Эволюция содержания маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение этапов эволюции маркетинга.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение предпосылок становления, формирования и развития маркетинга.
2.Рассмотрение этапов эволюции маркетинга за весь период его существования.
3.Рассмотрение эволюции маркетинга в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1.Этапы эволюции маркетинга
1.1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга
1.2. Первый этап эволюции маркетинга (1860-1950 гг.)
1.3. Второй этап эволюции маркетинга (1951-1970 гг.)
1.4. Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 гг.)
1.5. Четвертый этап эволюции маркетинга (1991 г. - настоящее время)
Глава 2. Становление маркетинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа моя.docx

— 52.35 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Калининградский  государственный технический университет»

Кафедра торгового дела.

 

 

 

Курсовая работа допущена                                             Курсовая работа защищена

к защите                                                                            на _____________________                            .                                                                                                                (оценка)

Руководитель___________                                            _________________________                                       ______________________                                                (дата, подпись руководителя)

  (Ф.И.О. руководителя,

ученая степень, звание)_

 

 

Тема курсовой работы

" Эволюция содержания маркетинговой деятельности"

 

Курсовая работа по дисциплине

«Маркетинг»

 

 

                                                                             Курсовую работу выполнил

                                                                             студент________________________

                                                                                                    (группа)                                                                                                                                                                    

                                                                              ______________________________                                                                                                                                                  

                                                                        (Ф.И.О. студента)

                                                                 _________________________                                           

                                                                                 (дата, подпись студента)

                                                    

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград  2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1.Этапы эволюции маркетинга

1.1. Предпосылки становления,  формирования и развития маркетинга

1.2. Первый этап эволюции  маркетинга (1860-1950 гг.)

1.3. Второй этап эволюции  маркетинга (1951-1970 гг.)

1.4. Третий этап эволюции  маркетинга (1971-1990 гг.)

1.5. Четвертый этап эволюции  маркетинга (1991 г. - настоящее время)

Глава 2. Становление маркетинга в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка сбыта. Однако маркетинг как система экономической деятельности - более широкое понятие. Главное в маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход.

С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей, ориентация на них производства, адресность выпускаемой  продукции. С другой - активное воздействие  на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

В промышленно развитых странах  покупательские предпочтения являются главной движущей силой созидательного труда. Ведь даже труд рабочего самой  высокой квалификации по изготовлению очень нужного обществу изделия  самого высокого качества и с самыми низкими издержками производства может  оказаться в конечном счете непроизводительным только потому, что изделие не нашло  своего покупателя, не попало в конечное потребление.

Произойти это может по той причине, что потенциальный  потребитель не знал о существовании  нужного ему изделия или о  месте, где его можно купить. Связать  изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга и тем самым  сделать труд первого по-настоящему производительным - в этом, собственно, и состоит основная цель любой  маркетинговой деятельности.

 В основе маркетинга лежит идея человеческих нужд. Нужды людей многообразны и сложны: тут и физиологическая нужда в пище, одежде, тепле и безопасности, и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные нужды в знаниях и самовыражении. Они не формируются усилиями рекламных агентств, а исходят от природы человека. Если нужда не удовлетворена, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным. И чем больше значит для него та или иная нужда, тем глубже он переживает отсутствие возможности удовлетворить ее.

Неудовлетворенный человек  сделает одно из двух: либо займется поисками объекта, способного удовлетворить  нужду, либо попытается заглушить ее.

Вторая исходная идея маркетинга - идея человеческих потребностей. Потребность - это нужда, принявшая специфическую  форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду  тем способом, который присущ культурному  укладу и экономическому уровню развития данного общества. По мере развития общества растут и потребности его  членов.

Цель курсовой работы – изучение этапов эволюции маркетинга.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучение предпосылок  становления, формирования и развития маркетинга.

2.Рассмотрение этапов эволюции маркетинга за весь период его существования.

3.Рассмотрение эволюции маркетинга в России.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Этапы эволюции маркетинга.

    1. Предпосылки становления, формирования и развития маркетинга.

Термин «маркетинг» (от англ. marketing - создание рынка, рынковедение) возник в экономической литературе США на рубеже XIX - XX столетий. Подходящего эквивалента этому слову в русском языке не нашлось, и поэтому используется его английское произношение с ударением на первом слоге - маркетинг. Вполне определенно можно утверждать, что процесс, который сегодня называют маркетингом, существовал всегда. Речь идет о маркетинге как явлении, присущем отношениям, связанным с обменом.

Истоки маркетинга следует  искать в общественном разделении труда, так как оно является первоосновой товарного производства, т.е. такой  формы общественного производства, при которой продукты производятся не для собственного потребления, а  для обмена посредством купли-продажи. Общая черта товарного производства при любом общественном строе  заключается в наличии рынка, т.е. особой сферы, в которой происходит обмен товаров, столкновение и согласование интересов производителей и потребителей товаров.

