Формы и методы воздействия муниципальных финансов на социальную сферу: строительство. Субъект Российской Федерации: Новосибирск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:27, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является совершенствование политики градостроительства, реализуемой департаментом строительства и архитектуры на территории города Новосибирска.
Задачами исследования являются:
1. Исследовать действующую нормативно - правововую базу, обеспечивающую функционирование и развитие МО г. Новосибирск: Исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Выделить и охарактеризовать проблемы МО г. Новосибирск.
2. Проанализировать состояние и составить модель системы управления МО г. Новосибирск: Сделать краткую характеристику МО г. Новосибирск; Составить модель процесса управления МО г. Новосибирск; Выделить индикативные показатели управления развитием МО г. Новосибирск.
3. Предложить управленческое решение, направленное на совершенствование системы градостроительства МО г. Новосибирск: Рассмотреть структуру управления МО г. Новосибирск; Сделать финансово-экономический анализ результатов деятельности МО г. Новосибирск; Разработать управленческое решение по развитию градостроительной системы МО г. Новосибирск.

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, прогнозируется следующая численность населения города Новосибирска:2

к 2015 году - 1490 тыс. человек;

к 2030 году - 1700 тыс. человек.

Новосибирск – крупнейший транспортный узел Западной Сибири, расположенный на пересечении Западно-Сибирской железной дороги; автомобильных дорог федерального значения Челябинск – Иркутск («Байкал») и Новосибирск – Ташанта (Чуйский тракт); воздушных трасс международного, федерального и регионального значения, судоходной реки Обь.

Такое положение обусловило статус Новосибирска как центрального скрепляющего звена всего экономического пространства сибирских территорий, звена между главными экономическими и демографическими гигантами Евразии — Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас город является срединной географической точкой на карте между угольным Кузбассом с юга и нефтегазодобывающими районами с севера, между промышленными городами с запада и востока, располагается на перекрестке важнейших магистралей западно-восточного и южного направлений, по которым осуществляются транспортно-экономические связи российских регионов.

Другим важнейшим фактором социально-экономического развития Новосибирска является промышленность. Эвакуированные в годы Великой Отечественной  войны в Новосибирск фабрики  и заводы из европейской части  России превратили город в один из крупнейших индустриальных центров страны. Сегодня основу промышленного потенциала Новосибирска составляют более 220 крупных и средних предприятий большинства отраслей современного производства. Основные из них: металлургия, металлообработка и машиностроение (44%), электроэнергетика (27%), производство строительных материалов, лёгкая, медицинская, химическая, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность.

В таблице 3 представлена динамика основных социально-экономических показателей г. Новосибирска.

Таблица 3 - Основные социально-экономические  показатели г. Новосибирска, млн.руб.

 

2009

(отчёт)

2010 (оценка)

2011 (прогноз)

2012

(прогноз)

2013

(прогноз)

Число предприятий и  организаций, единиц

131977

134808

133500

134000

135000

Оборот розничной торговли

71200,2

72600,0

75500,0

80000,0

86400,0

Объем платных услуг  населению

56601,2

64142,6

72523,3

81992,7

93324,1

Инвестиции в основной капитал

58348,3

62262,3

71802,1

83821,1

99671,7


Новосибирск – крупнейший центр  академической науки в азиатской части России, в нём сосредоточен мощный научный потенциал четырёх академий наук: Сибирское отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, отделение Академии архитектурных наук.

С 1957 года – с момента создания Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) – фундаментальная  и прикладная наука в Новосибирске является одним из основных градообразующих  факторов. Ядро научного центра – Академгородок, включающий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных организаций академии наук, а также объекты инфраструктуры и социальной сферы. Всего в городе 131 научное учреждение. 

С 2001 года Новосибирск – полноправный член международной организации Всемирная ассоциация технополисов (ВАТ) – единственный из российских городов. 

Новосибирск располагает обширной сетью образовательных учреждений. В городе 21 государственный вуз, включая филиалы иногородних  высших учебных заведений (153,5 тыс. студентов); 17 негосударственных вузов, включая филиалы (14,4 тыс. студентов); 48 государственных и негосударственных средних специальных учебных заведений, включая филиалы (около 42 тыс. учащихся); 240 дневных общеобразовательных учреждений, включая 15 негосударственных (122,7 тыс. учащихся); 277 детских дошкольных учреждений (40,2 тыс. детей). В образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. Уровень обеспеченности компьютерами общеобразовательных учреждений г. Новосибирска значительно выше среднероссийского уровня. 

