Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Сущность государственных и муниципальных финансов
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов
1.3 Организация управления государственными и муниципальными фи-нансами
1.4 Финансовый контроль как элемент управления финансами
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
2.1 Повышение эффективности бюджетного планирования
2.2 Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам. ФК-10-1, Баертуева Виктория.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования и науки РФ

Иркутский Государственный Технический Университет

Институт экономики, управления и права

Кафедра экономической теории и финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы» на тему:

«Анализ современных проблем управления государственными и

муниципальными финансами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

студент(ка) группы_ФК-10-1___Баертуева Виктория Ивановна

 

Проверил(а):

Старший преподаватель                   Андреева Екатерина Сергеевна

 

 

 

 

    

ИРКУТСК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Теоретические положения

1.1         Сущность государственных и муниципальных финансов

1.2         Сущность и функции муниципальных финансов

1.3         Организация управления государственными и муниципальными финансами

1.4         Финансовый контроль как элемент управления финансами

 

2. Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами

2.1              Повышение эффективности бюджетного планирования

2.2              Проблемы организации государственного и муниципального финансового контроля и тенденции его совершенствования

 

Заключение

 

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также с точки зрения общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

Управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности. Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Таким образом, неоспорима актуальность исследования, посвященного проблемам управления финансами.

Предметом исследования станут объекты и субъекты управления финансами. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Целью курсовой работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: исследованы теоретические вопросы управления финансами в РФ; проведен анализ управления финансами в РФ.

 

 

 

 

1. Теоретические положения

1.1              Сущность государственных и муниципальных финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях. И государственные и муниципальные финансы выполняют сле­дующие функции:

—             распределительную;

—             контрольную;

—             стимулирующую;

—             фискальную.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспреде­ление внутреннего валового продукта (ВВП) и части национального дохода обеспечиваются общегосударственные потребности, формули­руются источники финансирования общественного сектора экономи­ки, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фон­дов в рамках единой бюджетной системы Российской Федерации. Го­сударственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизо­ванных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспро­изводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Таким образом, сущность распределительной функции государст­венных и муниципальных финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использо­вание централизованных фондов денежных средств, содержание не­производственной сферы экономики.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов заключается в реализации контроля рублем за реальным де­нежным оборотом, участником которого является государство, фор­мированием централизованных фондов денежных средств. Кон­троль рублем может осуществляться следующим образом:

во-первых, контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей расчетов (т.е. применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимули­рующего характера); во-вторых, контроль за реализацией стратегии финансирова­ния. Здесь происходит реализация долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Контрольная функция государственных и муниципальных фи­нансов реализуется по следующим основным направлениям:

а)              контроль за правильным и своевременным переначислением средств в централизованные фонды;

б)              контроль за соблюдением заданных параметров централизо­ванных фондов денежных средств с учетом потребностей производ­ственного и социального развития;

в)              контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер об­щественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддержи­вать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осу­ществляется с помощью множества методов и приемов. К ним от­носятся инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

По экономической сущности государственные финансы – это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления. Субъектами денежных отношений в данной сфере являются государство, предприятия, объединения, организации, учреждения, граждане.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции.

В состав государственных финансов включаются:

- бюджеты разных уровней государственного управления;

- внебюджетные фонды;

- государственный кредит.

Бюджет государства – ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Бюджет объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии: через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджет государства представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона.

По материальному содержанию бюджет государства – представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, а по социально-экономической сущности – основное орудие перераспределения национального дохода.

Основными функциями бюджета государства как основного финансового плана государства, утверждаемого законодательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются:

- перераспределение национального дохода и ВВП;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Что касается внебюджетных фондов государства, то они представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объемов таких фондов объясняется рядом причин: у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики; будучи автономными от бюджета, эти фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. Именно появление внебюджетных фондов со строго целевым использованием средств обеспечивает более эффективный государственный контроль. Внебюджетные фонды могут при определенных условиях, т.е. при наличии активного сальдо, использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

1.2              Сущность и функции муниципальных финансов

Становление новой финансовой системы предусматривало укрепление и развитие демократических тенденций на местах в форме местного самоуправления, повышение эффективности государственного управления посредством передачи на нижние уровни финансовой системы соответствующих полномочий. В процессе децентрализации местные власти получили конституционное право самостоятельно решать вопросы социально-экономического развития местных образований, принимать и исполнять собственные бюджеты. Возникновение финансов местных органов явилось исходным пунктом формирования самостоятельного звена финансовой системы – муниципальных финансов.

Информация о работе Анализ современных проблем управления государственными и муниципальными финансами