Этапы процесса создания упаковки и ее концепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Упаковка сама по себе – решающий носитель рекламы продукта. Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний вид является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они концентрируются в дизайне.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Упаковка: определение, требования, виды
1.1 Основные понятия и классификация
1.2 Требования к упаковке
1.3 Виды упаковки
2. Разработка упаковки
2.1
2.2 Сотрудничество маркетолога и дизайнера в процессе создания упаковки
2.3 Этапы работы маркетолога над упаковкой
2.4 Основные стратегии при проектировании упаковки.
2.5 Выбор типа композиции
2.6 Анализ цветовых решений упаковки
2.7 Рекомендации по использованию информационных и изобразительных элементов
3. Примеры разработки успешной упаковки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

аз есьмь.docx

— 940.06 Кб (Скачать файл)

Безопасность упаковки обеспечивается путем нанесения на нее защитных покрытий или ограничением сроков хранения изделий. Использование определенных красителей для оформления упаковки требует разрешения Минздрава Беларуси. Наиболее безопасна стеклянная и  тканевая упаковка, наименее- металлическая и полимерная.

2. Экологичность упаковки – способность при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде. Абсолютно безопасных для среды видов упаковки нет, т.к. при утилизации в атмосферу выделяются разнообразные вещества. При утилизации термическим путем деревянной, бумажной, тканевой и полимерной упаковки в окружающую среду выделяется углекислый газ, следствием чего является наступление парникового эффекта и изменение климата. Полимерная упаковка, помимо этого, выделяет при сгорании хлор, стерол, диоксины и др.

Стеклянная и металлическая  упаковка может быть подвергнута  переплавке, в противном случае она  долгие годы загрязняет окружающую среду. Полимерная и стеклянная практически не разрушается, металлическая разрушается в течение 10-20 лет. Наиболее быстро разрушается бумажная и тканевая упаковка.

Экологичность упаковки повышается при многократном использовании (возвратная тара) или вторичной переработке (бумага и древесина).

3. Надежность упаковки – способность сохранять механические свойства и герметичность в течение предусмотренного времени при определенных условиях транспортировки и хранения. Упаковка многократного использования сама должна обладать сохраняемостью. Срок сохраняемости одноразовой упаковки может незначительно превышать сроки годности товаров.

4. Совместимость упаковки – способность не изменять потребительские свойства товаров. Упаковка не должна поглощать отдельные компоненты товара или придавать какие-то свойства. Например, деревянные ящики для пищевых продуктов нельзя изготавливать из древесины хвойных пород, поскольку продукты приобретут хвойный запах.

5. Взаимозаменяемость – способность упаковок одного вида заменить упаковки другого вида при использовании по одному функциональному значению. Например, взаимозаменяемыми являются герметичные металлические и стеклянные банки с металлическими крышками или ящики и картонные коробки.

6. Экономическая эффективность упаковки определяется стоимостью, ценой эксплуатации и ценой утилизации. Стоимость утилизации зависит от материала и технологии производства. Одноразовая упаковка дешевле, но требует больших затрат на утилизацию. Многооборотная тара становится экономически эффективной, если используется более 3-5 раз без ремонта. Экономическая эффективность упаковок неодинакова и определяется особенностями товара. Нет одного вида упаковки, наиболее эффективного для всех видов товаров.

 

Дополнительные требования включают транспортабельность и складируемость упаковки.

  1. Транспортабельность – это возможность товара в упаковке подвергаться транспортировке определенными видами транспорта и обеспечивать технико-технологическую и экономическую эффективность этого процесса.
  2. Складируемость является важным требованием, поскольку товары складируются не только у производителя, оптовиков и в магазинах розничной торговли, но и у экспедиторов в портах и у самих потребителей. Поэтому перед тем, как выбрать приемлемое средство упаковки, рекомендуется изучить все обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к хранению товаров, чтобы сделать упакованные единицы оптимально удобными для складирования.

К маркетинговым требованиям относятся: информативность, наличие эстетических свойств, узнаваемость, повышение ценности, последующая применимость, адекватность продукту, марке и клиенту, соответствие каналам сбыта.

1. Информативность. На упаковке должны быть ясно представлены преимущества       продукта, область его применения (функции, пригодность, срок хранения).

2. Наличие эстетических свойств особенно важно для потребительской упаковки. Упаковка должна быть современной и привлекательной, что достигается за счет применения привлекательных материалов и красочного оформления.

3. Узнаваемость – способность упаковки быть замеченной среди большого ассортимента товаров-конкурентов и однозначно указывать на марку или производителя. Это свойство, характеризующее действенность рекламы.

4. Повышение ценности – обеспечение потребителю дополнительных удобств в использовании. Соблюдение этого требования позволяет получить конкурентное преимущество перед товарами-конкурентами, что особенно важно в условия насыщенного рынка.

5. Последующая применимость, т.е. возможность использования упаковки после ее опорожнения является немаловажной  дальней для некоторых групп потребителей, например, для экономных.

6. Адекватность продукту, марке, клиенту предполагает создание упаковки, соответствующей образу жизни потребителей. Понятно, что нет смысла использовать дорогую упаковку для дешевого товара.

7. Соответствие каналам сбыта. Если товар продается в магазинах самообслуживания, то он должен не просто быть упакован, но и подходить по величине и внешнему виду для представления на полках магазина. Особенно это касается продаж через автоматы.

Упаковка – понятие многогранное, даже противоречивое, так как, с одной  стороны, она облегчает жизнь  потребителю, а с другой – нещадно  эксплуатирует его сознание в  стремлении привлечь его к товару. В связи с этим к функциональным свойствам упаковки часто предъявляются  противоположные требования. Например, лекарственные препараты должны иметь хорошо защищающую  лекарство  от детей упаковку, и в то же время, эта упаковка должна легко открываться, быть удобной в использовании  для больных и пожилых людей.

Существенным  фактором в изменении требований к упаковке стали и такие тенденции, как старение населения во многих странах и переход на пищевые  полуфабрикаты, а так же эмансипация  женщин. Активное участие женщин в  производстве и общественной жизни  большинства стран мира требуют  изменения пищевой упаковки с  использованием порционных упаковок в  семейном кругу, а так же для приготовления  пищи в кафе, ресторанах, при перевозке  пассажиров на самолетах, для питания  пациентов больниц. Такая упаковка требует соблюдение следующих условий:

  • значительный срок годности продукта;
  • удобство приготовления пищи;
  • быстрота приготовления пищи;
  • экологическая безопасность упаковки;
  • удобство при перевозке и переноски ( летний отдых, использование в больницах, детских учреждениях и пр.).

2.3 Виды упаковки

 

Понятие «упаковка» очень объемно  и включает в себя множество классификационных  разновидностей.

-по месту упаковывания 

  1. производственная
  2. торговая упаковка. Торговая бывает платной и «бесплатной». Затраты на «бесплатную» включаются в издержки обращения, т.е. в цену товара, и ее оплачивает потребитель.

- в зависимости от  применяемых материалов, их механической  прочности, которые обуславливают  степень сохраняемости товаров

  1. жесткая
  2. полужесткая
  3. мягкая

К жесткой относится металлическая, стеклянная, деревянная, полимерная упаковка. Характеризуется высокой надежностью защиты товара от механических повреждений, окислительной порчи, от микробиологической порчи. К недостаткам можно отнести высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто, высокую стоимость – цена закупочная и цена эксплуатации (ремонт, доставка пустой тары).

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массами и объемом. К ней относится картонная и комбинированная – тетрапаки, перпаки. Она легко складывается и вкладывается одна в другую. Стоимость такой упаковки ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные в результате вторичной переработки. Основным недостатком является недостаточная механическая устойчивость.

Мягкая упаковка – это бумажная, тканевая, полимерная. Имеет самую низкую надежность по степени защиты от механических повреждений и воздействия окружающей среды. Однако мягкая упаковка находит широкое применение благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат. Мягкая тара из полимерных материалов применяется для создания модифицированной газовой среды для живых биологических объектов.

  • по кратности использования
  1. одноразовая (упаковка используется только один раз)
  1. многократного использования (упаковка может использоваться два и более раз)
  • по сферам использования
  1. универсальная (используется во многих сферах)
  2. специализированная (используется  в конкретных сферах применения)
  • по назначению
  1. потребительская
  2. транспортная
  3. общественная
  4. военная

Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранение товара у потребителя. Она поступает к покупателю вместе с товаром. Расфасовка осуществляется производителем или продавцом в свою упаковку или упаковку потребителя.

Транспортная упаковка используется для перевозки, хранения, облегчения механизации погрузочно-разгрузочных работ. Включает тару, упаковочные, перевязочные материалы и приспособления для предупреждения перемещения товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся цистерны, бочки, бидоны, контейнеры, ящики, лотки, мешки и проч.

Общественная упаковка – упаковка для продуктов, используемых в больницах, школах, государственных учреждениях, тюрьмах. Она обычно ассоциируется с пищевым обслуживанием больших обособленных групп населения или с обеспечения общества медицинскими запасами.

Военная упаковка – упаковывание продуктов для Вооруженных сил или государственных структур. Специфические требования к этому типу упаковки определяется обычно не столько условиями потребления, сколько необходимостью соблюдения особых правил транспортировки и хранения продукта.

  • по уровням
  1. первичная
  1. вторичная
  2. транспортная

Первичная упаковка – это собственно товарная оболочка, оригинальная упаковка, присущая марочным изделиям. Обеспечивает защиту товара и одновременно гарантирует правильную массу и удобство использования, а своей особенной формой делает легкой идентификацию предложения.

Вторичная упаковка  – это любой последующий слой за первичной, не считая транспортной упаковки. Выполнят прежде всего рекламную функцию и характеризуется высокой степенью информативности, может повышать ценность товара. Главную роль играет не для потребителя, а для посредника, создавая удобство хранения и торговли.

  • по количеству упакованных единиц товара
  1. штучная
  1. множественная
  2. порционная

Штучная упаковка рассчитана на единицу продукции.

Множественная – упаковка, которая соединяет в себе две или более единиц товаров. Это могут быть одинаковые продукты (лезвия для бритья) или сочетания различных вещей (расческа и щетка). Основная задача такой упаковки – увеличить потребление товара, заставить потребителей покупать наборы, например, марочных товаров или опробовать новую продукцию, а также сбыт неходовой товар. Большинство видов множественной упаковки носит универсальный характер: их можно продавать в том виде, в котором они транспортируются, или разбивать на отдельные единицы.

Порционная делает возможным предложение отдельно упакованных порций какого-либо продукта. Часто используется как упаковка товаров для экстренных случаев. Использование порционной упаковки может создавать конкурентное преимущество и формировать предпочтение данной марки. Однако товар в порционной упаковке имеет высокую стоимость.

  • по разновидностям упаковок по назначению
  1. подарочная – она призвана создать ощущение праздника и побудить к расточительству
  1. пробная – информирует о новом товаре, побуждает его попробовать, а также позволяет оценить соответствие товара запросам потребителя
  2. порционная или разовая – может ориентировать товар на особый сегмент потребителей
  3. повышенной емкости или семейная – позволяет приобретать большое количество товара с некоторой экономией
  • по степени оригинальности
  1. стандартная – предусмотрена для данного вида товара
  2. индивидуальная – может предоставляться покупателю как платная сервисная услуга

 

 

 

2. Разработка упаковки

2.1 Особенности разработки упаковки

Дизайн современной  упаковки складывается из целого ряда неотъемлемых элементов: логотипа, цвета  и формы, композиции и символа, каждый из которых и все вместе способствуют запоминанию и лучшему узнаванию  данного бренда потребителями. 
Однако работая над созданием нового образца упаковки, не стоит безоглядно отдаваться творческому порыву, забывая о прямом назначении потребительской тары. Например, для элитных спиртных напитков, стоимость которых доступна лишь ограниченному кругу обеспеченных граждан, создаются упаковки стоимостью более сотни долларов: для их изготовления, используются драгоценные металлы, эффекты тиснения и прочие способы, которые применяют только для создания потребительской тары vip класса. Основная область применения дорогостоящей упаковки – это оформление так называемых «подарочных» продуктов питания, которые отличает эстетичность и особые требования к оформлению. Для коньяков и вин, которые часто приобретаются для вручения близкому человеку или vip персоне, применяются бархат, натуральное дерево ценных пород, драгоценные металлы, золотая фольга и прочие материалы. Такая упаковка наглядно демонстрирует потребителю, что товар имеет статус vip, оправдывающий его стоимость и служащий подтверждением высокого качества изготовления.  
 
Дизайн упаковки должен быть, с одной стороны, индивидуальным, а, с другой, не слишком креативным, чтобы не оттолкнуть покупателя своей излишней «смелостью». Один из наиболее удачных образцов современной тары, умело сочетающий в себе все вышеперечисленные качества, — это потребительская тара соков Rich. Оригинальная светлая упаковка с ярким пятном, стильная и необычная, способствовала уверенному росту потребительского спроса, который вряд ли смогла бы так поднять даже хорошая реклама. 

Информация о работе Этапы процесса создания упаковки и ее концепция