Характеристика маркетинговой среды на предприятии ОАО молочный комбинат «Пензенский»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование управления маркетинговой деятельности предприятия.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические особенности маркетинга;
изучить сущность маркетинговой деятельности;
дать краткую характеристику предприятию ОАО молочный комбинат «Пензенский»;
исследовать маркетинговую среду ОАО молочного комбината «Пензенский»
провести анализ рынка;
отразить товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику ОАО молочного комбината «Пензенский».

Файлы: 1 файл

курсовая работа маркетинг.docx

— 68.80 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В последние  годы выпуск молочной продукции в  России растет. Рост объемов выпускаемой  продукции требует от производителей расширения сбыта, увеличения сроков хранения, улучшения качества упаковки и уменьшения ее веса.

Молоко  — единственный продукт питания  в первые месяцы жизни человека. Для старых, ослабевших и больных  людей молоко является незаменимой  пищей.

«Молоко,—  писал академик И. П. Павлов,— это  изумительная пища, приготовленная самой  природой». Установлено, что этот продукт  содержит свыше ста ценнейших  компонентов. В него входят все необходимые  для жизнедеятельности организма  вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные  соли, витамины. Эти компоненты молока хорошо сбалансированы, благодаря чему легко и полностью усваиваются.

Кисломолочная продукция всегда составляла важную часть российских потребителей, т.к. она относится к жизненно важным продуктам питания человека. Эти  продукты легко усваиваются организмом, стимулируют секреторную деятельность, нормализуют перистальтику кишечника, улучшают процесс пищеварения, благоприятно влияют на усвоение пищевых веществ, повышают тонус и сопротивляемость организма. Они полезны при истощении, малокровии, хронических желудочно-кишечных заболеваниях.

В последние  годы значительно расширился ассортимент  выпускаемых кисломолочных продуктов, повысился уровень их качества, выросли  объемы производства.

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях перехода к  рыночным отношениям, усиления конкурентной борьбы за прочное место на рынке  предприятиям торговли по-новому приходится организовывать свою деятельность. В  предпринимательской деятельности фирмы постоянно возникают проблемы, обусловленные целесообразностью  более полного удовлетворения потребностей существующих и потенциальных покупателей в необходимых товарах. Проблема стратегического успеха предприятия, создания и удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыли - одна их самых актуальных. Решению таких проблем и призван способствовать маркетинг, как основа повышения эффективности деятельности и оптимизации финансовых результатов торгового предприятия.

В современных  условиях рыночной экономики  в России существенно возросла социально-экономическая  роль маркетинга. Он стал нацеливать предприятия  на более глубокое изучение потребностей населения. Здесь потребитель превращается в центральную фигуру, интересам  которого подчиняется все производство. Для маркетинга, таким образом, главным  становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем видит  ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Усилия предприятий направляются на выявления  знаний о товаре и понимание потребителей, на способности и умение маркетологов технически воплотить специфические  потребности в реальный продукт, соответствующий вкусам и запросам потребителей. Реализация подобных функций  маркетинга означает не только подчиненность  сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение  маркетинга в необходимый элемент  хозяйственного механизма, обеспечивающего  сочетание интересов производителя  и потребителя как основы роста  эффективного производства.

Данная  курсовая работа посвящена актуальной для современной организации  теме – анализ маркетинговой деятельностью  предприятия.

Маркетинговая деятельность должна способствовать успешному  решению, казалось бы, взаимоисключающих  задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции  в соответствии с запросами потребителя  и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.

Целью данной курсовой работы является исследование управления

маркетинговой деятельности предприятия.

     Задачи  курсовой работы:

    • рассмотреть теоретические особенности маркетинга;
    • изучить сущность маркетинговой деятельности;
    • дать краткую характеристику предприятию ОАО молочный комбинат «Пензенский»;
    • исследовать маркетинговую среду  ОАО молочного комбината «Пензенский»
    • провести анализ рынка;
    • отразить товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику ОАО молочного комбината «Пензенский».

