Финансы и Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Прошлые годы показали всю сложность развития экономических событий и хода бюджетного процесса в России. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, а также под влиянием отдельных комитетов, Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя финансовую политику, Министерство финансов ,а так же финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств. Несмотря на приложенные усилия, получая бюджетные средства, во многом приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Содержание работы

Введение
Глава1. Возникновение финансов .
А)Предпосылки возникновения финансов
Глава2.Функции, признаки и особенности финансов
А) Функции финансов
Б) Признаки финансов
В) Особенности финансов
Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
А) Структура финансовой системы
Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов
Глава 4. Современная финансовая система Российской Федерации.
1) Государственная финансовая политика
А) Бюджетная политика
Б) Налоговая политика
В) Таможенная политика
Г) Финансовая политика предприятий
2) Общие понятия управления финансами
А) Объект и субъект управления
Б) Методы управления
В) Цели управления
3) Финансовый контроль
А) Инициативный контроль
Б) Предварительный контроль
В) Текущий контроль
Г) Последующий контроль
Д) Государственный контроль
Е) Внутриведомственный контроль
Ж) Внутрихозяйственный контроль
З) Муниципальный контроль
И) Общественный контроль
К) Независимый (аудиторский) контроль
Л) Ревизия
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 180.24 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ  НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ  
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»  
КРАСНОДАРСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

на тему: «Финансы и Финансовая система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы 11-ВОС-Э-22

Бельдяга Ю.С.

Проверил

Каминский Г.Н.

 

                                     

                                                   Содержание

 Введение

  Глава1. Возникновение финансов .

      А)Предпосылки возникновения финансов

  Глава2.Функции, признаки и особенности финансов       

      А) Функции финансов

      Б) Признаки финансов

      В) Особенности  финансов 

 Глава 3 Финансовая система  Российской Федерации

      А) Структура финансовой  системы

      Б) Общегосударственные фонды и финансы Хозяйствующих субъектов

  Глава 4. Современная  финансовая система Российской  Федерации.

   1) Государственная  финансовая политика

      А) Бюджетная  политика

      Б) Налоговая  политика

      В) Таможенная  политика

      Г) Финансовая  политика предприятий

  2) Общие понятия управления  финансами

      А) Объект  и субъект управления

      Б) Методы  управления

      В) Цели  управления

3) Финансовый контроль

      А) Инициативный  контроль

      Б) Предварительный  контроль

      В) Текущий  контроль

      Г) Последующий  контроль

      Д) Государственный  контроль

      Е) Внутриведомственный  контроль

       Ж) Внутрихозяйственный  контроль

        З)  Муниципальный контроль

       И) Общественный  контроль

       К) Независимый  (аудиторский) контроль

       Л) Ревизия

 Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня Россия переживает трудности как в области государственного устройства, так и в области экономики и финансов. Удачное осуществление экономической реформы в большей степени связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошлые годы показали всю сложность развития экономических событий и хода бюджетного процесса в России. Так, нереальность бюджета на 1994 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, а также под влиянием отдельных комитетов, Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя финансовую политику, Министерство финансов ,а так же финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств. Несмотря на приложенные усилия, получая бюджетные средства, во многом приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

Чтобы не повторять ошибки прошлого правительству  необходимо разрабатывать финансовую стратегию, т.е  долговременный курс финансовой политики, который рассчитан на перспективу и предусматривающий решение крупных задач, определенных стратегией государства. Очень важно выделять основные тенденции развития финансов, формировать основные концепции их использования, намечать принципы организации финансовых отношений. Важен выбор целевых программ необходимых для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, и не распыления их по второстепенным целям. Огромное внимание следует уделять финансовой тактике, направленной на развитие общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется  четкий подход к пониманию сущности, целей и механизма финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Особый интерес представляет собой  опыт осуществления финансовых мероприятий  за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, конечно же, будет  полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших  у себя достаточно успешно функционирующие  бюджетные органы.

Только  научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией, что ее относительная  самостоятельность не перерастет в  независимость от объективных экономических  отношений. Опыт прошлого показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается экономическими трудностями, и серьезно сдерживает реализацию возможностей. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям  общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение  этого важного требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 

 

Глава 1 История  возникновения финансов и пути развития

 

 

  Начиная с  предприятия и заканчивая национальной экономикой в целом (в процессе воспроизводства  на разных уровнях) образуются и используются фонды денежных средств. Но при этом особого значения не имеет, в какой  форме выступают деньги: наличные бумажные знаки, кредитные карточки или хранящиеся банковских счетах суммы.  
 
Система образования и использование денежных ресурсов, участвующих в процессе воспроизводства, и составляет финансы общества. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, самими предприятиями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денег, образует сами финансовые отношения. Они сложны и разнообразны. 
Финансы – это  историческая категория. Появились  они одновременно с возникновением государства при разделении общества на классы и сословия. 
 
В первобытнообщинном строе не было классов, как и  не было государства. Первые государства возникли при рабовладельческом строе. В них произошло первое крупное разделение общества на классы – рабовладельцев и их  рабов.  
 
 В докапиталистических формациях часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода повинностей и сборов. Главными расходами государства считались затраты на войны, содержание двора монарха, самого государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, портов, водопроводов, и т.д.). Главные доходы приходили от государственного имущества , дани с покоренных народов, сокровищ добытых в войнах, от сборов пошлин и повинностей.

 
Переход от рабовладельческой формации к феодальной привел к образованию  феодальных государств. С расслоением феодализма и постепенным развитием в нем капиталистического способа производства большое значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей сильно сократилась. 
 
