Формирование и использование прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:42, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является обоснование результативности механизма формирования и направлений использования прибыли на предприятии.
Для осуществления цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить теоретические и методические основы управления прибылью на предприятии;
- проанализировать формирование и использование прибыли предприятия на примере АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»;

Файлы: 1 файл

Дипломна.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

    

     Расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли представлен в таблице 12.

Таблица 12.

Расчет  влияния факторов на изменение суммы  чистой прибыли АМРП за 2007 г., тыс. руб.

Факторы изменения прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы, тыс. руб.

1

2

3

1. Изменение общей суммы  прибыли до налогообложения

+4351,8

1.1. Прибыль от реализации:

+9679,4

- объем реализации продукции

+724,7

- структура реализации  продукции

+696,9

- себестоимость продукции

+3127,2

1.2. Сальдо внереализационных  доходов и расходов

-250,8

1.3. Сальдо операционных  доходов и расходов

-

-

2. Проценты к уплате

-

-

3. Налог на прибыль 

0

Итого:

4352


 

     Из  таблицы 12 видно, что на увеличение суммы чистой прибыли повлияло изменение структурных сдвигов и объем реализации продукции. Себестоимость продукции продолжает расти, к тому же у предприятия не было операционных доходов и расходов, однако сумма внереализационных расходов уменьшила сумму чистой прибыли.

Таблица 13.

Определение суммы чистой прибыли АМРП за 2008 г., тыс. руб.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес в сумме прибыли до налогообложения, %

±

в %

±

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Сумма прибыли до налогообложения

12407,0

7701,0

-4706,0

-37,9

100,0

100,0

-

2. Налог на прибыль

2978,0

1848,0

-1128,0

-37,9

24,0

24,0

0

3. Чистая прибыль отчетного  периода

9429,0

5853,0

-3576,0

-37,9

76,0

76,0

0


    

     Проведем расчет влияния факторов на изменение суммы чистой прибыли. Результат представлен в таблице 14.

Таблица 14.

Расчет  влияния факторов на изменение суммы  чистой прибыли АМРП за 2008 г., тыс. руб.

Факторы изменения прибыли

Расчет влияния

Изменение суммы, тыс. руб.

1

2

3

1. Изменение общей суммы прибыли до налогообложения

-3576,6

1.1. Прибыль от реализации:

+6479,0

- объем реализации продукции

+3609,2

- структура реализации  продукции

-1101,5

- себестоимость продукции

-7868,4

1.2. Сальдо внереализационных  доходов и расходов

-626,2

1.3. Сальдо операционных  доходов и расходов

-

-

2. Проценты к уплате

-

-

3. Налог на прибыль 

0

Итого:

-3576


 

    На  основании таблицы видно, что общее изменение суммы прибыли до налогообложения отрицательное, соответственно сумма чистой прибыли также будет отрицательной. Кроме того, на такое изменение прибыли повлиял существенный рост себестоимости, увеличение внереализационных расходов, а также структурные сдвиги в ассортименте продукции. Лишь объем реализации продукции поспособствовал незначительному увеличению чистой прибыли. Факторы второго порядка (проценты к уплате, налог на прибыль) никак не повлияли на изменение суммы чистой прибыли.    

     Анализируя  формирование суммы чистой прибыли  в течение всех рассматриваемых  периодов, видно, что самым благоприятным  периодом стал 2007 г. В этот период, по сравнению с другими, чистая  прибыль предприятия увеличилась на 4352 тыс. руб., что превышает изменение суммы чистой прибыли в 2006 г. на 1700 тыс. руб. и в 2008 г. – на 7928 тыс. руб. В 2007 г. предприятие работало успешно, эффективно, приносило прибыль и было доходным. Самым неблагоприятным периодом был 2008г.: предприятие принесло незначительную прибыль, и она оказалась ниже, по сравнению с другими рассматриваемыми периодами.  На данный

период у предприятия  была низкая рентабельность.

     Большую  роль обоснованности управленческих  решений в бизнесе играет маржинальный анализ, который называют еще анализом безубыточности. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью,  − и прогнозируются величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Маржинальный анализ позволяет более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины; определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов; установить зону безубыточности.     

     Рассчитаем  эффект операционного рычага  на основе формулы 3 на примере предприятия АМРП. Данные представлены в таблице 15.

Таблица 15.

Данные к  расчету точки безубыточности и  эффекта операционного рычага на примере предприятия АМРП за 2006-2008 гг., тыс. руб.

Показатель

Сумма

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

Выручка от реализации

67166

77069

106908

Переменные затраты

56699

60944

94893

Маржинальная прибыль (стр.1-стр.2)

10467

16125

12015

Постоянные расходы

3226

3389

3490

Финансовый результат (стр.3-стр.4)

7241

12736

8525


 

     По данным таблицы рассчитаем по каждому году эффект операционного рычага.

     2006 г. Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации:

10467 : 67166 ∙ 100 % = 15,6 %

     Точка безубыточности  в этом случае будет равна:

3226 : 15,6 % ∙ 100 % = 20679,5 тыс.  руб.

     Сила воздействия операционного рычага будет равна:

10467 : 7241 = 1,4

     Другими  словами, любое изменение выручки  влечет за собой изменение  прибыли в пропорции 1:1,4. Допустим, у предприятия появилась возможность  увеличить выручку от реализации  на 10 %. В этом случае прибыль возрастет на 14 %.

     2007 г. Процент  маржинальной прибыли к выручке  от реализации равен:

16125 : 77069 ∙ 100 % = 20,9 %

     Точка безубыточности  в данном периоде будет равна:

3389 : 20,9 % ∙ 100 % =16215,3 тыс.  руб.

То есть, при объеме выручки, равной 16215,3 тыс. руб., предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.    

