Фальсификация шоколадных изделий и методы ее обнаружения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

При фальсификации продовольственных товаров подвергаются подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают виды фальсификации:
Ассортиментная (видовая);
Качественная;
Количественная;
Стоимостная;
Информационная;
Комплексная.

Файлы: 1 файл

Фальсификация контрольная.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

 

Фальсификация шоколадных изделий и методы ее обнаружения

 

В последнее время появляются следующие виды фальсификации:

Ассортиментная фальсификация  шоколада проводится путем подмены одного вида шоколада другим. Довольно часто вместо десертного шоколада продают обыкновенный. Подмену одного вида изделия другим можно установить по идентификационным показателям того или иного вида изделия, указанным в таблице 5.

Таблица 5. Идентификационные показатели отдельных видов шоколадных изделий

идентификационный показатель

содержание в изделии, %

обыкновенный шоколад

десертный шоколад

шоколадные батончики

сахар

>55

<50

60

жир

33

>35

30

белок

5

>6

>3

клетчатка

<4

>5

>2

начинка

-

-

20-35


 

Искусственный шоколад представляет собой изделие, в котором какао-масло  заменено гидрожиром, и его можно отличить по следующим параметрам:

  • присутствие антиокислителей, характерных для гидрожира (бутилокситолуол, бутилоксианизол);
  • появление салистого привкуса;
  • отсутствие глянцевого блеска на поверхности;
  • отсутствие свойственного натуральному шоколаду скола, «как у стекла».

Определение содержания влаги  и сухих веществ (%) проводится по ГОСТ 5900-73 рефрактометром, сахара –  по ГОСТ 5903-89 поляриметрическим методом, массовой доли жира – по ГОСТ 5899-85 экстракционно-весовым  методом, афлотоксинов В1 и М1 (мг/кг) – по ГОСТ 30711-2001 методом ТСХ.

 Качественная фальсификация шоколада, наиболее широко применяемая как при его производстве, так и при реализации, включает: нарушение рецептуры; введение чужеродных добавок; введение антиокислителей, консервантов, ароматизаторов; повышенное содержание воды.

Нарушение рецептурного соотношения  основных компонентов происходит путем введения в больших количествах менее ценных компонентов и снижения содержания более дорогих компонентов. В шоколадной массе снижают долю какао-масла и тертого какао за счет введения повышенного количества сухого и сгущенного молока, сливок, изюма и т.п.

Для увеличения массы шоколада в него могут вводить больше сахара, воды. Поскольку в жировой среде шоколадной массы вода нерастворима, то дополнительно вводятся различные эмульгаторы – лецитин, сухое молоко,  фосфатиды, что позволяет увеличить содержание воды с 1% до 6-9%.

В натуральный шоколад вводят вместо какао-масла гидрожир (растительный жир) или идентичное какао-маслу вещества. При такой фальсификации шоколад будет иметь параметры, характерные для искусственного шоколада. Масло какао отличается от других жиров физическими и химическими особенностями, что позволяет отличить его от заменителей (например, t плавления составляет 33-36ºC, застывания 23-28ºC). Жир какао отличается твердостью и ломкостью при комнатной температуре, во рту он плавится, не вызывая салистого ощущения. Отсутствие указанных признаков у шоколада свидетельствует о подмене какао-масла, а, следовательно - качественной фальсификации.

Следующий вид подделки шоколада – добавление какао-порошка. Продукт из какао-порошка – не шоколад, а нечто низкокачественное, т.к. какао-порошок приготовлен из жмыха. Обычно какао-порошок добавляют в гидрожир для придания ему коричневого цвета.

Еще один способ фальсификации – добавление соевых и различных белковых продуктов. Их присутствие распознается визуально по более светлой и матовой поверхности, по прилипанию к зубам и глухому звуку при ломке.

Для удлинения сроков хранения вводят различные консерванты, антиокислители. Если в составе шоколада не указано наличие консервантов или антиокислителей, а срок его реализации превышает 4 месяца, налицо факт фальсификации.

Количественная фальсификация  шоколада (недовес) – значительные отклонения массы шоколада, превышающие предельно допустимые нормы отклонений, указанные в действующем стандарте. Выявить такую фальсификацию можно взвешиванием данного изделия проверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация  шоколада осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе. Искажаются или неверно указываются следующие данные:

  • фирма-изготовитель товара;
  • наименование товара;
  • страна происхождения товара;
  • количество товара;
  • состав изделия.

Неуказание маркировки изделия в соответствии с Законом «О защите прав потребителя» может служить основанием для установления информационной фальсификации и отнесения изделия к фальсификату. Выявляется сравнением данных на анализируемой упаковке с обязательными по ГОСТ 6534-89.

К информационной фальсификации  относится подделка сертификата  качества, таможенных документов, штрихового кода. Выявляется такая фальсификация  проведением экспертизы, которая  позволяет определить способ изготовления печатных документов, наличие исправлений  и подчисток, подлинность и соответствие информации штрихового кода товару и  производителю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Шоколад. Общие технические условия: ГОСТ 6534-89. – Введ. 01.01.1991. – Москва: Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам, 1990
  2. Гигиенических нормах ГН 10-117-99 Республиканские допустимые уровни содержания радионуклидов Цезия-137 и Стронция-90 в пищевых продуктах и питьевой воде (РДУ-99).
  3. Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов": СанПиН от 09.06.2009 № 63 – Введ. 30.12.2009. – Минск: Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
  4. Дмитриченко, М. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров : Учебное пособие для вузов / М. Дмитриченко. – : Питер, 2003.
  5. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник – 4-е изд. - -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков м К», 2008

Информация о работе Фальсификация шоколадных изделий и методы ее обнаружения