Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов
1.3 Организация управления государственными и муниципальными фи-нансами
1.4 Финансовый контроль как элемент управления финансами
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1 Повышение эффективности бюджетного планирования
2.2 Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам. ФК-10-1, Баертуева Виктория.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

- обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка;

- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;

- разработка и реализация программ государственных заимствова­нии, управление внутренним и внешним долгом РФ;

- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

—   участие в разработке и проведении единой политики в сфере фор­мирования и использования государственных ресурсов драгоценных ме­таллов и драгоценных камней;

—   разработка единой методологии составления бюджетов всех уров­ней и отчетов об их исполнении;

—   осуществление финансового контроля за рациональным и целе­вым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюд­жетных фондов;

—   методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетно­стью и аудитом в РФ.

Под механизмом управления финансами понимается комплекс орга­низационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблю­дение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйст­вования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регули­рование финансовой системы страны проводятся высшими законода­тельными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществля­ется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

 

1.4.              Финансовый контроль как элемент управления финансами

В системе управления финансами особое место с точки зрения эф­фективности их формирования, распределения и использования в обще­ственном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Фи­нансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения зако­нодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной ста­дией процесса управления финансами.

Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных администра­тивных образований, предприятий и организаций), соблюдением финан­сово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производст­венных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйст­венных операций.

Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходова­ние материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных бо­гатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансо­вого контроля — проверка неукоснительного выполнения законодатель­ства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой служ­бой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль проводится на стадии составления, рас­смотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюд­жетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансо­вых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его зада­ча — своевременный контроль за правильностью, законностью и целесо­образностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансо­вых операций. Его задача — выявление недостатков и упущений в ис­пользовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмеще­ние нанесенного ущерба; привлечение к административной и материаль­ной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Необходимо различать государственный и негосударственный кон­троль.

Главной задачей государственного контроля является содействие ус­пешной реализации финансовой политики государства путем обеспече­ния соблюдения финансового законодательства, финансовой дисципли­ны, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджет­ных средств.

Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется ор­ганами государственной власти и управления (контрольно-ревизионны­ми отделами министерств, ведомств).

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непо­средственного участия государства, но в соответствии с государственны­ми законами и нормативными актами. К негосударственным видам фи­нансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повыше­ние эффективности использования финансовых ресурсов экономиче­ских субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый кон­троль осуществляется отдельными физическими лицами на доброволь­ных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствую­щим постановлением правительства. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток — низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, регулирующих их работу.

Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Мини­стерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителя­ми бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюд­жетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и по­лучателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения.

На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, незави­симые аудиторские фирмы и др.

Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выпол­няют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-реви­зионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Госу­дарственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых мини­стерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых из них.

Как отмечалось, управление централизованными финансами возло­жено на Счетную палату РФ. Счетная палата — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) орга­низация и осуществление контроля за своевременным исполнением до­ходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федераль­ных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) опре­деление эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых ак­тов федеральных органов государственной власти; 4) регулярное предос­тавление Совету Федерации и Государственной Думе информации о хо­де исполнения федерального бюджета и результатах проводимых кон­трольных мероприятий.

Важные контрольные функции в системе управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, со­блюдением соответствующего налогового законодательства.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета — проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами.

 

 

 

 

 

2. Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

2.1.              Повышение эффективности бюджетного планирования

Министерство финансов РФ разослало в федеральные органы власти проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В 2000-х годах правительство уже пыталось добиться повышения эффективности бюджетного планирования с помощью среднесрочных программ бюджетных реформ. Однако до сих пор в сфере управления финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.

По-прежнему не хватает методик оценки деятельности органов государственной власти, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей. На сегодняшний день продолжает применяться раздельное планирование программных и непрограммных капитальных и текущих расходов, сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов, а также отсутствуют стимулы для мотивации органов местного самоуправления в области повышения эффективности расходования этих средств.

Озадачившись проблемой несовершенства способов бюджетного планирования, Минфин разработал новые меры, которые являются продолжением начатых ранее реформ.

Для того, чтобы бюджет был эффективным, необходимо связать цели и инструменты. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четка постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты достижения заданных целей: правовое регулирование, проведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской Федерации и так далее.

Совершенствование различных инструментов программно-целевого планирования (федеральных целевых программ, приоритетных национальных проектов, проектов Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации), а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям бюджета, - все это позволит более четко определить приоритеты, цели и результаты использования бюджетных средств, установить индикаторы, характеризующие их достижение, организовать на постоянной основе мониторинг эффективности бюджетных расходов[1].

Для осуществления этих планов, необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.

Наиболее важным элементом нововведения является переход к программному формированию бюджета. Меняется принцип финансирования. Сейчас финансируется деятельность учреждений, а будут финансироваться услуги. Правда, сколь ни была бы масштабна эта реформа, она задает лишь вектор. Результата не будет, пока двигаться к цели будет только Минфин.

Нельзя закрыть всё целевыми программами. Необходимо будет поставить цели для всех, без исключения, расходов федерального бюджета. Стоит также ограничить полномочия центрального правительства, передав их на уровень ниже. Эффективность может быть выше, поскольку уровень ответственности у таких чиновников обычно выше.

Кроме того существуют коррупционные риски. Современные методы управления предполагают свободу. Но на фоне коррупции это чревато злоупотреблениями.

 

 

2.2.              Проблемы организации государственного и муниципального финансового контроля и тенденции его совершенствования

Информация о работе Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами