Формирование и использование прибыли организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в выполнении расчетов и оценке основных показателей эффективности деятельности организации.
Задачами курсовой работы являются:
- закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курса «Финансы организаций (предприятий)»;
- приобретение навыков самостоятельной работы со специальной, нормативной, периодической литературой

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование и использование прибыли организации 5
2. Капитал организации: формирование и управление 15
3. Оценка деловой и рыночной активности организации 27
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 39

Файлы: 1 файл

кр Финансы организаций (предприятий) (1).doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Основополагающим принципом  формирования системы показателей эффективности и выражения ее сущности на всех уровнях управления экономикой (страны, отрасли, хозяйствующего субъекта) является соотношение конечного результата (в виде национального дохода, валового внутреннего продукта, объема выпуска или реализации продукции) и эффекта (прибыли) с примененными и потребленными ресурсами (в совокупности или по отдельным видам).

В качестве показателей  эффективности хозяйственной деятельности предприятия приняты показатели прибыли и рентабельности.

В условиях рыночной экономики  получение прибыли является основной целью деятельности предприятия. Предприятие  самостоятельно устанавливает цены на выпускаемую им продукцию и реализует ее потребителю. Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, представляют собой выручку от реализации. Если выручка превышает совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции, финансовый результат деятельности предприятия свидетельствует о получении прибыли. Если затраты превышают выручку, то финансовый результат деятельности предприятия будет отрицательным и принимает форму убытков. Таким образом, прибыль характеризует превышение доходов предприятия над его расходами.

Показатель прибыли  не всегда полностью характеризует эффективность работы предприятия, поскольку прирост прибыли может происходить за счет роста цен без снижения издержек. С другой стороны, два предприятия могут получить одинаковую прибыль при различной величине средств, вложенных в основные и оборотные фонды. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить получаемые результаты с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена  при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует  сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а  также с данными других организаций.

Цель курсовой работы заключается в выполнении расчетов и оценке основных показателей эффективности деятельности организации.

Задачами курсовой работы являются:

- закрепление теоретических  знаний, полученных при изучении  курса «Финансы организаций (предприятий)»;

- приобретение навыков  самостоятельной работы со специальной,  нормативной, периодической литературой;

- применение теоретических  знаний для решения конкретных  практических задач.

Исходными данными для  выполнения расчетной части курсовой работы служит условная информация, приведенная в приложении.

Работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена  формированию и использованию прибыли организации. Вторая глава освещает формирование и управление капитала организации. В третьей главе произведена оценка деловой и рыночной активности организации.

Теоретической базой  при выполнении курсовой работы служат труды Ковалева В.В., Лапуста М.Г. и др.

 

1. Формирование и использование  прибыли организации

 

Прибыль – это экономическая  категория, которая отражается чистый доход организации, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющейся основным источником самофинансирования ее дальнейшего развития.

Прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Рост прибыли создает  финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных проблем, удовлетворения материальных потребностей трудовых коллективов. За счет прибыли выполняются обязательства организации перед бюджетом, банками и другими организациями.

Показатели прибыли  характеризуют степень деловой  активности и финансового благополучия организации. По прибыли определяются уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы.

Механизм формирования чистой прибыли представлен на рис. 1.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации. Она используется в соответствии с уставом организации. За счет чистой прибыли осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам организации, создаются резервные и страховые фонды и т.д. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорции между капитализируемой и потребляемой ее суммой с целью обеспечения:

а) требуемого объема инвестиций для производственного развития;

б) необходимой нормы  доходности на инвестированный капитал  собственникам организации.

Основными экономическими показателями деятельности организации являются следующие:

Выручка (НЕТТО) от продажи товаров, продукции, работ, услуг – величина выручки от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей.

Рисунок 1 – Алгоритм формирования финансовых результатов  организаций (предприятий)

Затраты на производство и реализацию продукции – денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции).

Валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции или услуги.

Маржинальная прибыль – разность между объемом продаж и переменными затратами на производство товара или услуги; также называется маржинальным доходом. Представляет собой сумму денежных средств, необходимых для покрытия постоянных затрат и образования прибыли.

Прибыль от продаж - это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль до налогообложения - это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения – это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль – это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

Точка безубыточности – минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль (рис. 2). Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.

Рисунок 2 – Определение  точки безубыточности

 

Операционный рычаг – это потенциальная возможность влиять на прибыль компании, путем изменения структуры себестоимости и объем производства.

Эффект операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от продаж всегда ведет к более сильному изменению прибыли. Этот эффект вызван различной степенью влияния динамики переменных затрат и постоянных затрат на финансовый результат при изменении объема выпуска. Влияя на величину не только переменных, но и постоянных затрат, можно определить, на сколько процентных пунктов увеличится прибыль.

Запас финансовой прочности – при оценке финансовой устойчивости компании позволяет оценить уровень рентабельности при ухудшении рыночной конъюнктуры.

Запас финансовой прочности  это разность между фактическим  объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Чем выше запас финансовой прочности, тем больше возможностей для сохранения обозначенного уровня прибыльности при уменьшении выручки от реализации.

Показатели рентабельности – показатели обобщенной характеристики эффективности работы предприятия в целом, показывающие, насколько прибыльна деятельность организации.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли  отражает существующую дивидендную политику организации, процесс формирования фондов и резервов для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. Распределение чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним.

Распределение прибыли  на социальные нужды включает расходы  по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т. п.

К расходам на материальное поощрение относятся расходы  на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др. [4, с. 40-41].

В перечне расходов, производимых из чистой прибыли, в контрольной  работе предусмотрены и обоснованы следующие:

- отчисления на создание  резервного фонда;

- пополнение собственных  оборотных средств;

- мероприятия по социальному  и научно-техническому развитию  организации;

- материальное поощрение  работников организации;

- выплаты дивидендов  по акциям;

- другие отчисления.

Все направления расходования чистой прибыли условно можно  разделить на две части – накопление и потребление.

Организация, большая  часть прибыли которой используется на накопление (увеличение размеров его  имущества), относится к перспективным, растущим, развивающимся. Но целью предпринимательской деятельности может быть и решение социальных задач и пополнение материальных благ учредителей путем распределения получаемой прибыли на личное потребление. Результаты расчетов и их обоснование представлено в табл. 1.

Выводы по табл. 1:

- выручка выросла на 178,0 тыс. руб.;

- снижение себестоимости составило 822,8 тыс. руб.

Таблица 1 –  Формирование финансовых результатов  организации, тыс. руб.

Показатель 

Прошлый год

Базисный год

Изменение (+, -)

1. Выручка (НЕТТО)  от продажи продукции, работ, услуг

23728,8

23906,8

178,0

2. Себестоимость  полная (затраты на производство и реализацию продукции)

17796,6

16973,8

-822,8

3. Прибыль от  продаж (п.1 – п.2)

5932,2

6933,0

1000,8

4. Внереализационные доходы

20

15

-5,0

5. Внереализационные  расходы

0

0

0,0

6. Налог на  имущество организации

245,4

257,4

12,1

7. Прибыль до  налогообложения (п.3 + п.4 - п.5 - п.6)

5706,8

6690,5

983,7

8. Налог на  прибыль

1141,4

1338,1

196,7

9. Чистая прибыль  - всего (п. 7 - п.8)

4565,5

5352,4

786,9

в том числе  направлена

     

на накопление (60%)

2739,3

3211,5

472,2

на потребление (40%)

1826,2

2141,0

314,8

Информация о работе Формирование и использование прибыли организации