Антикризесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и

Файлы: 1 файл

антикризесное управление.docx

— 108.50 Кб (Скачать файл)

2. Преобразования в управлении  персоналом предусматривают:

а) анализ и диагностику  общей системы трудовых отношений  с работниками предприятия: определение  необходимости, возможности и полезности разделения персонала на группы работников, которых следует оставить в штате  организации, и таких, с которыми следует заключать договоры подряда;                                                                                                                                     б) пересмотр трудовых отношений с носителями технологического и коммерческого ноу-хау фирмы. При диагностике трудовых отношений следует проверить также, целесообразно ли перезаключать срочные трудовые контракты с ключевыми работниками – носителями коммерческого и технологического ноу-хау фирмы, которые относятся к высокооплачиваемой категории.

3. Антикризисные преобразования  в организации работы с заказчиками  (покупателями) и поставщиками (подрядчиками) касаются стратегии работы с  партнерами по сделкам, а с  другой стороны – организации  договорной работы предприятия.  В стратегии работы с партнерами  главным является определение  их надежности, т. е. их платежеспособности, дееспособности и эффективности.

43. ПРОДУКТОВЫЕ  АНТИКРИЗИСНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 

Продуктовые преобразования нацелены на переключение предприятия  с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет фирме не только приобрести прибыльный режим работы с точки зрения соотношения текущих затрат и результатов, но и повысить свою финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов.                                                                                  Существуют консервативный и радикальный подходы к продуктовым преобразованиям.  Консервативный подход к выбору новых, более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем для финансово-кризисных предприятий, ограниченных как в возможностях финансирования значительных стартовых инвестиций в новый бизнес, так и в сроке окупаемости. Консервативный подход к продуктовым преобразованиям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услуг или операций, которые предусматривали бы: 1) уже созданный технологический, а также коммерческий задел предприятия (закупочные и сбытовые связи); 2) имеющиеся у предприятия специальное технологическое оборудование и оснастку, запасы материалов; 3) ранее начатые инвестиционные проекты. Этот подход может быть достигнут при большом числе консервативно выбранных продуктовых преобразований.                                                                               Радикальный подход предполагает выбор предприятием не только нового продукта или услуги, но и наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором будет выгодно работать предприятию. При этом подходе необходимо решать, «на кого работать», кому что-либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться.

Под суммарной платежеспособностью  сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельных представителей выделяемой группы покупателей, а располагаемые всеми ими средства.                                                                                                                                                               Радикальный подход к выбору нового продукта граничит с наступательной стратегией преобразований предприятия. Консервативный подход ближе к оборонительной стратегии преобразований.                                                                                                                                            Наступательная стратегия преобразований предполагает, что предприятие поддерживает свою конкурентоспособность, удерживает свою долю на рынках посредством постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для него, но и для рынка, потребителей. Оборонительная стратегия преобразований означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами или лишь незначительно совершенствует ранее выпускавшийся продукт, – это называется инкрементальными преобразованиями. Предприятие следует за фирмой-пионером (которая осуществляет радикальные продуктовые новшества), после того как удостоверится, что эта фирма имеет коммерческий успех в силу этих новшеств.

44. ПОНЯТИЕ  УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РИСКА

Понятие «риск» в экономическом  смысле предполагает потери, ущерб, вероятность  которых обусловлена наличием неопределенности (недостаточность информации, недостоверность), а также выгоду и прибыль, получить которые можно лишь при действиях, обремененных риском, что чаще всего  связывается с инновационной деятельностью.                                                   Управленческий риск следует рассматривать как характеристику управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределенности, вследствие недостаточности информации, при выборе          менеджером альтернативного решения, критерий эффективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации. Размер потерь организации как результата деятельности в условиях неопределенности представляет собой цену риска, а величина успеха (дополнительной прибыли) – плату за риск. Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы или услуги и выступает одним из конечных результатов деятельности. Сущность, содержание, характер проявления риска в деятельности организации позволяют определить природу риска как экономическую.                                                                                                                                                                  В практике менеджмента используются следующие характеристики риска:                                                                               1) размер вероятного ущерба (потерь) или величина ожидаемого дополнительного дохода (прибыли) как результат деятельности в риск-ситуации;                                                                                        2) вероятность риска – степень свершения источника риска (события), измеряемая в пределах значений от нуля до единицы, каждый вид риска имеет нижние и верхние (от нуля до единицы) границы вероятности ;                                                                                                                                                                     3) уровень риска – отношение величины ущерба (потерь) к затратам на подготовку и реализацию рискованного решения, изменяющийся от нуля до единицы, выше которого риск не оправдан;      4) степень риска – качественная характеристика величины риска и его вероятности. Различают высокую, среднюю, низкую и нулевую степени;                                                                                                          5) приемлемость риска – вероятность потерь и вероятность того, что эти потери не превысят определенный уровень (рубеж);

6) правомерность риска  – вероятность риска, находящаяся  в пределах нормативного уровня (стандарта) для данной сферы  деятельности, который нельзя превысить  без правовых нарушений.

45. КЛАССИФИКАЦИЯ  РИСКОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 

Классификация рисков по основным признакам:                                                                                                       1) назначению риска: риск, предполагающий потери;                                                                                     • риск, предполагающий выгоду;                                                                                                                                     2) функциональным особенностям риск-процесса:                                                                                                    • маркетинговый;                                                                                                                                                                   • инновационный;                                                                                                                                                                    • инвестиционный;                                                                                                                                                                    • производственный;                                                                                                                                                            • страховка                                                                                                                                                                              • финансовый ;                                                                                                                                                                    3) содержанию риск-результата: экономический;                                                                                                      • социальный;                                                                                                                                                                       • организационный;                                                                                                                                                                • психологический;                                                                                                                                                                                      • имиджевый;

4) последствиям реализации  риск-решения: социальные;

• политические;

 

• экологические;

 

• демографические;

5) уровню внешних источников (факторов) риска:

• международный;

• макроэкономический;

• региональный;

6) рыночному фактору риска:  конкурентный;

• конъюнктурный;

• ценовой;

• коммуникационный;

7) рынкам, факторам производства  как источников риска: человеческих  ресурсов;

• информационным;

• финансовых ресурсов;

• материальных ресурсов;

• временным;

8) средству воздействия:  целевой, стратегический, тактический;

• прогнозируемый, планируемый, концептуальный;

• мотивационный, стимулирующий;

• структурный;

9) характеру проявления: субъективный;

• объективный;

• неправомерный (правомерный);

• неоправданный (оправданный);

• криминогенный;

10) методологии: экспертный;

• экономико-математический;

• дисконтирования;

• статистический;

• интуитивный.

Систематизация и детальное  исследование рисков позволяют провести их ранжирование, создать сценарии вероятного хода событий для конкретной ситуации, разработать карты риска, выявить пороги стабильности системы  управления посредством имитационного  и других видов моделирования. Классификация  рисков является основой организации  управления рисками. Каждая производственно-хозяйственная  система своеобразна, а состав рисков изменчив, поэтому на предприятии  должна разрабатываться на основе общей  система управления риском. Решение  проблем риска становится профессиональным делом рисковых менеджеров. Классификация  рисков – методологическая база профессионального  антикризисного управления.                            Рассмотрение природы риска, его содержания, многообразия источников (факторов) риска, разнообразия рисковых ситуаций, требующих организации и управления, дает основание трактовать риск как категорию менеджмента.

46. УПРАВЛЕНИЕ  РИСКОМ: РАЗРАБОТКА РИСКОВЫХ РЕШЕНИЙ,  СРЕДСТВА 

Управление риском наиболее наглядно можно рассмотреть на методологической основе процесса выработки и реализации рисковых управленческих решений.                                                 Стадии процесса выработки и реализации рисковых решений.