Новосибирск обладает огромным творческим потенциалом и по праву считается  культурным центром Сибири. В городе работают многочисленные творческие союзы  и объединения, более 150 учреждений культуры, свыше 700 творческих коллективов, 8 профессиональных театров. 

Сегодня Новосибирск – это крупный  современный город со всеми признаками и элементами мегаполиса, с развитой инженерной инфраструктурой, транспортной сетью, включая метрополитен, коммунальным хозяйством и жилым фондом, с разветвлённой сетью социальных объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность города.

Важнейшим приоритетом развития города Новосибирска является обеспечение  качественно нового уровня социального  и экономического развития. Улучшение демографической ситуации на территории области за счёт системы мер, направленной на снижение смертности, стимулирование рождаемости, эффективную миграционную политику. В экономической сфере важно создать условия для развития инновационного сектора экономики, высокотехнологичных производств, ускоренной модернизации действующих производств, развития значительно более высокими темпами транспортно-дорожного комплекса, логистической инфраструктуры, развития жилищно-строительного комплекса с использованием современных строительных технологий.

    1.  Основные показатели  управления развитием МО г. Новосибирск

Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских  округов и муниципальных районов" от 28 апреля 2008 г. N 607 и утверждает перечень из 30-ти показателей, по которым будет осуществляться анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Но в рамках данной работы анализ будет произведён по выборочным показателям.

Для системного управления развитием  муниципального образования необходимо выделить ту группу показателей, воздействуя  на которые можно существенно  повлиять на прогнозируемый конечный результат. В таблице 6 выделены показатели двух основных направлений развития МО.

Таблица 6

Система показателей для управления муниципальным образованием

 

Наименование  показателя

Порядок расчёта

Значение

Характеристика  показателя

Оценка  уровня жизни и благосостояния жителей  МО

1.

Рождаемость

Пр = Чр/Чн

Пр - Показатель количества рожденных на 1000 жителей за год или иной период

Чр - Число  рожденных за период Т

Чн - Численность  населения приведенная к тысячи

Демографический потенциал МО

2.

Смертность

Пс = Чс/Чн

Пс - Показатель смертности на 1000 жителей за год или иной период

Чр - Число  рожденных за период Т

Чн - Численность  населения приведенная к тысячи

Демографический потенциал МО

3.

Прирост населения

Пн = Чк/Чн* 100

Пн - Показатель прироста населения за год или  иной период в %

Чр - Численность населения  на конец года или периода Т.

Чн - Численность населения  на начало года или периода Т.

Демографический потенциал МО

4.

Баланс полов  населения

Бп = Чм/Чн*100

Бп - Баланс полов  доля мужчин в общей численности  в %

Чм- Численность  мужского населения за год или периода Т

Чн - Численность населения  за год или периода Т.

Баланс населения  МО по половому признаку

5.

Уровень образованности

Уо=Чв/Чн*100

Уо - Уровень  образованности населения МО

Чв - Численность  с высшим образованием

Чн - Численность населения общая в МО

Уровень образованности населения МО

6.

Привлекательность жизни в МО

Пп= Чу / Чн* 100

Пп - Показатель привлекательности жизни в МО %

Чв - Численность уехавших из МО

Чн - Численность  населения общая в МО. Или

Чв - Численность прибывших в МО

Чн - Численность населения  общая в МО

Привлекательность жизни МО.

7.

Трудовой потенциал

Тп=Чтн/Чн*100

Тп - Трудовой потенциал  МО

Чтн - Численность  трудоспособного населения

Чн- Численность населения  общая в МО

Трудовой  потенциал в МО

8.

Доходы населения

Дн = SДж

Дн - Среднедушевой  доход на 1 человека в МО

SДж - Сумма доходов на одного жителя МО, определяется методами исследования по группам населения. Учитываются все виды доходов

Уровень благосостояния населения МО

9.

Уровень благосостояния

Кб= Дн/Пм

Кб - Коэффициент  благосостояния жителя МО

Дн - Среднедушевой  доход на 1 человека в МО

Пм - Прожиточный  минимум (расчетный)

Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума

10

Доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума

Пн = Чсд/Чн*100

Пн - Доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума

Чсд - численность  населения со среднедушевым доходом в МО

Чн - Численность  населения общая в МО

Уровень жизни  населения и уровень социальной напряженности

Наименование показателя

Порядок расчета

Значение

Характеристика  показателя

Оценка  экономического потенциала МО

1.

Доля бюджета  от аренды и продажи земли

Дбз=Дап/Бмо*100

Дбз - Доля доходов  в бюджете от операций по земле

Дап - доходы от аренды или продажи земли.

Бмо - Бюджет МО

Доля доходов  от аренды и продажи в собственных доходах МО

2.

Потенциал роста  бюджета

SДбз=SДба+SДбп

SДбз - максимально возможный доход бюджета от операций с землей

SДба - возможный доход бюджета от аренды

SДбп - возможный доход бюджета от продажи

Перспектива роста бюджета за счет операций с землей

3.

Доля бюджета  от операций с недвижимостью МО

Дбн=Дон/Бмо*100

Дбн - Доля доходов в  бюджете от операций с муниципальной недвижимостью

Дон - доходы от операций с недвижимостью

Бмо - Бюджет МО

Доля доходов  от аренды и продажи в собственных доходах МО

4.

Доля собственных доходов в бюджете МО

Дсд=Дсд/Бмо*100

Дсд - Доля собственных  доходов в бюджете МО

Дсд- собственные доходы в бюджет МО

Бмо-Бюджет МО

Уровень обеспеченности бюджета - соотношение собственных и дотационных средств

5.

Бюджетная обеспеченность населения

Днб = Бмо/Чн

Днб - доход  населения из бюджета на одного жителя МО

Бмо- Бюджет МО

Чн - Численность населения  МО

Определяет  бюджетную обеспеченность населения МО

6.

Дефицит бюджета

Бд=Дмо-Рмо/Рмо

Бд - Дефицит (профицит) бюджета МО

Дмо – Доходы МО

Рмо - расходы МО

Определяет  дифицит или профицит бюджета МО

7.

Долговая  нагрузка на бюджет

Дн=SОД/ Бмо

Дн - Долговая нагрузка

SОД - Сумма долговых обязательств и % выплат

Бмо - Бюджет МО

Определяет зависимость бюджета МО

8.

Доля расходов на здравоохранение

Дрбз=Рбз/Бмз*100

Дрбз - Доля расходов бюджета на здравоохранение.

Рбз - Расходы бюджета на здравоохранение  Бмо - Бюджет МО

Определяет  бюджетную возможность обеспечения услугами здравоохранения в МО

9.

Доля расходов на образование

Дрбо=Рбо/Бмо*100

Дрбз - Доля расходов бюджета на образование

Рбз - Расходы бюджета  на образование

Бмо - Бюджет МО

Определяет  бюджетную возможность обеспечения образовательными услугами в МО

10.

Доля расходов на ЖКХ

Држкх=Ржкх/Бмо* 100

Држкх- Доля расходов бюджета на ЖКХ

Ржкх - Расходы  бюджета на образование

Бмо - Бюджет МО

Определяет  бюджетную возможность обеспечения услугами ЖКХ в МО

11.

Инвестиционная активность

Иа=Vи / Чн

Иа - Инвестиционная активность в МО/

Vb - Обьем инвестиций в МО

Чн - Численность  населения МО

Обеспеченность  каждого жителя инвестициями в развитие МО

12.

Доля бюджета  за счет инвестиций

Дби=Ни/Бмо*100

Дби - Доля доходов  в бюджете за счет нвестиций

Ни - Обьем  налогов от инвестиций в МО

Бмо - Бюджет МО

Процент бюджета  за счет инвестиций в развитие МО

13.

Уровень безработицы

Пб=Кб/Чтн*100

Пб- Процент  безработных в МО

Кб- Количество безработных на бирже труда

Чтн - Численность  трудоспособного населения

Занятость населения

14.

Занятость населения

Пзн=Чз/Чтн*100

Пзн - Процент  занятости населения

Чз - Численность  занятых трудом в МО

Чтн - Численность  трудоспособного населения

Рост занятости трудового населения

15.

Прирост объема в промышленности

Поп = Vфп/Vп*100

Поп - Процент прироста пром производства

Vф-Фактический объем промышленного производства в МО

Vп- План объемов промышленного производства в МО

Динамика  роста промышленного производства

16.

Прирост объема в с/хозяйстве

Пос = Vфс/Vпс*100

Пос - Процент прироста сельскохозяйственного производства

Vфс - Фактический объем сельскохозяйственного производства в МО

Vпc - Плановый объемов с/х производства в МО

Динамика  роста промышленного производства


 

Для расчёта оценочных показателей благосостояния жителей используется учётно-статистическая информация МО, а именно:

    • среднегодовая численность постоянного населения.
    • численность трудовых ресурсов.
    • численность занятых в экономике (среднегодовая) – всего

В том числе:

а) в материальном производстве;

б) в непроизводственной сфере:

    • лица, не занятые трудовой деятельностью и учёбой.
    • численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (на конец года).
    • фонд оплаты труда

в том числе:

а) в материальном производстве;

б) в непроизводственной сфере.

    • среднемесячная номинальная заработная плата .
    • величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц.

Из всех предложенных показателей  для управления выбирают только те, которые требуют регулирования  и воздействия на сам объект и  его компоненты, и которые в  конечном итоге обеспечат реализацию главной цели развития МО к таким показателям можно отнести:

    • бюджет МО (профицит, дефицит, соотношение собственных и дотационных средств);
    • доля собственных доходов от общей суммы поступлений в бюджет города;
    • занятость населения;
    • среднедушевой доход населения;
    • объём производства в МО;
    • доля прибыльных предприятий в общем, объёме производства;
    • объем инвестиций в промышленности доля прироста бюджета за счёт инвестиций;
    • бюджет развития (инвестиционный бюджет).

В сфере градостроительства необходимо учитывать:

    • Ввод в действие жилых домов за счёт всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади, в том числе:
      • индивидуальное строительство, тыс. кв. м общей площади;
      • реконструкция муниципального жилищного фонда, тыс. кв. м общей площади;
    • Ввод в действие больниц, коек/посещений в смену;
    • Ввод в действие поликлиник, посещений в смену;
    • Ввод в действие детских дошкольных учреждений, мест;
    • Ввод в действие школ, ученических мест;
    • Ввод в действие метро, км;
    • площадь земельных участков предоставленных для строительства, тыс. кв.м.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности  деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных  районов" от 28 апреля 2008 г. N 607 выделяет еще ряд показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере строительства:

    • Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, - всего, в том числе введённая в действие за год. Число жилых квартир в расчёте на 1000 человек населения - всего, в том числе введённых в действие за год.
    • Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, - всего, в том числе земельных участков, предоставленных, для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства.
    • Средняя продолжительность периода со дня принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) по предоставлению земельных участков до получения разрешения на строительство.
    • Объём жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий:
        • общая площадь жилых помещений;
        • число жилых квартир.
    • Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых со дня принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию:
        • объектов жилищного строительства, в том числе индивидуального жилищного строительства - в течение трёх лет;
        • иных объектов капитального строительства - в течение пяти лет.

Таким образом, формируя базовую теоретическую  модель управления МО необходимо точно определить компоненты входящие в эту модель и выбрать и обосновать систему оценочных показателей для определения состояние объекта управления и возможность его развития на ближайшую и дальнюю перспективу.

  1.  
    Совершенствование системы  градостроительства МО                      г. Новосибирск

    1.  Структура управления МО г. Новосибирск

Мэрия является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в рамках компетенции. Мэрия осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, Уставом города Новосибирска, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра (далее по тексту – муниципальными правовыми актами). Деятельностью мэрии руководит мэр на принципах единоначалия. Мэр в пределах полномочий издаёт правовые акты в виде постановлений и распоряжений, обязательные для исполнения на территории города. Структура мэрии разрабатывается мэром и утверждается решением городского Совета.3 В структуру мэрии входят мэр, первые заместители мэра, заместители мэра, отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии (рисунок 1).

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на социальную сферу: строительство. Субъект Российской Федерации: Новосибирск