Финансы субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Региональные финансы (финансы субъектов РФ) – являются одним из важнейших элементов государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Содержание работы

1. Сущность финансов субъектов РФ

2. Региональная финансовая политика

3. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ

3.1. Некоторые особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ рассмотрим на примере Хабаровского края.

3.2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).

3.3. К особенностям разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Мурманской области относятся:

4. Двухсторонние соглашения

5. Особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов

6. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ

7. Уполномоченные региональные банки

8. Регулирование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом

9. Межрегиональные ассоциации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансы субъектов РФ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Сущность финансов  субъектов РФ

     Региональные  финансы (финансы субъектов РФ) –  являются одним из важнейших элементов  государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.       Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.         Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов РФ и населением, живущим на территории данного субъекта РФ, а также хозяйствующими субъектами.        Функционирование и развитие финансов субъектов РФ осуществляется в соответствии с региональной экономической политикой. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территорий зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.  Финансы субъектов РФ включают:

  • средства бюджета субъекта РФ;
  • государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ;
  • другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ.

    В широком понимании финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.          Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах:

  • самостоятельность;
  • бюджетный федерализм;
  • государственная финансовая поддержка (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
  • прозрачность;
  • гласность.

     Права собственника в отношении финансов субъекта РФ осуществляются органами государственной власти субъекта РФ в соответствии с конституцией или  уставом субъекта РФ.             Финансы субъекта РФ составляют экономическую основу государственной власти субъекта РФ наряду с собственностью субъекта РФ, имуществом, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам государственной власти субъекта РФ, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей субъекта РФ.            Средства бюджета субъекта РФ, региональные внебюджетные фонды входят в состав собственности субъекта РФ. Управляют собственностью субъекта РФ органы государственной власти субъекта РФ. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности субъекта РФ, от имени субъекта РФ осуществляют органы государственной власти субъекта РФ.        Органы государственной власти субъекта РФ имеют право передавать объекты собственности субъекта РФ во временное ли постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать.      Порядок и условия приватизации государственной собственности субъекта РФ определяются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно.   Особое значение для финансов субъектов РФ имеет принцип бюджетного федерализма.            Органы государственной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами государственной власти РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий.             Органы государственной власти субъектов РФ не могут принимать правовые акты по финансовым и денежно-кредитным вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти РФ, также как и федеральные органы государственной власти РФ не могут принимать правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ.             В целях реализации своих полномочий органы государственной власти субъекта РФ:

  • участвуют в разработке органами государственной власти РФ проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ;
  • осуществляют правовое регулирование по предметам совместного ведения, определенным в соответствии с федеральным законодательством;
  • участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ на территории субъектов РФ;
  • создают условия для привлечения иностранных инвестиций в субъект РФ в целях реализации федеральных и региональных программ в соответствии с федеральным законодательством.

     Органы  исполнительной власти субъекта РФ могут  быть наделены полномочиями территориальных структурных подразделений органов исполнительной власти РФ в области финансовых отношений в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ. Территориальные структурные подразделения органов исполнительной власти РФ могут быть наделены полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с соглашениями, заключенными между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами исполнительной власти РФ.       Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.    Состав и размеры доходов, поступающих в государственный бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований данного субъекта РФ в форме отчислений от федеральных налогов и сборов (трансферты, целевые поступления, субсидии, субвенции, дотации и др.), определяются соглашением между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта РФ, если они прямо не установлены федеральным законодательством.      Финансирование расходов федерального бюджета на территории субъекта РФ может осуществляться через территориальные органы федерального казначейства, в том числе за счет налоговых и других платежей, взимаемых на территории субъекта РФ и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.       В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта РФ заключают соответствующие соглашения с Правительством РФ.          Разграничение государственной собственности на территории субъекта РФ, включая разграничение собственности на земельные, водные и другие природные ресурсы, на федеральную собственность и собственность субъекта РФ, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории субъекта РФ производится, как правило, отдельными соглашениями.

2. Региональная финансовая  политика

     Финансы субъектов РФ — одна из важнейших  составных частей государственных  финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции  в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.            Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.      Основными целями региональной финансовой политики являются:

  • обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
  • обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
  • выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
  • приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
  • становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

     Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение  экономического роста.         Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:

    1. финансирование модернизации структуры хозяйства индустриально развитых районов;
    2. обеспечение условий для привлечения финансовых ресурсов российских и иностранных инвесторов к созданию эксплуатации предприятий в слаборазвитых районах, к развитию производств, в продукции которых заинтересована российская экономика;
    3. привлечение инвестиций регионов РФ и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;
    4. обеспечение государственного регулирования цен на продукцию естественных монополий, выравнивающего условия предпринимательской деятельности в различных районах.

     Важнейшими  исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование  платежеспособного спроса и его  регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.      Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.        Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:

      • участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
      • размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
      • финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
      • создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
      • финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

     Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере  необходимо обеспечить:

        1. бездефицитность бюджетов большинства субъектов РФ;  
        2. законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;
        3. возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;    
        4. сбалансированность бюджетов всех уровней;         
        5. право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;  
        6. контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально-экономическое развитие регионов.

     Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.          Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.         Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.         Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:

          • совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
          • введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

3. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ

     Разделение  компетенции между центром и  субъектами является ключевым вопросом федерализма, основой и условием нормального функционирования институциональных  механизмов государства.      Поскольку задачи, стоящие перед органами власти, постоянно обновляются, зафиксировать раз и навсегда полномочия разных уровней власти в исчерпывающем перечне невозможно. Из-за систематического обновления государственных задач всегда остаются вопросы, не отнесенные к чьему-либо ведению. Поэтому нужны принципы, которые позволяют по мере развития федеративных отношений избежать коллизий в отношениях различных уровней власти.       Правовые основы разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами заложены Конституцией Российской Федерации. Часть 3 ст. 11 устанавливает, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами».      Конституционное разграничение компетенции федерального Центра и субъектов Федерации осуществлено в главе третьей Конституции «Федеративное устройство» - ст. ст. 71 и 72, где установлены соответственно перечни предметов собственного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ст. 73 определяет, что по всем остальным предметам ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.  Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами является динамичным процессом, который основывается и рассматривается во взаимосвязи со ст. ст. 5, 11, 66 (ч.ч. 4, 5), 67, 76, 77, 78 (ч.ч. 2, 3), 85 (ч.1), 125 (ч.3) Конституции РФ.           Эти конституционные нормы определяют:

Информация о работе Финансы субъектов Российской Федерации