0,9 тыс. руб. или на 0,7 %, а по сравнению с 2007 г. снизились на 3,1 тыс. руб. или на 2,5 %. Предприятие в течение рассматриваемых периодов не занималось благотворительной и спонсорской помощью техникуму, а также проведением культурно-массовых мероприятий. Поэтому выделенных средств на данные мероприятия нет. В 2007 г. и 2008 г. также не перечислялись средства на поздравления, но в 2006 г. выделенные средства составили 4,1 тыс. руб. Несмотря на отрицательное изменение некоторых составляющих прочих выплат, однако этот показатель в динамике лет увеличился. По сравнению с 2006 г. изменение составляет 25,1 тыс. руб. или 94,7 %, а по сравнению с 2007 г. – 23,1 тыс. руб. или 81,1 %.

     В целом  распределение чистой прибыли  по предприятию в динамике  лет было положительным. Изменения  происходили в сторону увеличения  практически по всем показателям.  Данные изменения свидетельствуют  о том, что предприятие из года в год работало успешнее, эффективнее. Об этом также свидетельствует изменение общих выплат, которые составляют по сравнению с 2006 г. − 271,6 тыс. руб. или 67 %, а по сравнению с 2007г. – 134,9 тыс. руб. или 24,9 %.

     На предприятии  целесообразно осуществлять управление прибылью путем исчисления разнообразных показателей рентабельности. На основании таблицы 1 рассчитаем показатели рентабельности на примере предприятия АМРП. Данные представлены в таблице 17.

Таблица 17.

 

Расчет показателей  рентабельности за 2006-2008 гг. на примере предприятия АМРП, %

Показатели

Результат, в %

Изменение (±) 2007 г. от 2006 г.

Изменение (±) 2008 г. от 2006 г.

Изменение (±) 2008 г. от 2007 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

Рентабельность продукции

12,8

20,9

9,0

8,1

-3,8

-11,9

Рентабельность продаж

10,8

16,5

8,0

5,7

-2,8

-8,5

Рентабельность активов

4,2

7,8

4,4

3,6

0,2

-3,4

Рентабельность текущих активов

43,9

53,5

36,0

9,6

-7,9

-17,5

Рентабельность собственного капитала

307,6

114,2

54,7

-193,4

-252,9

-59,5


      

     На основании таблицы наблюдается значительное изменение у предприятия показателей рентабельности. Самая благоприятная тенденция наблюдалась в 2007 г. Доля прибыли в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности предприятия увеличилась по сравнения с 2006 г. на 8,1 % и составила в 2007 г. − 20,9%. Однако уже в 2008 г. наблюдается снижение данного показателя, по сравнению с 2006 г., на 3,8 пунктов. По сравнению с 2007 г., значение данного показателя рентабельности уменьшается: снизился на 11,9 %. Это значит, что доля прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, заметно снизилась.

      Показатели  рентабельности продукции и рентабельности  продаж взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Соответственно, при увеличении рентабельности продукции, рентабельность продаж также увеличивается, что и наблюдается в периоды с 2006 г. по 2007 г. Данный показатель увеличился на 5,7 % и составил в 2007 г. 16,5 %. Однако в 2008 г. данный показатель, по сравнению с 2006г., снизился на 2,8 пунктов и составил в отчетном году 8 %. Кроме того, по сравнению с 2007 г., также произошло снижение на 8,5 %. В этот период снизилась эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия. С каждого рубля продаж предприятие имело 0,08 коп. прибыли. Данное значение свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия. Анализ рентабельности продаж выявил, что предприятие недостаточно доходно по основной деятельности, к тому же обнаружена тенденция снижения данного показателя на конец рассматриваемого периода, что говорит о неэффективной деятельности данного предприятия.

     Кроме того, общая  доходность вложенного в производство капитала увеличилась по сравнению с 2006 г. на 3,6 % и составила 7,8 % в 2007 г. К тому же, к 2008 г. данный показатель рентабельности, по сравнению с 2006 г., увеличился на 0,2 % и составил в отчетном периоде 4,4 %. Однако, уже при сравнении с 2007 г. произошло снижение данного показателя на 3,4 %.

     По сравнению  с 2006 г. прибыль, полученная  с каждого рубля, вложенного  в текущие активы, увеличилась  лишь на 9,6 % и составила в 2007 г. 53,5 %. Однако уже в 2008 г. значение  данного показателя, по сравнению с 2006 г., снизилось на 7,9 % и продолжало снижаться и при сравнении с 2007 г. (на 17,5 %). Это значит, что предприятие не рационально использует оборотные средства, что свидетельствует о неэффективной политике в этой области.

     Кроме того, эффективность использования средств учредителей заметно колеблется. Самым благоприятным периодом является 2006 г., т.к. именно в этом году прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, полученная на каждый рубль вложений собственников в данное предприятие была наибольшей по сравнению с 2007 г. и 2008 г. и составила 307,6 %. Самым неблагоприятным периодом является 2008 г. В этом году данный показатель рентабельности оказался наименьшим и составил 54,7 %. А это значит, что в этом году предприятие было непривлекательным с целью вложения средств собственников.

     Таким образом,  в течение 2006-2007 гг. на предприятии  наблюдается тенденция увеличения  показателей рентабельности. А это  говорит о благоприятном развитии  предприятия. В эти периоды  наметилась тенденция улучшения развития предприятия. Самым неблагоприятным периодом является 2008г. В этот период наблюдается снижение всех показателей рентабельности. Предприятие приносило прибыль меньше, чем в 2006 г. и в 2007 г. Именно в этот период предприятие вело неэффективную работу, приносило маленькую доходность по различным направлениям деятельности.

     На основании  формул 5 и 6 на примере предприятия  АМРП рассчитаем факторный анализ  динамики рентабельности продукции  за 2006-2008 гг. Данные представлены в таблице 18.

Таблица 18.

Факторный анализ динамики рентабельности продукции  АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Года

Влияние изменения себестоимости  на динамику рентабельности

Влияние изменения объема продукции  на динамику рентабельности продукции

Общее изменение рентабельности продукции

1

2

3

4

2006г.

-1,348

1,406

0,058

2007г.

-0,094

0,174

0,08

2008г.

-0,627

0,489

-0,138


    

     Анализируя  факторный анализ рентабельности  продукции в течение рассматриваемых  периодов, обнаружилась такая тенденция: по сравнению с базисным периодом в 2006 г. рентабельность продукции повысилась на 0,0058:

     - за счет  изменения себестоимости реализованной  продукции она уменьшилась на 1,348;

     - за счет  изменения объема реализованной  продукции в отпускных ценах она возросла на 1,406.

     В 2007 г.  по сравнению с базисным периодом  рентабельность продукции выросла  на 0,08:

     - за счет  изменения себестоимости реализованной  продукции она уменьшилась на 0,094;

     - за счет  изменения объема реализованной  продукции в отпускных ценах она возросла на 0,174.

     В 2008 г.  по сравнению с базисным периодом  рентабельность продукции уменьшилась  на 0,138:

     - за счет  изменения себестоимости реализованной  продукции она уменьшилась на 0,627;

     - за счет  изменения объема реализованной продукции в отпускных ценах она возросла на 0,489.

     Таким образом, самым благоприятным периодом был 2007 г., так как общее изменение рентабельности на тот момент составило 0,08. Это произошло за счет изменения объема реализованной продукции в сторону увеличения по сравнению с себестоимостью реализованной продукции. Самым неблагоприятным моментом стал 2008 г. В этот период общее изменение рентабельности было отрицательным (-0,138). Это связано с тем, что предприятие на себестоимость продукции потратило больше затрат, а реализовало меньше. Однако в течение рассматриваемых периодов следует обратить внимание на то, что общее изменение рентабельности остается на очень низком уровне, что свидетельствует о небольшой прибыльности предприятия.

     На основании формулы 4 произведем расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости АМРП. Расчет представлен в таблице 19.

Таблица 19.

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

1.Выручка от реализации продукции

67166,0

77069,0

106908,0

2.Прибыль от реализации

7242,0

12736,0

8525,0

3.Сумма переменных затрат

56699,0

60944,0

94893,0

4.Сумма постоянных затрат

3226,0

3389,0

3490,0

5.Сумма маржинального дохода

10467,0

16125,0

12015,0

6.Доля маржинального дохода в выручке

0,2

0,2

0,1

7.Порог рентабельности

16130

16945

34900

8. Запас финансовой устойчивости

0,8

0,8

0,7




Расчет порога рентабельности и запаса финансовой устойчивости АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.

 

Информация о работе Формирование и использование прибыли