     Сила воздействия  операционного рычага будет равна:

16125 : 12736 = 1,3

    Это означает, что любое изменение выручки  изменяет прибыль в пропорции  1:1,3. Кроме того, при снижении выручки от реализации сила операционного рычага возрастает, что влечет за собой серьезное снижение прибыли.

     2008 г. Процент  маржинальной прибыли к выручке  от реализации равен:

12015 : 106908 ∙ 100 % = 11,2 %

     Точка безубыточности  в этом случае будет равна:

3490 : 11,2 % ∙ 100 % =31160,7 тыс.  руб.

     Сила воздействия  операционного рычага в этом  случае будет равна:

12015 : 8525 = 1,4

      Таким  образом, любое изменение выручки  влечет собой изменение прибыли  в пропорции 1:1,4. При увеличении выручки, допустим, на 10 %, прибыль увеличится на 14 %.

     В результате  сравнения силы воздействия операционного  рычага в течение всех рассматриваемых  периодов, обнаруживается, что самым  неблагоприятным периодом был  2006 г. и 2008 г. Сила воздействия на тот момент составляла 1,4. В этот период любое изменение выручки от реализации приводило к еще более сильному изменению прибыли. Однако точка безубыточности в 2006 г. составляла 20679,5 тыс. руб., а в 2008 г. – 31160,7 тыс. руб. Это говорит о том, что самым рисковым периодом был 2008 г., поскольку и критическая точка в этом периоде является наибольшей.  В динамике лет наименьший риск предприятие представляло в 2007 г. В этот период сила воздействия операционного рычага составляла всего лишь 1,3. Кроме того, точка безубыточности на данный момент являлась наименьшей и составляла 16215,3 тыс. руб. Следовательно: чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменном объеме продаж, тем сильнее влияние операционного рычага. Однако если бесконтрольно увеличивать постоянные расходы, то резко увеличивается предпринимательский риск, так как если при этом сократится выручка от реализации продукции, то предприятие понесет большие потери в прибыли.

     Таким образом, при анализе формирования прибыли необходимо изучить ее состав и структуру, а также основные показатели. Уровень и динамика показателей финансовых результатов деятельности предприятия показали, что при сравнении с 2006 г. у предприятия в 2008 г. все показатели увеличились и возросла чистая прибыль на 15,3 %, но при сравнении с 2007 г. – практически все показатели снизились, уменьшилась и сумма чистой прибыли на 37,9 %. Это говорит о том, что в 2007 г. предприятие работало успешнее. Кроме того, в распоряжении предприятия чистой прибыли осталось больше в 2007 г. На изменение прибыли оказывают влияние различные факторы. Поэтому самым благоприятным изменением прибыли было за счет изменения объема реализованной продукции, и самым неблагоприятным изменением прибыли стало за счет приращения себестоимости и структурных сдвигов в структуре и ассортименте реализованной продукции. Формирование чистой прибыли является итоговым в определении финансового результата деятельности предприятия. На протяжении 2006-2007 гг. наблюдался рост чистой прибыли АМРП, но уже на 2008 г. прибыль снизилась, что свидетельствует о низкой доходности предприятия в данном периоде.

 

      2.3. Оценка использования прибыли АМРП ФГУП УПС «Татарстан почтасы»

     По решению  учредителя часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение уставного фонда предприятия. К тому же, остающаяся в распоряжении предприятия часть чистой прибыли используется на внедрение, освоение новой техники; развитие деятельности предприятия; строительство, реконструкцию основных фондов. В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании прибыли на предприятии. Данные о распределении чистой прибыли представлены в таблице 16.

Таблица 16.

Данные о  распределении чистой прибыли АМРП, тыс. руб.

Показатели

Сумма, тыс. руб.

Изменения (±) 2008г. от 2006г.

Изменения (±) 2008г. от 2007г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Тыс. руб.

в %

Тыс. руб.

в %

1

2

3

4

5

6

7

8

Выплаты социального характера

253,9

388,7

503,6

249,7

98,3

114,9

29,6

1) материальная помощь

39,0

137,6

204,2

165,2

423,6

66,6

48,4

2) выплаты, в том числе:

70,5

108,0

167,8

97,3

138,0

59,8

55,4

- к юбилейным датам за стаж

60,5

62,0

167,8

107,3

177,4

105,8

170,6

- единовременные премии

10,0

46,0

0,0

-10

-

-46

-

3) подарки, в том числе:

114,4

108,7

100,5

-13,9

-12,2

-8,2

-7,5

- новый год

46,1

43,4

45,1

-1

-2,2

1,7

3,9

- день пожилых

40,3

35,7

35,4

-4,9

-12,2

-0,3

-0,8

- день Победы

13,5

0,0

11,5

-2

-14,8

11,5

-

- другие (день знаний, день отечества, 8 марта, день матери)

14,5

29,6

8,5

-6

-41,4

-21,1

-71,3

4) компенсации

0,0

0,0

1,2

1,2

-

1,2

-

5) путевки, в том числе:

30,0

33,0

29,9

-0,1

-0,3

-3,1

-9,4

- лагеря отдыха

30,0

0,0

29,9

-0,1

-0,3

29,9

-

- оздоровительные учреждения

0,0

33,0

0,0

0,0

-

-33,0

-

Выплаты производственного характера

151,6

153,5

173,5

21,9

14,4

20

13,0

1) отчисления в Профком

121,0

125,0

121,9

0,9

0,7

-3,1

-2,5

2) благотворительная и спонсорская  помощь техникуму

0,0

0,0

0,0

0,0

-

0,0

-

3) проведение культурно-массовых  мероприятий

0,0

0,0

0,0

0,0

-

0,0

-

Информация о работе Формирование и использование прибыли