На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его правителя. Правитель  распоряжался средствами страны как своей собственностью. Лишь с полным отделением ее от собственности монарха и выделением государственной казны (XVI-XVII вв.) возникли понятия как: 

1-это государственные  финансы 
2- это государственный бюджет; 
3- это государственный кредит.   
 
Государственные финансы служили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVII вв. государственные займы и налоги  всюду использовались для создания первых капиталистических предприятий. Важнейшая  роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма. Это позволяло первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены и получать высокие прибыли, которые, направлялись как правило на расширение производства. 
 
В условиях капитализма товарно-денежные отношения приобрели масштабный  характер. Основные средства капиталистических государств    стали концентрироваться в государственном бюджете. 
 
Возникновение государства предполагает, установление определенных взаимоотношений по перераспределению и распределению создаваемых экономических благ между государством в лице верховной власти и остальными субъектами воспроизводственных отношений. Эти отношения и определялись понятием «финансы».

Финансы выражают экономические  отношения в связи с образованием, использованием и распределением фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. 
 
Слово «финансы» происходит от латинского «finis», обозначающего – конец, окончание, финиш в денежных отношениях, складывающихся между населением и государством. Это слово обозначало завершение платежа, окончательный расчет. Позднее, в XIII – XV вв. в торговых городах Италии от термина «finis» произошло слово «finansia», обозначающее любой денежный платеж. 
 
Есть предположение, что термин «финансы» пришел из Древней Греции, т.к. одной из первых работ, посвященных государственным финансам, дошедших до нашего времени, является трактат Ксенофонта (430-355гг.до н.э.) «О доходах Афинской республики », а также работа Аристотеля (384-322 гг.до н.э.) «Афинское государственное устройство». 
 
В Европе исследованиями финансовых отношений занимался Фома Аквинский (1225-1274 гг.), но, в его работах финансы рассматриваются только непосредственно в отношении к государству. Более успешными в исследовании финансов государства являются XVII – XVIII века. А именно в это время в Англии и Германии зарождается финансовая наука. 
 
Следует отметить, что термин «финансы» в этих трудах использовался только в сочетании с государственными денежными отношениями, и только Лоренц фон Штейн впервые включил в финансы и местные денежные отношения. 
 
Как наука финансы стали лишь в XIX . Именно тогда был издан первый курс финансовой науки, автором которого был Поль Лерца-Болье. Наибольший вклад в развитие теории государственных финансов внес Карл Генрих Рау, который в 1826 -1832 гг. издал курс политической экономики, третий раздел которого был полностью посвящен исследованиям финансов. 
 
 Далее термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражает что: 
 
 1) денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть и финансов);  
 
2) субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями;  
 
3) в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (эти отношения носят фондовый характер);  
 
4) регулярное поступление средств в бюджет не может быть не обложено налогами сборам или другими платежами  государственно-принудительного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.  
 
Рассмотрим финансовые ресурсы  в качестве материальных носителей финансовых отношений ,это позволяет нам выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Из этого следует, что важные специфический признак финансов, отличающий их от других распределительных категорий, это то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных накоплений и доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно -экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

 
А) Предпосылки возникновения финансов

 
Каковы предпосылки возникновения  финансов? Почему только в средние  века возникли данное явление и термин, отражающий его. Ведь человечество задолго  до этого имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство? 
 
Первая предпосылка.

В Центральной Европе в  результате первых буржуазных революций, хотя и сохранились монархические  режимы, но власть монархов была значительно  урезана, произошло отторжение главы  государства (монарха) от казны. Так  возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава  государства не мог единолично распоряжаться. 
 
Вторая предпосылка.

Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным  закреплением. 
 
Третья предпосылка.

 Налоги в денежной  форме приобрели преимущественный  характер, тогда как ранее доходы  государства формировались, главным  образом, за счет натуральных  податей и трудовых повинностей. 
 
Так как, несомненно, финансы являются исторической категорией (и имеют стадии возникновения), то можно выделить два основных этапа развития финансов. 
 
Вначале – неразвитая форма финансов, когда основная масса денежных средств (2/3) расходовалась на военные цели, и финансы практически не оказывали воздействия на экономику. Другой характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. 
 
По мере развития товарно-денежных отношений возникала необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и, соответственно, новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. 
 
 
Финансы — объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий . Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, однако, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки. 
 
Исследование экономической сущности финансов, выявление специфических черт этой категории позволяет дать следующее определение. 
 
Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 функции, признаки и  особенности финансов

А) функции  финансов

 

Финансы обладают некоторыми функциями:

1) распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3)регулирующая (финансы могут как стимулировать  производство. так и угнетать его);

4)контрольная  (благодаря финансам общество  имеет возможность наблюдать  все финансовые потоки в государстве  для того, чтобы вовремя повлиять  на тот или иной товары).

Распределительная функция.

А)Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). 

Б)Стадия перераспределения - многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий.  Распределительная функция - это объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций  в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции  для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между  фондами накопления и потребления.

В связи  с развитием рыночных отношений  кроме бюджетных отношений появились  внебюджетные. Часть средств на проведение социально - культурных мероприятий  идет через внебюджетные фонды. Таким  образом, считается, что мы сокращаем  бюджет, но при этом увеличивается  нагрузка на предприятия, которые производят отчисления.

Появились новые моменты в теории финансов. Одним из них является стимулирующая  функция финансов.

 

 
Б) Основные признаки финансов.

Финансы обладают некоторыми признаками, а именно:

  1) носят  денежный характер, но бывают  ситуации, когда в финансовой  системе вращаются и натуральные  товары;

2)финансовые  отношения носят распределительный  характер;

3)финансовые  отношения связаны с формированием  денежных доходов и накоплений (которые принимают форму финансовых  ресурсов)        

 

Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Информация о работе Финансы и Финансовая система Российской Федерации