Антикризесное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 15:06, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ КРИЗИСА И ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Причины кризиса: 1) объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и

Файлы: 1 файл

антикризесное управление.docx

— 108.50 Кб (Скачать файл)

Задачи диагностики –  определение мер, направленных на координацию  работы всех составляющих элементов  системы. Задачи диагностики тесно  переплетаются с задачами прогноза и анализа.

Диагностирование является исследовательским процессом, поэтому  на него переносятся все основные требования, предъявляемые к научному исследованию:

1) аутентичность, т. е.  основанность на первоисточниках  (на первичной достоверной информации  любого вида и любой формы  представления);

2) объективность: перед  началом диагностирования его  участникам необходимо выработать  процедуру оценки и составить  программу исследования объекта.  Данная процедура должна учитывать  три обязательных условия: кто  проводит исследование; где оно  проводится; четкое определение  базовых параметров, по которым  проводится исследование. Это позволит  минимизировать влияние фактора  субъективизма при постановке  диагноза;

 

3) точность – необходимое  требование к правильности диагноза.

Результат – это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют  определить прогноз состояния объекта  на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.

20. ЭТАПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КРИЗИСА

Выделяют два этапа  диагностики кризиса:

1) установление принадлежности  объекта к определенному классу  или группе объектов;

2) выявление отличий диагностируемого  объекта от объектов своего  класса путем сравнения его  фактических параметров с базовыми.

Первый этап – этап качественной идентификации объекта – подразумевает  определение параметров, которые  являются общими для некоторой совокупности объектов.

Второй этап – количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как отклонения фактических от базовых.

Диагностика осуществляется различными методами – аналитическими, экспертными, линейного и динамического  программирования, диагностикой на моделях.

К аналитическим относятся методы, основанные на различных операциях со статистическими данными. Аналитическая диагностика предполагает проведение диагностических исследований бесконтактными методами с помощью статистической информации, с использованием методов комплексного экономического анализа, балльных оценок и т. п. Под экспертной диагностикой понимаются средства диагноза, основанные на обобщении оценок и информации, данной экспертами. Она строится на информации, получаемой для целей диагноза контактными методами посредством проведения специальных экспертных опросов.

Линейное программирование – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий, необходимых  для достижения оптимального результата. Он позволяет оптимизировать тот  или иной процесс, увеличивать прибыль, эффективно использовать ресурсы и время. Динамическое программирование – вычислительный метод для решения задач управления определенной структуры, когда задача с n переменными представляется как многоэтапный процесс принятия решения. На каждом этапе определяется экстремум функции только от одной переменной. В этом случае исследование проходит три этапа:

1) построение математической  модели. Диагностика на модели  представляет собой процесс получения  информации о диагностируемом  объекте с помощью модельных  имитаций;

2) решение управленческой  задачи;

3) анализ и обобщение  полученных результатов. Возможность  использования различных методов  диагностики позволяет получить  комплекс принципиально новых  данных относительно диагностируемого  объекта, предмета, явления, процесса  и сделать соответствующие выводы  о его экономическом и социальном  развитии.

21. ИНФОРМАЦИЯ  В ДИАГНОСТИКЕ КРИЗИСА 

 

Роль информации в диагностике  проблемы очевидна. При диагностике  кризиса исследуется не статическое  состояние объекта, а его развитие во времени. Если объект диагностики  – экономика государства, то критериями диагностики являются макроэкономические показатели; если объект диагностики  – отрасль, то критерии диагностики  – основные технико-экономические  показатели этой системы, применяемые  в бухгалтерском учете.

Информация, необходимая  для получения заключения об объекте, обобщается по двум блокам:

1) влияние факторов, стабилизирующих  систему;

2) динамические свойства  системы и масштабы их проявления.

Исследование этих информационных блоков с помощью средств и  методов диагностики позволяет  получать необходимые данные о состоянии  и перспективах развития объекта. Достоверная  информация – залог верного диагноза состояния экономического объекта. Для исследования состояния какого-либо объекта информация берется из официальных  источников, предоставляемых органами государственной статистики.

Работа с полученной информацией  об объекте проходит три стадии:

1) группировка и обобщение;

2) обработка материала;

3) анализ.

При прохождении этих стадий информация подвергается методам статистической обработки, но предварительно осуществляется качественный анализ параметров диагностируемого объекта. Это необходимо для постановки диагноза, так как в любом объекте происходят не только количественные, но и качественные изменения.

 Первая стадия. Сбор и группировка информации методом кластерного анализа. Определяется принадлежность информации к конкретной группе, подгруппе или классу по принципу сходства и однородности. Полученные результаты оформляются в виде аналитических матриц. Эта процедура позволяет выявить сравниваемые между собой объекты, особенности их развития. Затем полученные данные обобщаются.

Вторая стадия. Расчет индексов, определение синтетических показателей  для оценки состояния диагностируемого объекта, тенденций и закономерностей  его развития.

 

Третья стадия. Делаются выводы о состоянии диагностируемого объекта  в форме текста, дополненного графиками, таблицами, диаграммами и другим иллюстративным материалом.

22. диагностика  банкротства предприятия 

Нормативно-методическими  материалами о несостоятельности (банкротстве) предприятий определена система коэффициентов для установления неудовлетворительной (или удовлетворительной) структуры баланса неплатежеспособных предприятий.

1. Ктл – коэффициент текущей ликвидности, или К1, – норма коэффициента не менее 2. Коэффициент определяется как соотношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (сумма II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740):

2. Косс – коэффициент обеспеченности собственными средствами, или К2, – норма коэффициента не менее 0,1. Коэффициент определяется как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов (итог I раздела актива баланса) к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств (сумма итогов II и III разделов актива баланса):

Структура баланса предприятия  неудовлетворительна, а предприятие неплатежеспособно, еслиКтл < 2 Косс < 0,1.

3. Квп – коэффициент восстановления платежеспособности предприятия, или К3, – этот коэффициент рассчитывается в случае, если хотя бы один из коэффициентов К1, К2 принимает значение меньше критериального; норма коэффициента не менее 0,1. Расчетный Квп определяется как сумма фактического значения Ктл на конец отчетного периода и изменения значения этого коэффициента между окончанием и началом отчетного периода в пересчете на период восстановления платежеспособности, установленный равным 6 месяцам: где Ктл – фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности; Ктлн – значение коэффициента текущей ликвидности в начале отчетного периода ; 2 – нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 – период восстановления платежеспособности; Т – отчетный период (3, 6, 9 или 12 месяцев). Если Квп > 1, у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность; если Квп < 1, такой возможности нет.

23. ПОНЯТИЕ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 

Реструктуризация предприятия  – это структурная перестройка  в целях обеспечения эффективного распределения и использования  всех ресурсов организации. Ее цели:

1) обеспечить стабильное  и эффективное функционирование;

2) увеличить объем поступлений  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и городов;

3) оздоровить обстановку  за счет увеличения рабочих  мест и регулярно выплачиваемой  заработной платы.

При реструктуризации должны быть соблюдены следующие требования:

• сохранение сформировавшегося  научного, технического, производственного  и кадрового потенциала;

• согласование интересов  всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов  фирмы, потребителей и общества;

• решение проблем погашения  задолженности перед кредиторами;

• увеличение реальных поступлений  в бюджет;

• минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;

• защита прав акционеров. Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы  механизмы использования имеющихся  у предприятия преимуществ.

При разработке и реализации стратегии происходят итерационный процесс оценки внешних условий  деятельности, внутрифирменного потенциала; идентификация внутрифирменного потенциала и внешних условий; выбор стратегии; разработка мер реализации этой стратегии.

24. КРИТЕРИИ  ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 

Эффективность проведения реструктуризации связана с определением ее критериев.

Специалисты Российского  центра приватизации выделяют два типа критериев:

• «жесткие», которые поддаются  количественному измерению;

• «эластичные», которые  не могут быть измерены количественно.

«Жесткие» критерии эффективности  реструктуризации – это привлечение  внешних инвестиций, создание совместных предприятий, установление стратегического  партнерства, повышение объемов  реализации, увеличение объемов экспорта, снижение издержек производства. Согласно данным критериям компания должна реализовывать  рекомендованные инвестором изменения  таким образом, чтобы они привели  к позитивным результатам, которые  могут быть измерены и подтверждены документально (например, расширение рынков сбыта, явившееся результатом осуществления  рекомендованных изменений).

«Эластичные» критерии эффективности  реструктуризации – это число  руководителей верхнего и среднего звеньев, охваченных программами помощи; степень участия российских консультантов  в реализации проектов технической  помощи; количество регионов, занятых  осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров  по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, которые не поддаются прямому  измерению, но могут быть отнесены к  долгосрочным инвестициям в «человеческий  капитал».

 

Поскольку у большинства  руководителей российских предприятий  не хватает разнообразных управленческих и профессиональных навыков, необходимых  для работы в рыночных условиях, то важным элементом эффективного проведения системных реформ становится ознакомление управляющих с возможными путями решения проблем.

25. ОРГАНИЗАЦИЯ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ 

В настоящее время большинство  специалистов в области управленческого  консалтинга предлагают базовую  версию процесса реструктуризации, которая  предусматривает достаточно жесткую  последовательность выполнения этапов подготовки и проведения реструктуризации:

1) полная диагностика предприятия:  финансовое состояние; состояние  активов; объемы продаж; загрузка  фондов; рентабельность цеха, участка; структура издержек; 

2) анализ и разработка  концепции: миссия; критерии успеха; бизнес-процессы; сегменты рынка;  потребители; специализация; конкуренты; стратегия роста или выживания;  текущие стратегии;

3) программа реструктуризации: бизнес-планы; планы действий; описания  новых функций; описания бизнес-процессов;  система учета; функциональные  стратегии, модели;

4) реализация программы  реструктуризации: детализация планов; информирование сотрудников; стимулы  активного участия; контроль сроков; финансовая и производственная  реструктуризация.

Базовая версия отображает последовательность действий и не дает представления  о существующих возможностях и механизме  выбора направлений преобразований, вариантов решений в зависимости  от состояния предприятия, ситуационных факторов. Последовательность действий (этапов) при осуществлении конкретной программы реструктуризации:

1) определение целей развития  и критериев их достижения;

2) оценка экономического  потенциала предприятия;

3) анализ «проблемного  поля» и выделение ключевых  проблем;

4) формирование путей и  проектов решения проблемы;

5) оценка инновационного  потенциала;

6) выделение приоритетных  направлений деятельности (стратегий);

7) прогноз, анализ и  оценка вариантов реформирования  предприятия;

8) разработка программы  реструктуризации;

9) оценка источников ресурсов, распределение ресурсов;

10) выделение первоочередных  проектов;

11) формирование команд;

12) выбор и фиксация  стратегии и программы реформирования;

13) соответствие выбранной  стратегии потенциалу и возможностям  фирмы;                                        14) определение первоочередных организационных шагов.

26. РОЛЬ  РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ  УПРАВЛЕНИИ 

Информация о работе Антикризесное управление