     Объектом  исследования является  предприятия  ОАО молочный комбинат «Пензенский».

     Предмет исследования – анализ  маркетинговой  деятельности  предприятия.

     Информационной  основой написания  работы является научная и  методическая литература, а также внутренние показатели фирмы.

 

1.Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО молочный комбинат «Пензенский»

Краткая характеристика предприятия:

Название - ОАО молочный комбинат «Пензенский». 
ИНН 5837006078 
ОКПО 0435637 
Генеральный директор: Абарин Николай Петрович.  
Юридический адрес: 440031, г. Пенза, ул. Курская, 70

Телефон: (8412) 54-77-60; 54-60-74; 34-97-49; 54-76-89; 54-76-96; 54-76-09; 54-78-29. 
Факс: (8412) 54-78-75. 
E-mail: molkom@sura.ru  
Официальный сайт: www. molkom-penza.ru 
Место расположения: Россия, Пензенская область, г. Пенза.

Открытое акционерное общество действует на рынке под названием  ОАО Молочный Комбинат «Пензенский». ОАО Молочный Комбинат «Пензенский» выпускает молочную продукцию для  нужд гражданского населения, детских  садов и средних образовательных  учреждений.

ОАО Молочный Комбинат «Пензенский» является коммерческой организацией в виде открытого акционерного общества.

ОАО (открытое акционерное общество) - акционерное общество, участники  которого могут отчуждать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров. Число акционеров ОАО не ограниченно. 

ОАО Молочный Комбинат «Пензенский» занимается выпуском молочной продукции.

Сейчас основным направлением деятельности ОАО Молочный Комбинат «Пензенский» являются:

    • производство молока;
    • производство кисломолочной продукции;
    • производство творога, йогурта, сметаны, сливок;
    • производство сыра; масла сливочного; 
    • производство школьное и детское питание; 
    • производство соки и традиционные продукты. 
    • Исследование рынка и сбыт продукции.

ОАО Молочный Комбинат «Пензенский» работает на рынке в течение 25 лет. Целью создания этого предприятия ставилось: обеспечить область молочной продукцией высокого качества, увеличить ассортимент и надолго войти в нишу передовых предприятий области.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

-закупка, хранение и переработка  сельскохозяйственного сырья;

-производство и реализация молочной  и другой пищевой продукции;

-оказание посреднических услуг;

-ремонт оборудования, используемого  в производстве, переработки и  хранения сырья и готовой продукции;

-осуществление внешнеэкономической  деятельности, в том числе экспортно-импортных  операций, включая предоставление  и использование услуг;

-иные виды деятельности, не запрещенные  законодательством.

Органами управления Общества являются: Общее собрание акционеров Общества; Совет директоров Общества; Генеральный  директор (единоличный исполнительный орган) Общества; ликвидационная комиссия Общества.

Руководство деятельностью ОАО  «Молочный комбинат «Пензенский» осуществляет генеральный директор, который действует  в соответствии с Уставом организации. Генеральный директор распоряжается  средствами организации в пределах предоставленных ему прав, издает приказы и указания, принимает  и увольняет работников в соответствии со штатным расписанием, а также совершает другие действия, необходимые для достижения целей и задач организации.

Решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных  функций другим должностным лицам - своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.

Генеральному директору непосредственно  подчиняются:

- зам. генерального директора  по производственно-технической  службе;

- зам. генерального директора  по продажам - начальник отдела  маркетинга и сбыта готовой  продукции;

- помощник генерального директора  по соц. быту;

- зам. генерального директора по коммерческим вопросам и сырьевому обеспечению;

- главный технолог;

- главный бухгалтер и др.

Структура организации ОАО молочный комбинат «Пензенский» является линейно-функциональной, то есть планирование работ осуществляют функциональные подразделения, работы выполняют производственные подразделения. Все подразделения подчиняются  руководителю.

