Управление персоналом в организациях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является совершенствование системы управления персоналом в организациях малого бизнеса на примере ООО «Новэм».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Определены понятие, цели и функции системы управления персоналом

2. Выявлены методы построения систем управления персоналом

3 Рассмотрены методы исследования систем управления персоналом

4. Проведен анализ системы управления персоналом на примере ООО «Новэм»

5. Предложены мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом предприятия ООО «Новэм»

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом на предприятии 5
1.1. Понятие, цели и функции системы управления персоналом 5
1.2 Методы построения систем управления персоналом 8
1.3 Методы исследования систем управления персоналом 13
Глава 2. Анализ системы управления персоналом на примере ООО «Новэм» 21
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Новэм» 21
2.2. Анализ системы управления персоналом предприятия ООО «Новэм» 23
2.3. Пути совершенствования системы управления персоналом предприятия ООО «Новэм» 33
Заключение 40
Список источников и литературы 41

Файлы: 1 файл

Заказ 4488 курсовая.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Все шире применяется параметрический  метод. Задача этого метода - установление функциональных зависимостей между  параметрами элементов производственной системы и системы управления персоналом для выявления степени их соответствия.18

Метод функционально-стоимостного анализа  начали применять в последнее  время при совершенствовании  системы управления персоналом.19

Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления персоналом с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1, 2 и 3-ю компоненту). 20

Балансовый метод позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например, сравниваются результаты обработки фотографий рабочего дня и технологических карт выполнения управленческих операций и процедур с действительным фондом рабочего времени их выполнения. 21

Корреляционный и регрессионный  анализ (КРА) установление линейной зависимости и тесноты связи между параметрами (численностью персонала и влияющими на нее факторами). Математический аппарат КРА подробно рассматривается в специальной литературе по статистике.

Опытный метод базируется на опыте предшествующего периода данной системы управления персоналом и опыте другой аналогичной системы.

Метод аналогий получил наибольшее развитие в деле совершенствования управления персоналом. Он заключается в применении организационных форм, которые оправдали себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность метода аналогий заключается в разработке типовых решений (например, типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. 22

Блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур является эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления персоналом. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой организационной системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами. 23

Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персоналом группой специалистов и руководителей. Эффективность метода состоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает у других участников совещания новые идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания - выявить возможно больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.

Метод коллективного  блокнота («банка» идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.

Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась «подсказка» о том, что и как следует сделать для решения задачи. 24

Наибольший эффект и  качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда  применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов. 25

1.3 Методы исследования  систем управления персоналом

 

Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Всю совокупность методов исследования можно разбить  на три большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления  и комплексированные методы.

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении  мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод «мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT- анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов. 26

Вторая группа — методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании  математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления.

К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов. 27

Рассмотрим более подробно каждую группу методов исследования систем управления.

Возникновение перечисленных  терминов, как правило, связано с  конкретными условиями проведения исследований, или даже с именем автора подхода. Однако варианты последующего применения методов настолько разнообразны, что сейчас трудно говорить об однозначности использования приведенных терминов.

Схема структуризации методов  приведена на рис. 1

Дадим краткий обзор  экспертных методов.

Концепция мозговой атаки  получила широкое распространение  с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления», направленный на «открытие новых идей и достижение согласия группы людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названиями мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).

Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются  выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы  обеспечить как можно большую  свободу мышления участников КГИ  и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей. 28

Рис. 1. Структура методов  исследования систем управления.

Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, со- держащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст. 29

Методы типа «Дельфи». Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки, которая способствовала бы снижению влияния психологических факторов при повторении заседаний и повышении объективности результатов. Однако почти одновременно «Дельфи»-процедуры стали средством повышения объективности экспертных опросов с использованием количественных оценок при оценке «дерева цели» и при разработке «сценариев».

Основные средства повышения  объективности результатов при  применении «Дельфи»-метода — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. 30

Основная идея морфологического подхода - систематически находить наибольшее число, а в пределе — все возможные варианты решения поставленной проблемы или реализации системы путем комбинирования основных (выделенных исследователем) структурных элементов системы или их признаков. При этом система или проблема может разбиваться на части разными способами и рассматриваться в различных аспектах. 31

Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных  методов, которые в разной степени  обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления.

Иначе говоря, обследование системы управления в рамках выбранного метода формализованного описания должно выявить оптимальные варианты построения, организации и функционирования реальной системы.

Применяемые методы формализованного описания систем управления должны способствовать в конечном итоге созданию четких организационных механизмов управления, используемых объектов.

Необходимость создания таких механизмов обусловлена внедрением новых методов хозяйствования, которые  требуют как четкой регламентации  управления, так и сокращения управленческих расходов.

Как известно, моделирование  какого-либо объекта заключается в замене исходного объекта таким объектом (моделью), исследование которого можно провести эффективнее, т.е. легче, доступнее, быстрее, дешевле и т.д.

Существует много разновидностей моделей: графики и таблицы, физические модели, логические и математические выражения, машинные модели, имитационные модели. 32

Информационная модель позволяет символически выразить технологию подготовки управленческих решений, а  также информационные взаимосвязи  между сотрудниками конкретного  подразделения, подразделениями предприятия и внешней средой. 33

На другом иерархическом  уровне состав методов исследования систем управления может рассматриваться как множество приемов и процедур исследования, объединенных структурно и функционально в конкретном методе, или их совокупное множество.

В процессе исследования систем управления синтез и анализ образуют некоторые чередующиеся последовательности действий, которые в результате ряда приближений (итераций) на различных  этапах исследований позволяют достичь  целей исследования или установить факт невозможности их достижения.

Анализ как первый этап исследования позволяет получить необходимые «кирпичики» знаний, которые затем используют в процессе синтеза.

Поэлементный состав метода исследования систем управления зависит, прежде всего, от того, является ли тот или иной метод методом предшествующего, в реальном масштабе времени, последующего исследования. Такие исследования могут включать методы исследования механизма явлений или экстремальных исследований. 34

При исследовании механизма явлений ставится задача установить основные взаимосвязи и зависимости факторов и параметров системы управления, разрабатывают модели изучаемых явлений в системах управления.

Выбор методов исследования систем управления проводится на основе их предварительной классификации. Такой выбор может проводиться интуитивно (экспертно), с использованием логики, с применением формальных приемов и критериев. Например, в качестве критерия выбора метода исследования может быть использована точность оценок или другой важный с точки зрения целей исследования параметр при фиксированных ограничениях на финансовые или временные: затраты.

Наиболее общий подход к выбору метода исследования системы  управления состоит в том, что:

1. определяют цели  исследования, включая ограничения на время их достижения, расход ресурсов, наличие необходимой аппаратуры, персонала и др.);

2. устанавливают требования  к результату исследования (прежде  всего это полнота отражения  свойств объекта исследования; количественный  или качественный будет результат; для количественного результата устанавливают точность и достоверность);

3. устанавливают наличие  и тип (интуитивные, предметные, количественные) данных о системе  управления, объекте, внешней среде  (качество, функции, структура, параметры);

4. оценивают возможность  получения дополнительных данных  каждого типа в процессе исследований;

5. определяют круг (множество)  методов, применимых при существующих  и возможных данных;

6. из числа применимых  методов отбирают подмножество  методов, позволяющих достичь поставленных целей исследования. Такие методы исследования систем управления будем называть рациональными;

7. формулируют критерий - правило выбора наилучшего в определенном смысле (наиболее дешевого, быстрого, точного, дающего единицу результата при минимальных затратах и др.) метода из ряда рациональных;

8. вычисляют значение критерия для каждого из рациональных методов;

Информация о работе Управление персоналом в организациях малого бизнеса