Ценообразование: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой — ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Содержание работы

Введение. 3

Система ценообразования. 4

Сущность цены и ее функции. 4

Системы и виды цен. 9

Реформирование системы ценообразования в россии. 14

Способы перехода к рыночному ценообразованию. 14

Либерализация цен в россии и ее последствия. 21

Ценообразование и регулирование цен в зарубежных странах. 23

Заключение. 25

Список литературы: 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 91.15 Кб (Скачать файл)

Ценообразование: понятие, сущность, виды

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия.

От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Суть ценообразования  состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть  частью рынка, обеспечить конкурентоспособность  данного товара по ценовым показателям  и определить объем прибыли.

Для работающих на рынке  производителей (независимо от форм организации  собственности) вопрос о цене товара (услуги) имеет огромное значение. Цена находится в тесной связи со многими  определяющими маркетинга. От нее  зависит рентабельность фирмы, финансовая стабильность и жизнеспособность.

Проводя определенную ценовую  политику, фирма активно воздействует как на объем продаж, так и на размер получаемой прибыли. Обычно организация  не ставит целью получение сиюминутной  «наживы», реализуя товар (услугу) по максимальной цене.

На размер цены оказывают  влияние внешние факторы (сектор потребителей, рыночная среда, уровень  конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование  цен) и внутренние факторы (цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования).

Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции.

Виды ценообразования.

1. Дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимо от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:

  1. покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;
  2. варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимости от издержек;
  3. местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;
  4. времени, т. е. размер цены зависит от сезона.

2. Ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономической стороны, но и учитывая психологические факторы.

3. Стимулирующее ценообразование – это снижение цены (даже ниже себестоимости) на некоторое время с целью повышения уровня продаж в краткосрочном периоде. Применяется для снижения запасов товара.

4. Ценообразование по географическому принципу – это установление разного уровня цен в зависимости от удаленности от производителя. В основном это применяется для покрытия транспортных издержек.

 

Ценообразование

Ценообразование

 

 

 

Содержание работы:

 

Введение.   3

Система ценообразования.    4

Сущность цены и ее функции.     4

Системы и виды цен.  9

Реформирование системы  ценообразования в россии.  14

Способы перехода к рыночному  ценообразованию.    14

Либерализация цен в россии и ее последствия.     21

Ценообразование и регулирование  цен в зарубежных странах.    23

Заключение. 25

Список литературы:     27

 

Введение.

 

Особое место в системе  рыночной экономики  занимают  цены,  ценообразование, ценовая  политика.  Цена   представляет   собой   экономическую   категорию, означающую сумму денег, за которую  продавец  хочет  продать,  а  покупатель готов купить товар.

 

Цена — экономическое  понятие, существование и важность  которого  никому  не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только  человеку  приходится наблюдать  или  самому  участвовать  в  покупке,  он   на   бытовом   уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни

других людей.

 

Высокая цена означает, что  вещь  дорогая,  и  ее  покупка  требует  больших денежных затрат, низкая  цена  означает  дешевизну  и  меньшую  нагрузку  на карман  покупателя.  Однако  цена,  а  точнее,  цены,  вся  их  совокупность представляют собой не только  индивидуальную,  личную,  но  и  общественную, социальную  категорию.  Они  регулируют  как  отдельные  покупки  и  продажи

товаров  потребителям,  так  и  экономические  процессы  в целом,   включая производство, распределение товаров, обмен или  потребление  благ,  оказание услуг. Здесь уже все  цены,  вместе  взятые,  с  учетом  их  формирования  и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.

 

Эта функция цен  и  их  воздействие  на  экономику  в  масштабах  не  только личности и семьи, но и  предприятия,  отрасли,  территории,  страны  гораздо меньше известны обывателю.

 

Далеко не все знают, что  в экономике применяются десятки  миллионов цен,  что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен,  включая оптовые,   розничные,   регулируемые,   договорные,   свободные    рыночные, государственные, контрактные, прогнозные,  проектные,  лимитные,  мировые  и ряд других.

 

Будучи широко употребительными в экономике  любого  типа  (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разных  экономиках  по- разному.  В соответствии   с   коммунистической   чисто   распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.

 

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент  и  в  то  же время  довольно  мощный  рычаг  управления  экономикой,  хотя  их   реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни  в  частности  намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой  механизм  людьми.  В директивно управляемой экономике цены используются  как  внешний  регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как  в  рыночной  они образуют часть системы саморегулирования.

 

В ценовом механизме  следует  различать  и  выделять  две взаимодействующие части. Это, с одной  стороны,  сами  цены,  их  виды,  структура,  величина, динамика изменения  и,  с  другой  —  ценообразование  как  способ,  правила установления,   формирования   новых   цен    и    изменения    действующих.

Ценообразование, с которым  люди . гч.комы  гораздо меньше,  чем с ценами, выступает  активной,  задающей  частью  всего   Ценового   механизма.   Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но  чаще  всего  ценообразование

от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и  ценообразование  составляют  в своем единстве ценовой механизм.

 

Изучению данных вопросов и посвящена данная работа.

                 Система ценообразования.

                 Сущность цены и ее функции.

 

Цена  -  многофункциональное   экономическое   явление,   ведущая   рыночная категория. Изменение цены часто влечет  за  собой  серьезнейшие  социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во  всесторонней  и

объективной  информации  о  ценах,  в  глубоком  анализе  закономерностей  и тенденций их изменения заинтересовано все общество,  а  не  только  властные структуры и маркетинговые службы.

 

Цена - сумма  денег,  уплачиваемая  за  единицу  товара,  эквивалент  обмена товара на деньги.

 

Цены,  процессы  их  образования  и  изменения  представляют  собой  предмет статистического  исследования.  Статистика  цен  -   самостоятельный   блок, входящий  как  составная  часть  в  статистику  рынка  и  соответственно   в социально-экономическую  статистику.   Известны   два   основных   источника информации по ценам. Первым является наблюдение за изменениями  цен  тарифов

на  потребительском  рынке,  которое  проводится  с 1992  года специальной службой при Госкомстате  РФ.  Эта  служба  занимается  сбором  и  обработкой данных о розничной торговле,  объеме  производства,  обследованием  покупок, используя данные статистики производства,  налогов  и  торговой  статистики.

Вторым важным источником  информации  являются  бюджетные  обследования  как одна из форм выборочного статистического исследования  доходов,  расходов  и потребления населения. На основании этих  источников  рассчитывается  индекс потребительских  цен  (ИПЦ)  (который  иногда  называют  индексом  стоимости жизни) по фиксированному набору основных потребительских  товаров  и  услуг.

Методология  расчета  является  единой  для  многих  стран,  что   позволяет производить международные сопоставления ИПЦ. Сложились уже и  альтернативные службы статистики цен.

 

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли,  которую играет цена на рынке. Она выступает как:

 

- индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка  (соотношение  спроса  и предложения, торговый и экономический риск.,  кредитно-финансовую  ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

 

-  маркетинговый  регулятор   рынка,  с   помощью   которого   осуществляется воздействие  на  спрос   и   предложение,   структуру   и   емкость   рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т. д.  В качестве регулятора  цены  позволяют  ограничивать  потребление  ресурсов  и

являются мотивацией для  производства.

 

Рыночная  цена  выполняет  различные  функции.  Цена  -  это   посредник   и соизмеритель  при обмене  товаров на  деньги.  Цена  -  важный  показатель конъюнктуры  рынка,  фактор  уровня,  структуры  и  соотношения   спроса   и предложения, территориального размещения  производства.  Цена  -  инструмент

образования прибыли и  управления  эффективностью,  фактор  налогообложения.

Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния  на инвестиционную   политику   (повышение   цен    часто    ведет    к    росту

привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни  населения, влияющий на рынок труда, объем и  структуру  потребления,  уровень  реальных доходов  различных  социальных  групп.  И  наконец,  цена   -   это   орудие конкурентной борьбы.

 

Еще один способ проникновения  в суть цен  состоит  в  изучении  их  функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом  надо  иметь в виду, что функции цен и способы их реализации  различаются  в  зависимости

от природы той экономической  среды, в которой действуют, используются  цены. Прежде  всего  имеется в виду  различие  действия  ценового  механизма   в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

 

Первичной  функцией  цены  следует  считать  измерительную.  Благодаря цене удается измерить, определить стоимость  товара,  иначе  говоря,  определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец  получить  за проданный товар. Цены  дают  возможность  деньгам  как  платежному  средству обрести  количественную  определенность  в  акте  купли-продажи.  Зная  цену весовой, объемной,  штучной  единицы  товара  и  умножая  ее  на  количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц,  мы  устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей  силы, труда, измеряется заработная плата.

 

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная,  заключающаяся  в сопоставлении  ценностей  разных  товаров.  Сравнивая  цены,   мы   получаем возможность различать более или менее дорогие  товары,  дорогие  и  дешевые.

Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться  и  при сопоставлении не только денежной ценности, но И полезности товаров.

 

Благодаря измерительной  функции  цена  обретает  учетную  функцию.  Переводя показатели  количества  и  качества   товаров   в   материально-вещественном выражении,  измеренные  в  физических  единицах,  в  адекватные  показатели,

измеренные   в   денежных   единицах,   цена   становится    вспомогательным  инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется  наличие  в  имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда  учет  свидетельствует

о наличии 5 станков с ценой  каждого 3  миллиона  денежных  единиц  на  общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная  функция  цены  позволяет  также учитывать затраты на производство продукции.

 

Наряду с учетом цена как  измеритель может быть одним из важных  инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются  показатели в денежном выражении.

 

Из  перечисленных  функций  цен  вытекает  возможность  их  использования  в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в  рыночной экономике  цены  —  это  основной  инструмент   уравновешивания   спроса   и

предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца  товаров на  их  оплату  с  ответной  реакцией  потребителя,  покупателя.  При   этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и

является в этом смысле регулируемой.  Поэтому  точнее  было  бы  говорить  о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью  равновесных, то   есть   самоустанавливающихся   цен,   уровень   которых   соответствует

выравниванию спроса и  предложения.  В  нерыночной  экономике  такие  функции насильно навязываются ценам,  которые  сами  навязываются  экономике.  Такая искусственность  делает  назначаемые   государством   цены   малоэффективным

Информация о работе Ценообразование: понятие, сущность, виды