Ценообразование на транспорте - обзор по видам транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:15, реферат

Описание работы

Изучение теоретических и методологических аспектов ценообразования дало нам основу для рассмотрения особенностей системы ценообразования на рынке транспортной продукции. В данном реферате мы рассмотрим основы тарифообразования на различных видах транспорта, в частности на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и трубопроводном.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Особенности транспортной продукции и транспортного рынка…………..5
2. Ценообразование на продукцию транспорта. Виды транспортных тарифов……………………………………12
3. Методика ценообразования на железнодорожном транспорте……………19
4. Методика ценообразования на автомобильном транспорте……………….24
5. Методика ценообразования на продукцию водного транспорта…………..28
6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта……...34
7. Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении………….36
Заключение……………………………………………………………………….41
Библиографический указатель………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Реферат - Ценообразование на транспорте (обзор по видам транспорта).doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

 

Санкт-Петербургский государственный

университет гражданской авиации

 

 

Институт экономики и управления транспортными системами

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

на тему: Ценообразование на транспорте (обзор по видам транспорта)

 

 

 

 

Выполнила: студентка набора 10-10

Белова Елизавета

Проверил: Кныш В.А.

 

 

 

Рецензия преподавателя:


 


 



 


 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

3

1. Особенности транспортной  продукции и транспортного рынка…………..

5

2. Ценообразование на  продукцию транспорта. Виды транспортных  тарифов…………………………………………………………………………...

 

12

3. Методика ценообразования на железнодорожном транспорте……………

19

4. Методика ценообразования на автомобильном транспорте……………….

24

5. Методика ценообразования на продукцию водного транспорта…………..

28

6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта……...

34

7. Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении………….

36

Заключение……………………………………………………………………….

41

Библиографический указатель………………………………………………….

42


 

Введение

Цена как экономическая  категория существует несколько  тысяч лет – с тех пор, как  начался систематический обмен  продуктами труда между обособленными товаропроизводителями и возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, которые стали мерилом стоимости товаров. Как показал исторический опыт, цена является важным инструментом осуществления экономических отношений в любом обществе.

Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.

При централизованном руководстве  экономикой в нашей стране цене придавались не только измерительная (планово-учетная) функция, но и перераспределительная и стимулирующая функции, а в последние годы – и функция сбалансирования спроса и предложения.

В рыночной экономике  цены играют особую роль. Рыночная цена товара является концентрированным выражением товарной конъюнктуры и в конечном счете – денежным выражением стоимости товара. Рыночные цены формируются под воздействием многих социально-экономических и производственных факторов, определяемых состоянием рынка производителя и потребителя, при этом каждый из них оказывает непосредственное или опосредованное влияние на рыночную цену уже потому, что прямо или косвенно воздействуют на спрос и предложение.

В условиях рыночной экономики  установление цены на товар относится  к наиболее важным управленческим решениям, воздействующим на объем продаж, прибыльность и положение предприятия на рынке. В ходе подготовки реферата мы изучили теоретические основы ценообразования и методология ценообразования в условиях рыночной экономики. Также особое внимание уделили изучению понятия цены и теории ценообразования; особенности ценообразования на различных типах рынка; функции, виды цен и их классификация.

Изучение теоретических  и методологических аспектов ценообразования дало нам основу для рассмотрения особенностей системы ценообразования на рынке транспортной продукции.

Транспорт – одна из наиболее важных отраслей народного хозяйства. Наряду с добывающей и обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством, транспорт – это особая, четвертая сфера материального производства. Кроме того, транспорт представляет собой материальное производство, необходимость которого ощущается не в непосредственном процессе создания материальных богатств, а в сфере обращения или доставки их к месту потребления. В связи с чем ценообразование на транспорте должно обеспечивать возмещение транспортным предприятиям общественно-необходимых издержек и необходимую финансовую поддержку для сохранения и укрепления транспортного потенциала страны и сокращения транспортных затрат в конечной цене произведенной продукции.

Опыт формирования и  применения транспортных тарифов в  развитых странах мира указывает  на то, что тарифная политика рассматривается  как единая ценовая политика, причем не как элемент внутриотраслевого экономического механизма, а как важнейший фактор стабильного развития всей экономики и социальной сферы. При этом ценовые решения – одна из основных забот конкретного транспортного предприятия, так как от цены товара (работ, услуги) во многом зависит конкурентоспособность, объем продаж продукции, а, следовательно, доход, положение на рынке, финансовая и деловая устойчивость предприятия.

В данном реферате мы рассмотрим основы тарифообразования на различных  видах транспорта, в частности  на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и трубопроводном.

1. Особенности транспортной продукции и транспортного рынка

Перемещение является одной  из первоочередных потребностей жизнедеятельности человека, наряду с потребностями в пище, одежде, жилье и т. п. Транспортировка товаров является важнейшим элементом производственного процесса, так как какой-либо продукт можно считать полностью готовым к потреблению только тогда, когда он доставлен потребителю. Поэтому транспортное производство можно определить как особый вид экономической деятельности, которая связана с удовлетворением потребности общества в перевозках грузов и людей.

Для того чтобы произведенные  товары оказались доступными для потребителей в нужном месте и в нужное время, необходима организация эффективной системы товародвижения, которая была бы выгодной для товаропроизводителей и в то же время оказывала определенное воздействие на потребителей. Товародвижение представляет собой вид деятельности, связанной с доставкой товаров потребителям, их хранением, поддержанием запасов, тарированием и т. п. Однако наиболее важную роль в товародвижении играет транспорт.

Во многих случаях  транспорт выступает как средство повышения экономической активности в стране. Он позволяет вовлечь в хозяйственный оборот потенциальные возможности отдаленных и слаборазвитых районов страны. По существу он заполняет географические разрывы между производителями и потребителями товаров. При этом транспорт может способствовать расширению этих разрывов. Связывая производство и потребление, транспорт расширяет масштабы самого производства. Благодаря развитому транспорту, повышается коммерческая активность предпринимателей, лучше удовлетворяются социальные потребности населения.

Таким образом, транспорт  является активным и непрерывным участником производственных и социальных процессов в обществе, важнейшей производственной инфраструктурой экономики. Вместе с тем транспорт выполняет определенные производственно-сбытовые функции, создавая и продавая на рынке собственную продукцию, которой является перевозка грузов и людей. Поэтому транспортный рынок можно определить как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий (организаций) и индивидуумов, которые взаимодействуют между собой, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию.

Продукция транспорта выступает  в форме деятельности работников транспорта с использованием наличных транспортных ресурсов, которая материализуется в законченных перевозках. Несмотря на то, что деятельность работников транспорта не ограничивается перевозками, они являются основным видом их деятельности.

Сущность любой продукции  определяется ее полезностью. Так как  продукция транспорта, т. е. перевозка, полезна для пользователей не как вещь, а как деятельность, к ней применимо понятие услуги – как способа выражения потребительной стоимости труда работников транспорта. Это относится и к грузовым, и к пассажирским перевозкам.

Транспортная услуга может быть определена как транспортный товар. Единица транспортного товара – это целостный обособленный процесс или отдельная и законченная перевозка, которая может быть охарактеризована рядом признаков, отличающих один товар от другого.

При грузовых перевозках материальным носителем единицы  транспортной продукции является грузовая отправка или партия груза, оформленная одним перевозочным документом и следующая на определенное расстояние. Поэтому объем транспортной продукции в натуральном выражении измеряется количеством перевезенных тонн и тонно-километрами полезной транспортной работы.

В пассажирском сообщении  материальным носителем единицы перевозки является отдельный пассажир, а объем транспортной продукции измеряется числом перевезенных пассажиров и выполненных пасажирокилометров.

Отличительные особенности  транспортной продукции включают также ее качественные характеристики. Они существенно различаются для грузовых и пассажирских перевозок. Если при перевозках грузов качество транспортной услуги определяется скоростью, сохранностью доставки, уровнем и комплексностью транспортного обслуживания грузовладельцев в начальном и конечном  пунктах перевозки, то при перевозках пассажиров преимущественное значение имеют показатели комфортности обслуживания не только в пунктах отправления и прибытия, но и в пути следования, т. е. в салонах вагонов, автобусах, самолетов и судов, удобство расписания движения транспортных средств, безопасность, время перемещения и др.

Безусловно, важной стороной характеристики транспортной продукции  является ее цена, т. е. тариф за перевозку. Уровень оплаты за перевозку и качество транспортной услуги оказывают решающее влияние на конкурентоспособность того или иного вида транспорта.

Особенности транспортного  рынка определяются особенностями продукции транспорта и удовлетворяемых ею потребностей, а также особенностями производителей и потребителей транспортной продукции.

К этим особенностям можно  отнести:

  • всеобщность и массовость транспортного рынка;
  • невещественный характер транспортной продукции-услуги;
  • пространственная разъединенность полигонов реализации транспортных услуг, их невзаимозаменяемость и ограниченность конкуренции на транспортном рынке;
  • необходимость государственного регулирования транспортного рынка.

Всеобщность и массовость транспортного рынка вытекает из роли транспорта в обществе. Транспортный рынок является частью рынка услуг. Однако по грузовым перевозкам транспорт участвует непосредственно в продолжение процесса производства в сфере обращения материальных ресурсов, т. е. является как бы частью рынка товаров производственно-технического назначения. В цене потребления почти любой продукции присутствует часть транспортных затрат, при пассажирских перевозках транспорт обеспечивает рынок потребительских товаров, так как пассажиры относятся к пользованию транспортом так же, как и любому иному товару потребительского назначения. Кроме того, транспорт имеет большое стратегическое значение для обороны страны. Практически нет такой сферы экономики и жизнедеятельности человека, где бы не использовался транспорт. Все это налагает особую ответственность на работников транспорта по обеспечению качества транспортного обслуживания, оптимизации транспортного фактора в стоимости товаров и услуг.

Невещественный характер продукции транспортного рынка  определяется особенностями всякой услуги: неосязаемостью, несохраняемостью, невзаимозаменяемостью, неотделимостью от источника и непостоянством качества. Это означает, что к продукции транспорта трудно применить известные стандарты качества физического объекта, нужен особый подход к определению жизненного цикла товара-услуги.

Неосязаемость транспортной услуги означает, что у нее отсутствует в прямом смысле дизайн и упаковка, ее нельзя потрогать как вещь. Несохраняемость этой услуги означает невозможность ее отложить в запас. Совпадение процессов производства и потребления транспортной продукции приводит к невозможности (в отличие от других товаров) разрыва между процессами производства и реализации, что свидетельствует о неотделимости транспортной услуги от источника, т. е. от технических средств и работников транспорта. Привязанность транспортной услуги к пространству и времени ограничивает ее взаимозаменяемость. Например, потребность в перевозке на Дальневосточной железной дороге, как правило, не может быть заменена перевозкой на Московской. Транспортная услуга непостоянна по качеству, так как оно может быть разным при выполнении перевозок одним и тем же перевозчиком в разное время. Эти особенности оказывают большое влияние на характер и структуру транспортного рынка существенно отличающихся от рынка физических товаров.

Информация о работе Ценообразование на транспорте - обзор по видам транспорта