Антикризесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и

Файлы: 1 файл

антикризесное управление.docx

— 108.50 Кб (Скачать файл)

48. ПРИНЦИПЫ  КОНТРОЛЛИНГА 

Особенность контроллинга как типа управления наиболее ярко проявляется в его принципах и функциях.

Выделяют следующие основные принципы контроллинга:                                                                                   1) принцип регулирования динамики развития организации, т. е. ускорение или торможение различных процессов в организации. Одни процессы требуют ускорения, другие, наоборот, торможения. Сочетание первого и второго – важнейшая задача контроллинга, который и предназначен распознавать и выявлять положительные и отрицательные тенденции, возможности влиять на них соответствующим образом;                                                                                    2) принцип фиксации фактов, норм, заданий, показателей и т. д. Без фиксации или документального оформления невозможны сравнение и обоснование тенденций, анализ их истоков и причин. В современном управлении такая фиксация осуществляется посредством компьютерной техники. Однако некоторые факты необходимо оформлять в документальном порядке;                                                                                                                                                                                                  3) принцип регулярности контроля, мониторинга процессов. Контроллинг построен не на эпизодическом или выборочном, а на регулярном контроле. Регулярность отражает не только промежутки времени, но и этапы процессов и точки контроля;                                                                                                             4) принцип гибкости контроля, т. е. необходимость варьировать методы и формы контроля в зависимости от обстоятельств развития организации;                                                                                                 5) принцип фактологии, отражающий правило логичного сбора и построения фактов. Основу такой логики должны составлять цель и миссия организации, концепция управления, систематизация фактов;                                                                                                                                                                                   6) принцип накопления информации, позволяющий вести статистику и производить статистический анализ, видеть тенденции и предвидеть будущее;                                                                         7) принцип анализа тенденций, т. е. сравнительные оценки и сопоставления;                                                    8) принцип стратегичности. Главным в содержании контроллинга является обеспечение развития предприятия по стратегической программе, осуществление его деятельности в соответствии с разработанной стратегией;                                                                                                                                                9) принцип своевременности обнаружения отклонений – устранение отклонений в работе предприятия на ранней стадии кризиса, особенно если они оказались результатом ошибки;                    10) принцип организационного обеспечения, т. е. необходимость выделения специальной службы и предоставления ей статуса, необходимого для реализации всех перечисленных принципов и специализированных функций.

49. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ  ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА 

Любой тип управления характеризуется  функциями (система управления), приоритетами (механизм управления) и технологией (процесс разработки и принятия решений).

Специфические функции контроллинга:                                                                                                                         1) мониторинг состояния и изменения организации по всем сферам ее функционирования – экономической, социальной, технологической, организационной, информационной;                              2) информационное обеспечение управленческих решений: поиск, получение и обработка информации, дифференциация информации по проблемам, организационным единицам, разработка альтернативных вариантов решений;                                                                                                                                                                   3) контроль и мотивация исполнения решений и творчества в деятельности. Эта функция «питает» систему ответственности и поощрений, которая может быть различной – административной, экономической, социально-психологической, коллективной и пр. Наблюдение за исполнением является и значительным мотивационным фактором, в том числе и фактором поощрения за творчество ;                                                                                                                                                                            4) оценка устойчивости развития организации, осуществление антикризисного управления в виде решений по профилактике кризисов, готовности к кризисным ситуациям, определения характера и особенностей возможного или реального кризиса;                                                                                               5) установление границ отклонений (ограничений) от действующих норм, плановых показателей и тенденций развития;                                                                                                                                                           6) анализ причин отклонений, определение ограничений объективных, естественных в данной ситуации, необходимых для эффективности или для выбранной цели;                                                                   7) прогнозирование развития на ближайшую и дальнюю перспективу;                                                                 8) контроль затрат и регулирование использования ресурсов: финансовых, материальных, людских, информационных, ресурсов времени и пространства;                                                                               9) разработка методологии планирования с учетом возможностей контроля, регулирования и координации, критериев динамики, эффективности, ресурсосбережения ;                                                      10) корректирование планов по критическим ситуациям, изменяющимся условиям, возможностям выгоды, необходимости преобразований.