1. Информационный анализ: мониторинг внешней и внутренней  среды, выявление новых источников  риска и корректировка известных  факторов; зависит от наличия  информации об изменяющихся условиях управления.                                                                                                                         2. Диагностика ситуации, которая определяется спецификой решаемой задачи. Основной акцент делается на учете причин, вызывающих изменения риска, их ранжировании и оценке потерь (выгод) при определенных параметрах ситуации.                                                                                                     3. Разработка вариантов риск-решений. Для каждого варианта решения рассматриваются границы (пределы) возможного негативного проявления риска.                                                                                                   4. Принятие решения – комплексное обоснование как самого решения, так и принятой вместе с ним вероятности и параметров допустимого риска.                                                                                                 5. Организация и реализация – виды управленческой деятельности по реализации риск-решения, в процессе которой выявляются новые аспекты проявления организационного риска (невыполнение, задержки и т. п.).                                                                                                                       Основные средства воздействия при управлении риском в антикризисном менеджменте.                          1. Стратегия управления – политика, обеспечивающая правомерность и допустимость риска конкретного вида в рисковых решениях, разрабатываемых применительно к конкретным социально-экономическим системам и ситуациям.                                                                                                   2. Критерии выбора решения, которые предусматривают разработку пределов (границ) риска , динамику изменения потерь (увеличения, снижения) в зависимости от объема продаж, размера затрат-издержек, изменения цен, инфляции и т. п .                                                                                                       3. Разработка путей и средств минимизации потерь, нейтрализация и компенсация негативных последствий риск-решений, страхование и другие возможности защиты от риска – необходимые условия выработки и реализации риск-решений, используются в той или иной степени при выполнении работ на каждой стадии процесса управления риском.                                                                4. Оценка эффективности достигнутого уровня как отношения упущенных возможностей или потерь к затратам на управление риском. Результат оценки дает основание для корректировки отдельных элементов процесса управления риском.                                                                                                  5. Формирование таких гибких организационно-управленческих звеньев в системе управления организациями, как «экспертизы и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности».

47. КОНТРОЛЛИНГ  И ЕГО РОЛЬ В АНТИКРИЗИСНОМ  УПРАВЛЕНИИ 

В организациях обычно существуют системы контроля, т. е. совокупность взаимосвязанных актов проверки состояния объекта управления, установления отклонений параметров от нормативных  величин. Эти системы тоже могут  быть различными. В процессах развития производства и изменения экономических  условий возникает потребность  изменения систем контроля. Эта потребность  особенно остро ощущается в антикризисном  управлении.

Система непрерывного отслеживания тенденций развития организации  по методике обнаружения слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий получила название контроллинга. Постепенно в процессах экономического развития контроллинг формируется в тип управления. Потребность в своевременном распознавании проблемы и принятии решений повышает роль функции контроля. На определенном этапе этого процесса возникает необходимость организационных преобразований в использовании этой функции – создание или повышение статуса специализированных подразделений контроля, расширение диапазона контролируемых процессов , мониторинга отклонений и анализа их причин, определение точек и границ контроля, системы реагирования на результаты контроля, создание механизмов типологического воздействия контроля на процессы функционирования организации (мягкий или жесткий контроль, латентный контроль и др.) . Функция контроля при возрастании ее приоритета превращается в тип управления – контроллинг.                                                                                         Контроллинг тесно связан с планированием. Он позволяет оценивать качество плана, своевременно его корректировать или создавать условия для его реализации. Контроллинг требует упорядочения и системы нормативного регулирования процессов. Он является важнейшим фактором процессного управления. В этом заключаются его преимущества и роль в современном менеджменте.                                                                                                                                         В условиях диверсифицированного производства контроллинг позволяет оперативно решать вопросы распределения ресурсов, переключения их на наиболее выигрышные направления производственного развития. Таким образом, контроллинг способствует формированию ресурсосберегающих технологий.                                                                                                                Контроллинг – это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией.

Информация о работе Антикризесное управление