Асимметричность информации на рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — выявить проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг и обосновать пути их решения.
Задачи работы:
рассмотреть историю разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории;
выявить особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструментов решения данной проблемы;
определить специфику асимметричности информации на рынке образовательных услуг;
определить пути снижения асимметричности информации в сфере образования;
обосновать рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………….….….3
Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ.………………………………....………..…................................................6
1.1. История разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории.….….........................................................................................6
1.2. Особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструменты решения данной проблемы.………………………………..…………………………………...……...12
1.3 Специфика асимметричности информации на рынке образовательных услуг…………………………………………………………………………..…..….18
Глава II. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……24
2.1. Пути снижения асимметричности информации в сфере образования..………………………..............................................................................24
2.2. Рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза………………………………………………….....…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………………..……………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Екатерина Мельникова новая версия.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Нижнетагильская государственная  социально-педагогическая академия»

 

Социально-гуманитарный институт

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

аСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Мельникова Е. А.,

студент 21 э группы СГИ

 

Руководитель: Шемякин А. Б.,

доцент, кандидат педагогических наук

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2013

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………….….….3  

Глава I. ИСТОРИЯ  ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ  ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ.………………………………....………..…................................................6         

1.1. История разработки  проблемы асимметричности информации  в экономической теории.….….........................................................................................6                                                                                                     

1.2. Особенности асимметричности  информации в различных сферах  рыночной экономики и инструменты  решения данной проблемы.………………………………..…………………………………...……...12 

1.3 Специфика асимметричности  информации на рынке образовательных  услуг…………………………………………………………………………..…..….18 

Глава II.  АСИММЕТРИЧНОСТЬ  ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……24 

2.1. Пути снижения асимметричности  информации в сфере образования..………………………..............................................................................24 

2.2. Рекомендации по решению  проблем асимметричности информации  для абитуриента при выборе  вуза………………………………………………….....…29  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………..………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………………..……………..36

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В любой покупке, экономические субъекты вынуждены принимать решения в условиях, изменение которых трудно предугадать, а вероятность нельзя оценить. Покупатель не может определить качество приобретаемого услуги или товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара или услуги выясняется в процессе его эксплуатации.

Рынок образовательных  услуг, так же не решен асимметрией информации, а так же уникален тем, что окончательный вывод потребитель сможет сделать, когда пройдет полный курс, при чем временной отрезок обучения может быть от нескольких дней, до шести лет.

Об этой ситуации, называемой асимметрией информации, и пойдёт речь в курсовой работе.

Актуальность  данной проблемы, в том, что не обходимо составить рекомендации, по которым потенциальный покупатель сможет определить сам качество образовательный услуг.

Использование неравнодоступной, или инсайдерской информации для  совершения сделок является классическим примером последствий асимметричного распределения информации. Инсайдеры  – это лица, в силу своего служебного или другого положения владеющие внутренней, не известной широкой публике информацией. Соответственно, инсайдеры имеют возможность осуществлять сделки и получать доходы за счет остальных участников рынка, не владеющих такой информацией. Практически во всех развитых странах в законодательстве закреплен либо прямой запрет, либо имеются серьезные ограничения на совершение сделок с использованием инсайдерской информации, а нарушители подвергаются жестким наказаниям, вплоть до тюремного заключения. В России на уровне законодательства существуют вполне соответствующие международным нормам запреты и ограничения на использование инсайдерской информации, хотя при этом мера ответственности нарушителей и методы выявления такого рода нарушений остаются довольно неопределенными. В результате, по экспертным оценкам, использование инсайдерской информации является чрезвычайно распространенной практикой. Даже участники организованного рынка, не говоря уже о неорганизованном, склонны к манипулированию ценами.

В настоящее время  основные усилия по снижению издержек асимметрии информации сосредоточены  на повышении прозрачности эмитентов  и рынка, и предпринимают эти  усилия лишь две группы участников рынка: органы регулирования и так  называемые профессиональные участники  – инвестиционные институты, в то время как сами эмитенты (за редкими  исключениями) демонстрируют значительно  меньшую заинтересованность в раскрытии  информации. [7]

Цель  работы — выявить проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг и обосновать пути их решения.

Задачи  работы:

  • рассмотреть историю разработки проблемы асимметричности     информации в экономической теории;
  • выявить особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструментов решения данной проблемы;
  • определить специфику асимметричности информации на рынке образовательных услуг;
  • определить пути снижения асимметричности информации в сфере образования;
  • обосновать рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза.

Работа включает в себя введение, две главы, содержание которых соответствует поставленным в работе задачам, заключение, а также  список использованной литературы.

Предметом исследования данной работы является несовершенство информации как проблема в выборе качественного образования.

Объектом  исследования данной работы – асимметричность информации.

          Методами исследования являются:

• анализ и синтез,

• научная абстракция

• индукция

• дедукция

• метод обобщения

• метод описания

 

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, реализующих маркетинговый и управленческий подходы к анализу асимметричности информации.

Нормативно-правовую основу составили Законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства России, а также другие официальные документы и материалы в их критическом осмыслении.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней уточнены и обоснованы определения ряда понятий, относящихся к проблеме несовершенства информации, исследованы характеристики и способы устранения асимметричности информации. В результате проведенной работы были сформулированы теоретически значимые выводы по реализации устранения пробелов в образовательном процессе.

Практическая  значимость исследования предопределяется его направленностью на дальнейшее изучение характеристик и возможностей устранения асимметричности информации, основ ее функционирования, что способствует определить направление образовательной политики государства. Практический интерес представляют предложения, направленные на совершенствование нормативов и интересов жизнедеятельности данного общества. 

 

 

 

 

 

Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ

1.1. История разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории.

Существует множество  разнообразных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, когда потребитель  не может определить качество приобретаемого товара в момент совершения сделки, так как о качестве товара информирована  лишь одна сторона – производитель. Иначе говоря, потребитель не знает, что именно он покупает, а качество товара выясняется в процессе его  эксплуатации. Потенциальные продавцы, а иногда и потенциальные покупатели скрывают истинные цели своего поведения  и используют практически все  способы для получения односторонних  выгод, в том числе и нелегальные.

На протяжении более двух столетий допущение о  полноте и точности информации, располагаемой  субъектами рынка, составляло основу аксиоматики  классической экономической теории и неоклассицизма. Такое предположение  исходило из представления А. Смита  о том, что конкурентные рынки, направляемые «невидимой рукой», ведут к эффективным  результатам. Эта же предпосылка лежит и в основе маржиналистской экономической теории,  полагающей,  что потребители осведомлены о своих предпочтениях; продавцам и покупателям известны качественные характеристики товаров и их цены; конкурентные рынки ведут к эффективным результатам. Соответственно, делается вывод о возможности рационального выбора и максимизации индивидуальной целевой функции экономического агента (функции полезности или функции прибыли), что в условиях совершенной конкуренции ведёт к максимизации общественного благосостояния и Парето-эффективному общему равновесию.

В настоящее время  становится всё более очевидным, что предпосылки о полноте  информации, которой располагают  субъекты рынка, выдвинутые в XIX и XX вв., не отвечают реалиям. Это обусловлено  развитием производительных сил, изменением производственных отношений, условий общественного воспроизводства и общественной потребности. В результате изменений внешней среды появляются неопределённость экономических процессов, риски и асимметрия информации.

Понятие асимметрии информации первоначально возникло в теории неопределённости и риска  в работах У. Викри. В дальнейшем проблема асимметрии информации в рыночной экономике рассматривалась в работах зарубежных экономистов Дж. Акерлофа, С. Гроссмана, М. Спенса, Дж. Стиглица, Дж. Стиглера, К. Дж. Эрроу, Ж. Тироля и др. В российской экономической литературе этой проблеме посвящены работы С.Б. Авдашевой и Н.М. Розановой, О.Н. Антипиной, Н.И. Ведерниковой, Р.М. Нуреева, Ю.М. Таранухи, А.Е. Шаститко, Д.В. Федорищева, А.А. Яковлева и др. [1,с.45]

В реальной действительности асимметрия информации распространена весьма широко. Не будет преувеличением сказать, что все рынки характеризуются  той или иной степенью несовершенства информации; в одних случаях эта  степень мала, в других – наоборот, значительна. Условия, в которых  принимаются экономические решения, чрезвычайно редко соответствуют  допущению о полноте и симметричности распределения информации. Напротив, общим правилом являются недостаток и недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных  решений. Другая проблема – это неравномерное  распределение имеющейся информации среди участников рынка, в результате чего возможны серьёзные деформации в поведении продавцов и покупателей.

Важной причиной снижения интенсивности конкуренции  и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность  информации. Информация является одним  из важных типов экономических ресурсов. Каждому экономическому агенту доступен лишь ограниченный массив информации. Неполнота информации является непременным  признаком экономической жизни. Большая или меньшая неполнота  информации может влиять на условия  и особенности функционирования рынков, создавая дополнительные трансакционные издержки для экономических агентов. Наибольшее воздействие на рыночную активность оказывает особый тип неполной информации - асимметричная информация. Асимметричность информации создает возможность злоупотребления одного из участников сделки неинформированностью контрагента. Асимметричность информации, в отличие от собственно неполноты, приводит к резкому снижению общественного благосостояния.

Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.

Это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».

Джордж Акерлоф в своей работе  в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения. Из-за несовершенства информации нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества. Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.

Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии. Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института, служит надёжным опознавательным сигналом — данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительны. Вся значимость информации для принятия решений не нуждается в каком-то особом обосновании. Достаточным доказательством является то, что предположение о полноте информации принималось в качестве обязательного при анализе всех основных микроэкономических моделей рынка. [2, с. 396 - 398]

Информация о работе Асимметричность информации на рынке образовательных услуг