50. ТИПЫ  КОНТРОЛЛИНГА 

Существует множество  типов контроллинга, которые отражают как его общие задачи, так и особенности организации и условий, в которых она находится. Очень часто в качестве главных типов контроллинга выделяют стратегический и тактический.                                                       Стратегический контроллинг отслеживает изменения, происходящие как в самой организации, так и в окружающей ее среде. При этом большую роль играет характер изменений.                   Стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем ее направлениям и решает следующие задачи: 1) контролирование реальности качественных и количественных параметров развития, установления целей, определения принципов антикризисного управления в конкретных условиях; 2) распределение по форме и мере ответственности за выполнение определенных заданий стратегической программы; 3) анализ и исследование альтернативных стратегий; 4) определение «критических» факторов реализации стратегической программы – как внешних, так и внутренних; 5) определение этапных моментов реализации стратегической программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки, обнаружения и пр.; 6) установление связи показателей с целью антикризисного управления, их валидности и надежности, достаточного состава, методики расчета; 7) формирование критериальной основы оценок, отклонений, нормативных величин.    Тактический контроллинг в антикризисном управлении характеризует текущую деятельность по осуществлению систематизированного контроля деятельности организации и решает следующие задачи:                                                                                                                1) установление необходимой периодичности контроля, позволяющей своевременно обнаруживать возможности отклонений, опасные явления и слабые стороны;                                            2) определение и реализация масштабов контроля. Существуют системы тотального, выборочного, локального и общего контроля;                                                                                                          3) обеспечение глубины контроля, отражающей возможности улавливания слабых сигналов, обнаружения тех процессов, которые лишь в ближайшем будущем могут быть наиболее заметными;                                                                                                                                                                               4) регулирование трудоемкости контроля, которая в значительной степени зависит от его организации и методики, использования современных технических средств обработки информации, масштабов и глубины контроля, квалификации персонала, осуществляющего функцию контроля ;                                                                                                                                                                                                                5) мотивация и обеспечение условий контроля, отражающие, что контроль всегда предполагает ту или иную меру участия человека;                                                                                                                                 6) определение критических точек контролируемого процесса.                                                                            Связи стратегического и тактического контроллинга проявляются в методологии и организации контрольной деятельности.                                                                                                                                 Методология контроллинга характеризует его цели, подходы и принципы, инструменты и методы.

51. АНТИКРИЗИСНАЯ  ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА 

Для обеспечения успеха антикризисной  инвестиционной политики важно обеспечить связь между стратегическими  и тактическими решениями в области  инвестиций. Основная цель антикризисной  инвестиционной стратегии государства  – структурная перестройка экономики. Тактические инвестиционные решения  нацелены на поддержание эффективной  деятельности предприятий, осуществление  государственной финансовой поддержки  неплатежеспособных предприятий для  восстановления их платежеспособности или финансирования реорганизационных  мероприятий. Тактические и стратегические инвестиционные решения различаются масштабами финансовых вложений и степенью неопределенности результатов принимаемых решений, что обусловливает различную степень финансовых рисков.                                                                                                                                  Реализация государственной антикризисной стратегии должна опираться на ряд предпосылок:

• политическая и социально-экономическая стабильность в обществе;

• наличие  законодательной базы для развития инвестиционного процесса, в том  числе совершенствование налогового законодательства;

• рост реальных налоговых поступлений  в бюджет;

• устойчивость национальной валюты;                                                                                                                                 • снижение темпов инфляции;

• прекращение  утечки капитала из страны. Антикризисная  инвестиционная стратегия должна быть направлена на преодоление негативных явлений в экономике России.

В управлении инвестиционным процессом необходимо:                                                                                    1) четко определить цели инвестирования (создание новых предприятий; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, модернизация оборудования и т. д.);

2) выбрать объекты инвестирования  в соответствии с обозначенными  приоритетами. Так, в современных  условиях преимущественным направлением  использования бюджетных средств  является создание относительно  небольших проектов с высокой  скоростью оборота капитала и  быстрой отдачей. В условиях  кризиса в инвестиционной сфере  особую значимость приобретает  такой принцип финансирования, как  получение максимального эффекта  при минимуме затрат;

3) выявить реальные источники  инвестиций и с учетом определенных  возможностей создать законодательную  базу для осуществления и развития  инвестиций, в том числе иностранных.

Эти базовые условия должны обеспечить решение основной задачи антикризисной инвестиционной стратегии  на уровне государства – создание накоплений для обновления основного  капитала, для долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики.

52. ОЦЕНКА  ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЙ 

В процессе принятия инвестиционных решений можно выделить следующие  этапы:

1) оценка финансового состояния  предприятия и возможностей его  участия в инвестиционной деятельности;

2) обоснование размера  инвестиций и выбор источников  финансирования;

3) оценка будущих денежных  потоков от реализации инвестиционного проекта.                                                     Одним из наиболее важных этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия является анализ его финансово-хозяйственной деятельности.                                                                                     Финансовое состояние предприятия – это комплексное понятие, которое подразумевает оценку степени эффективности размещения средств, устойчивости платежеспособности, наличия достаточной финансовой базы, обеспеченности собственными оборотными средствами, организации расчетов и др.                                                                                                                                 Широкое распространение для оценки финансового состояния предприятия получили методики, основанные на анализе системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии методик с использованием финансовых коэффициентов их главные отличия определяются:

• степенью многочисленности используемых в анализе финансовых коэффициентов;                                  • принципами оценки весомости этих коэффициентов;                                                                                                          • методами получения обобщенной оценки финансового состояния предприятия.

Особое внимание должно быть обращено на наличие таких позиций  в отчетах предприятий, как убытки, кредиты и займы, не погашенные в  срок, просроченная кредиторская и дебиторская задолженность.  Следующим этапом анализа является оценка финансового состояния предприятия с помощью системы финансовых коэффициентов. При всем разнообразии финансовых коэффициентов они должны включать показатели следующих направлений оценки финансового состояния:

I группа – показатели  ликвидности;                                                                                                                                       II группа – показатели финансовой устойчивости;                                                                                                                          III группа – показатели деловой активности;                                                                                                                                   IV группа – показатели рентабельности.

Информация о работе Антикризесное управление