Организационная структура управления ОАО «Молочный комбинат «Пензенский»:

2. Характеристика маркетинговой  среды на предприятии ОАО молочный  комбинат «Пензенский»

2.1 Сущность маркетинговой   деятельности 

     Под маркетингом (marketing) понимается такая  система  внутрифирменного управления, которая  направлена на изучение и   учет спроса и требований рынка  для  более обоснованной ориентации  производственной деятельности  предприятий на выпуск конкурентоспособных  видов продукции  в заранее  установленных объемах  и отвечающих  определенным технико-экономическим   характеристикам. При этом рассчитывается, что реализация намеченной ассортиментной  структуры может обеспечить фирме   получение высоких прибылей или   прочное положение на рынке.

Философия маркетинга предельно проста: производитель  должен выпускать  такую продукцию, которой заранее  обеспечен, сбыт, и получение фирмой (предприятием) намеченного уровня рентабельности и массы прибыли.

Сущность  маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и подпадает  под  регулирующее воздействие заранее  устанавливаемых хозяйственных  связей, где особая роль отводится  потребителю.

 Потребитель выдвигает свои  требования к продукту, его технико-экономическим  характеристикам, количеству, срокам  поставки (прежде всего  машин  и оборудования) и тем  самым  создает предпосылки для  распределения  рынка между производителями.  Возрастает значение конкуренции,  борьбы за потребителя. Это  заставляет производителей тщательно  и глубоко изучать  конкретных  потенциальных потребителей и  запросы рынка, который предъявляет   высокие требования к качеству  и  конкурентоспособности продукции.

 Осуществление маркетинговой  деятельности выступает  как  объективная необходимость  ориентации  научно-технической, производственной  и сбытовой деятельности фирмы  (предприятия) на учет рыночного  спроса, потребностей и требований  потребителей. Здесь  отражается  и постоянно усиливается  тенденция  к планомерной организации   производства в целях повышения   эффективности функционирования  фирмы  в целом и ее хозяйственных   подразделений.

  Маркетинговая деятельность  фирмы направлена на то, чтобы  достаточно обоснованно, опираясь  на запросы рынка, устанавливать   конкретные текущие и главным   образом долговременные (стратегические) цели, пути их достижения и  реальные источники ресурсов  хозяйственной  деятельности; определять  ассортимент  и качество продукции,  ее приоритеты, оптимальную структуру  производства и желаемую прибыль.

 Другими словами, производитель  призван  выпускать такую продукцию,  которая  найдет, сбыт, принесет  прибыль. А для  этого нужно  изучать общественные и индивидуальные потребности, запросы  рынка как необходимое условие  и предпосылку производства. Поэтому  все больше углубляется понимание  того, что производство начинается не с обмена, а с потребления. Эта  концепция нашла свое воплощение в маркетинге.

  Изучение  спроса - это не  просто достаточно точное выявление  спроса на конкретные товары  и услуги, удовлетворяющие определенные  потребности, но и формирование  этого  спроса, предвидение, в  каком направлении  он будет  изменяться под влиянием научно-технического  прогресса, возросших  покупательских  способностей, требований к качеству  и надежности продукции  и  т.д.

 Маркетинг в условиях современной  научно-технической  революции  стал не только необходимым,  объективно закономерным, но и  возможным.

2.2 Изучение вкусов потребителей

Для выявления  вкусов, предпочтений и пожеланий  потребителей составляем анкету (прилож.). При её составлении ориентируемся на то, что большое число вопросов раздражает, утомляет, да и просто пугает опрашиваемого. Но в то же время она должна быть объективной и отражать весь список интересующих нас вопросов. В целях спроса и потребительских предпочтений на молоко и молочную продукцию ОАО молочный комбинат "Пензенский" было опрошено 60 человек. Большинство опрошенных составили женщины - 48 человек (80%), мужчины - 12 человек (20%).

Молочная  продукция по сей день остается одной  из самых потребляемых.

Информация о работе Характеристика маркетинговой среды на предприятии ОАО молочный комбинат «Пензенский»