И как только возник рынок, а он возник 6-7 тыс. лет назад, одновременно с ним появились и начали развиваться  первые формы маркетинговой деятельности, а именно, ценовая политика и реклама. Сведения о рекламе товаров встречаются  в упоминаниях о Шумере, Древнем  Египте (рекламные надписи на папирусе), государствах Месопотамии и т.д.

Рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали  на меди и кости, выбивали на каменных плитах, громко зачитывали на площадях и в других местах скопления народа. До определенного времени, а именно, до тех пор, пока хозяйственные структуры  оставались простыми, а производители  и потребители жили рядом и  хорошо знали друг друга, производители  выпускали то, что было необходимо для удовлетворения известных им запросов потребителей, то есть существовало рациональное соотношение объемов  производства и спроса.

Разумеется, пока производительность общественного труда была невысока, а уровень жизни определял  возможность предъявления платежеспособного  массового спроса лишь на предметы первой необходимости, у многих производителей не возникало острой потребности  в маркетинге.

Смена натурального хозяйства  товарной формой хозяйства, которая  произошла в результате обособления  производителей, и достижение определенного  уровня развития производительных сил, автоматически породило прогрессивное  развитие общества. Одновременно произошли  глубокие изменения в характере  и масштабах производства, а также  в социальной структуре общества.

Социально-экономические  и сопровождающие их демографические  изменения привели к росту  объемов спроса на товары потребительского назначения, а, следовательно, возникла необходимость увеличения предложения  товаров и услуг.

Эта проблема была решена в  процессе промышленной революции. Индустриальная эра, наступившая полтора столетия назад, характеризовалась преимущественным развитием отраслей материального  производства и в первую очередь  промышленности. Доля промышленности неуклонно возрастала, и это отражалось как на составе экономически активного  населения, так и на валовом национальном продукте.

Само производство стало  массовым, крупносерийным, ориентированным  на рынки большой емкости и  на изделия массового спроса. Производитель  в этих условиях вынужден был выпускать  продукцию, полагаясь исключительно  на свое предвидение, а не на точное знание спроса, что, очевидно, не исключало  определенного риска потерь в  том случае, если потребитель не будет покупать товары.

Однако в этом большой  проблемы не было до тех пор, пока спрос  превышал предложение. Но уже в XIX в. производство достигло достаточной  степени эффективности, и предложение  зачастую стало превышать спрос. Это привело к возникновению  другой проблемы - избыточному производству.

Первоначально решение было найдено в классической экономической  теории: если предложение превышает  спрос, то следует уменьшить цену для активизации спроса. Однако такое  решение приводило к потерям  в долгосрочном плане. Если цена снижена, то, следовательно, и прибыль уменьшается, что не дает предприятию развиваться  или даже существовать.

Таким образом, в связи  с переходом к массовому крупносерийному  производству продукции очевидной  стала потребность в элементарном изучении рынка. Возможность и угроза формирования нереализуемых запасов  продукции заставила искать ответы на вопросы: кому, где и каким образом  продавать произведенное.

Принципиальный для маркетинга вопрос "что продавать?" возник позже. Из всего сказанного следует, что потребность в маркетинге обычно возникает там и тогда, где и когда возрастающая активность производителя или продавца начинает превышать активность потребителя  или покупателя, при этом последняя  уменьшается.

 

1.2. Первый этап  эволюции маркетинга (1860--1950 гг.)

 Первый этап эволюции  маркетинга являлся своего рода  основой маркетинга в современном  его понимании. Особенность первого  этапа состоит в том, что  он в свою очередь делится  на три последовательных периода. 

Годы 1860-1920 на общем фоне превышения спроса над предложением характеризуются процессами совершенствования производства, основная цель которого заключалась в увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции.

Годы 1920-1930 характеризуются тем, что с учетом достигнутых успехов в области роста объемов производства, которые позволили почти вплотную приблизиться к удовлетворению платежеспособного спроса населения на товары и услуги, имевшегося в те годы, производители были вынуждены сосредоточить свое внимание на решении проблемы совершенствования выпускаемых товаров за счет повышения их качества и соответствующего изменения товарного ассортимента.

Годы 1930-1960 знаменуются тем, что во главу угла предпринимательской  деятельности на фоне увеличения объемов  производства и разностороннего  совершенствования выпускаемых  товаров ставится решение проблемы организации сбыта за счет интенсификации коммерческих усилий, которая означает первоочередное приложение хозяйствующим  субъектом финансовых средств и  затрат труда в сфере стимулирования сбыта произведенных товаров.

Первый этап эволюции маркетинга характеризовался дальнейшей концентрацией  производства, его механизацией и  автоматизацией, а также усилением  концентрации и централизации капитала, что проявлялось в создании монополистических  союзов. Этому периоду свойственно  нарастание процессов специализации, укрупнения масштабов производства, усиление конкурентной борьбы.

 Все указанные причины  привели к формированию так  называемого рынка потребителя  - рынка, для которого характерны  превышение предложения над спросом  и острая конкурентная борьба  в особенно разорительной ее  форме - монополистической конкуренции,  а следовательно, и серьезные проблемы со сбытом продукции.

Информация о работе Эволюция содержания маркетинговой деятельности