Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов
1.3 Организация управления государственными и муниципальными фи-нансами
1.4 Финансовый контроль как элемент управления финансами
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1 Повышение эффективности бюджетного планирования
2.2 Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам. ФК-10-1, Баертуева Виктория.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В свя­зи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными и муниципальными финансами. Одним из эффек­тивных инструментов такого управления является муниципальный финансовый контроль.

Отсутствие целостной системы государс­твенного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприя­тий и результативность бюджетирования.

Особую значимость государственный и муници­пальный финансовый контроль приобретает в пери­од проведения социально-экономических реформ. Принятие Федерального закона от 06.10.2008 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс реформирования местного самоуправления.

Финансовым взаимоотношениям государствен­ных органов и органов местного самоуправления присуща повышенная конфликтность. Наполнение бюджетов муниципальных образований финан­совыми ресурсами напрямую зависит от действий и решений органов государственной власти. Так как у органов государственной власти прямые административные рычаги воздействия на местное самоуправление отсутствуют, возрастает роль и значение финансовых механизмов. Без достаточной финансовой основы невозможно развитие местного самоуправления. Предоставляя средства местному самоуправлению, государство приобретает и право контроля за их расходованием. Отсюда взаимоотно­шение государственных органов и органов местного самоуправления приобретает особую актуальность в сфере финансового контроля.

Контроль за эффективным использованием средств местных бюджетов является в настоящее время одной из основных задач совершенствования государственного и муниципального управления. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ местного самоуправления.

Муниципальный финансовый контроль бази­руется на реализации контрольной функции фи­нансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю (ГФК).

Отсутствие единой для всех уровней бюджетной сис­темы Российской Федерации правовой, организационной и методической базы государственного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций ор­ганом внешнего финансового контроля.

Близость местного самоуправления непос­редственно к народу предполагает необходимость прямого контроля со стороны населения за его деятельностью. С другой стороны, отделение мес­тного самоуправления от государства не только не означает его свободу от государственного контро­ля, но и, напротив, прямо подразумевает особую ответственность государства за его эффективное функционирование.

В федеральном законодательстве отсутствуют в системном виде общие принципы взаимоотно­шений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это создает всевозмож­ные трудности в реальной жизни при организации их взаимодействия, в том числе и в вопросах фи­нансового контроля.

Конституция Российской Федерации устанав­ливает только законность в качестве принципа местного самоуправления в Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятель­но управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают вопросы местного значения (ч.1, ст.132); органы местного самоуправления обязаны соблю­дать Конституцию Российской Федерации (ч.2, ст.15). В отношении переданных государственных полномочий Конституция четко устанавливает, что их реализация подконтрольна государству (ч.2,ст.132).

Как известно, реальной управляющей силой в России фактически всегда обладала исполнитель­ная, а не законодательная власть, и обойтись без исполнительных структур власти даже на муни­ципальном уровне сейчас невозможно. Закрепляя в ст. 35 ч. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации мес­тного самоуправления в Российской Федерации» обязательные полномочия за представительными органами (принятие устава муниципального обра­зования, бюджет, местные налоги, контроль за де­ятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления), законодатель тем самым обеспе­чил преимущественное положение этих органов, являющихся полномочными представителями своего населения. Глава муниципального образова­ния, даже если он избран непосредственно населе­нием, не способен с такой полнотой обеспечивать интересы населения, как представительный орган. Кроме того, возглавляя исполнительную власть, глава не может осуществлять сам за собой контроль. Однако, судя по существующей в России практике, единоначалие в местном самоуправлении главы муниципального образования проявляется даже в более значительной степени, нежели в государственном управлении. Причиной этого является, с одной стороны, отсутствие достойного противовеса в лице выборных представительных органов, с другой - ослабление былой связи по вертикали, так как глава муниципального образования является лицом, формально не подчиненным вышестоящим государственным структурам.

Таким образом, предоставленная федеральным законодателем свобода правотворческой деятель­ности местного самоуправления на деле может обернуться сосредоточением этой функции в руках одного человека - главы муниципального образования. Возникает замкнутый круг, преодолеть который можно лишь с помощью законодателей федерального и регионального уровней.

В местном самоуправлении, несмотря на то, что на него не распространяется принцип разделения властей, должна быть установлена своя система «сдержек» и «противовесов», исключающая «дикта­туру» в этом процессе одного лица. Представляется, что по таким определяющим вопросам, как местный бюджет, управление и распоряжение муниципальной собственностью во избежание угрозы единовластия должны устанавливаться соответствующие «федеральные государственные стандарты».

Законодательством предусмотрена возможность (но не обязанность) наличия контрольного органа в структуре местного самоуправления (ст. 38), который образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности[2].

Существующее законодательство в сфере финансового контроля не содержит четких формулировок целей финансового контроля. Упор сделан на функции, принципы, задачи органов.

Сегодня отсутствие ясности приводит к подмене полномочий, возможности проверять одного и того же получателя бюджетных средств на предмет целевого использования (к примеру, субвенций из регионального фонда компенсаций) контролирую­щими органами всех уровней – при том, что меры принуждения может применить только один их них. Все это дискредитирует органы власти в целом.

Масштабные изменения Бюджетного кодекса РФ не затронули одну из важнейших глав кодекса - «Государствен­ный и муниципальный финансовый контроль».

Как уже отмечалось, наиболее важным элементом нововведения является переход к программному формированию бюджета. Переход к программному бюджету требует комплексного реформирования системы государственного и муниципального финансового контроля.  Сейчас необходимо внести поправки в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся организации финансового контроля. Необходимо подготовить новую редакцию раздела "Государственный и муниципальный финансовый контроль" Бюджетного кодекса РФ, определяющего понятия внешнего и внутреннего финансового контроля, принципы организации, формы и методы его осуществления.

Реформирование системы государственного и муниципального финансового контроля требует: организации действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие действующих норм Бюджетного кодекса новым принципам организации бюджетного процесса; уточнения полномочий государственных органов (органов местного самоуправления) по осуществлению финансового контроля; включения комплексных мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации; введения определений, форм, методов и объектов государственного (муниципального) финансового контроля, а также установление критериев

эффективности использования бюджетных ассигнований; приведения в соответствие системы государственного (муниципального) финансового контроля принципам и стандартам ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ; снижения административного давления на бизнес.

В целях обеспечения действенности и эффективности предложенной системы государственного (муниципального) финансового контроля необходима реформа системы правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. В частности, необходимо увязать все основания применения мер принуждения с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установить отсылку к применению административно-правовых мер принуждения, уточнить перечень мер принуждения, применяемых к  нарушителям бюджетного законодательства и установить административные наказания за все нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата РФ является полноправным членом управляющего совета Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ), в рамках которого решаются стратегические вопросы развития мирового аудиторского сообщества. В связи с этим Глава Счетной палаты РФ настаивает на уточнении названия Счетной палаты в законодательстве РФ. Он выступает с просьбой подготовить законопроект о приведении в соответствие с Лимской международной декларацией названия Счетной палаты в законодательстве как "Высший орган финансового контроля".

До настоящего времени в России ни законодательно, ни концептуально не решена проблема разграничения функций вешнего и внутреннего государственного финансового контроля, не развита система внутреннего финансового контроля, имеет место дублирование функций органов финансового контроля. Таким образом, необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным становится вопрос об эффективном управлении государственными и муниципальными финансами. Для достижения эффективного управления общественными финансами необходимо повышение эффективности бюджетного планирования. Одним из эффективных инструментов такого управления является государственный и муниципальный финансовый контроль.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.                  Бюджетный кодекс РФ.

2.                  Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах".

3.                  Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

4.                  Государственные и муниципальные финансы./ Под ред. Г.Б.Поляка. – М., 2004.

5.                  Финансы./ Под ред. А.И.Архипова, И.А. Погосова. – М., 2009.

6.                  Финансы. / Под ред. А.Г.Грязновой. – М.,2006.

7.                  Финансы, денежное обращение и кредит./ Под ред. М.В.Романовского. – М., 2006.

Информация о работе Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами