Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов
1.3 Организация управления государственными и муниципальными фи-нансами
1.4 Финансовый контроль как элемент управления финансами
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1 Повышение эффективности бюджетного планирования
2.2 Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам. ФК-10-1, Баертуева Виктория.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Муниципальные финансы выступают как основа обеспечения территориального воспроизводства и удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования. Их отличительной особенностью является направленность на решение задач местного значения.

В этом плане муниципальные финансы можно определить как совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения качества жизни проживающего на его территории населения.

Основными элементами муниципальных финансов в узком смысле слова выступают муниципальный бюджет, внебюджетные фонды местного значения, муниципальный кредит, финансы муниципальных унитарных предприятий.

Муниципальные финансы — это система экономических (денежных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспределения и использования денежных средств в соответствии с функциями, возложенными на местные органы власти и управления.

В России в состав муниципальных финансов включаются финан­сы городов, районов, поселков и других населенных пунктов. В стра­нах с федеративным устройством в состав муниципальных финансов могут включаться не только финансы местных органов самоуправле­ния, но и финансы республиканских, краевых, окружных органов управления.

Муниципальные финансы имеют социально-экономическую сущность, идентичную общегосударственным финансам, и сущест­вуют не как параллельные, а соотносятся как часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют лишь более узкую сферу перераспределительных отношений. В связи с этим все основ­ные сущностные характеристики более общей категории «финансы» характерны и для муниципальных финансов, которые являются ча­стью финансовой системы государства. Это также касается и выпол­няемых муниципальными финансами функций.

Международная практика свидетельствует о формировании общей тенденции к возрастанию роли муниципальных финансов в эффективном управлении экономикой.

1.3.              Организация управления государственными и муниципальными финансами

Качество управления в широком смысле, как показывают новейшие исследования по конкурентоспособности стран в мировой экономике, является предпосылкой и обязательным условием достижения экономикой высоких результатов. При этом под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения поставленной цели или определенного результата.

Значение грамотного управления финансами для успешного экономического развития страны трудно переоценить. Особенно важно формирование научного фундамента для разработки и осуществления практических мер в области управления финансами в условиях рыночной экономики с присущей ей жесткой конкуренцией и непредсказуемостью многих параметров развития. В то же время научный подход к управлению финансами способствует стабильному финансированию отраслей экономики и организаций, повышению материального благосостояния населения,   сглаживанию   последствий   неблагоприятных   моментов в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а в целом способствует обеспечению стабильного развития экономики государства.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответст­вующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Управление государственными финансами имеет  целью обеспечение: а) относительного баланса экономических институтов государства, юридических и физических лиц; б) бездефицитного государственного бюджета; в) устойчивости национальной валюты как основополагающего элемента в финансовых отношениях.

Когда речь идет об управлении финансами, то следует определить объект и субъекты управления. Финансы являются объективной экономической категорией и управлять ими можно лишь через изучение и познание специфических свойств и возможностей этой категории. Только управляя финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов, можно позитивно воздействовать на эффективное развитие экономики. В этом качестве финансы выступают объектом управления. Объектами управления явля­ются разные виды финансовых отношений. В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют обычно три основные группы, которые и принимаются в качестве объектов управления: финансы предприятий, учреждений и организаций, страховые отноше­нии и государственные финансы. Что касается субъектов управления финансами, то в финансовой науке под ними традиционно понимается совокупность организационных структур, которые непосредственно осуществляют управление финансами: а) финансовые службы предприятий, учреждений и организаций, б) страховые органы и в) финансовые органы и налоговые инспекции. Данные службы называют еще финансовым аппаратом.

Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муници­пальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управле­ния. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами, содержание процесса управления финансами раскрывается в сле­дующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирова­ние; б) оперативное управление; в) финансовый контроль.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управле­ния финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ре­сурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные на­правления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствова­ния. Финансовое планирование способствует достижению пропорцио­нального и сбалансированного функционирования и развития как от­дельно субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа деятельности за предыдущие периоды.

На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюд­жета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат из­лишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа.

На микроуровне организация выполнения финансового плана озна­чает управление активами и пассивами предприятия. Управление акти­вами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в ос­новные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансо­выми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации.

Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товаро­обменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др.

В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное со­стояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнози­рование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления.

Оперативное управление представляет собой процесс разработки симплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъ­ектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее ха­рактерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрез­вычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлече­ния дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события и социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к ры­ночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития экономики.

Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обес­печить стабильное развитие экономики страны и нормальное функцио­нирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населе­ния, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникаю­щие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей бюджетов всех уровней бюджетной сис­темы.

Оперативное управление финансами в России осуществляют Ми­нистерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы предприятий, учреждений и организаций.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты   от   использования   финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законо­дательства.

Эффективность управления финансами во многом определяется ка­чеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансо­вой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основ­ным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федератив­ное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация, ее субъекты и местное само­управление).

В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Мини­стерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 1) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможенный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Ми­нистерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирек­ции внебюджетных фондов социального назначения.

Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:

- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджет­ного федерализма;

- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Информация о работе Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами