Асимметричность информации на рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — выявить проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг и обосновать пути их решения.
Задачи работы:
рассмотреть историю разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории;
выявить особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструментов решения данной проблемы;
определить специфику асимметричности информации на рынке образовательных услуг;
определить пути снижения асимметричности информации в сфере образования;
обосновать рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………….….….3
Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ.………………………………....………..…................................................6
1.1. История разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории.….….........................................................................................6
1.2. Особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструменты решения данной проблемы.………………………………..…………………………………...……...12
1.3 Специфика асимметричности информации на рынке образовательных услуг…………………………………………………………………………..…..….18
Глава II. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……24
2.1. Пути снижения асимметричности информации в сфере образования..………………………..............................................................................24
2.2. Рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза………………………………………………….....…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………………..……………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Екатерина Мельникова новая версия.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Асимметрия информации является в настоящее время очень актуальной темой в области научного исследования экономики. Джордж Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц получили Нобелевскую премию в 2001 г. «за анализ рынков с несимметричной информацией». Действительно эта проблема, которая присутствует на почти всех рынках, является одной из причин фиаско или несостоятельности рынка. Однако существуют способы её уменьшения: репутация, стандартизация, рыночные сигналы и гарантии и обязательства.

Рынок образовательных  услуг – это материальные взаимоотношения  участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих  образовательные услуги, лиц и  организации, оплачивающих эти услуги.

Образование является значимым сигналом на рынке труда. Уровень  образования индивида может быть измерен несколькими параметрами  — количеством лет обучения, полученной степенью, репутацией университета или  колледжа, давшего степень, средним  баллом и т. д.

Конечно, образование  может прямо или косвенно улучшить способности человека: он получает информацию, навыки и общие знания, полезные в работе. Но даже если образование  не способствовало этому, оно тем не менее остается важным сигналом эффективности работника, потому что более способному человеку проще достичь высокого уровня образования. (Способные люди, как правило, являются более интеллигентными, целенаправленными, энергичными и трудолюбивыми — черты, полезные и при обучении.) Следовательно, более способные люди скорее могут получить хорошее образование, которое служит сигналом для фирм о возможностях работников, и тем самым рассчитывать на высокооплачиваемую работу.

Рынок образовательных  услуг сформировался в нашей  стране относительно не давно, в ходе прививания принципов рыночной экономики  к системе социально-экономических  отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных  услуг. На рынке образовательных  услуг появились учебные заведения  различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию. Поэтому образовательная услуга в наше время служит товаром. Образовательные услуги обладают характерными качествами того, что в экономической науке называют общественным товаром. Речь идет о дополнительных эффектах от роста образовательного уровня населения для всего общества в целом. Человек повышает уровень своего образования, а выигрывает от этого не только он сам, но и окружающие его люди, соседи по месту жительства, коллеги по работе, население города, региона, всей страны. И выигрыш так многогранен. От уровня образованности населения и качества получаемых им образовательных услуг зависят экономический рост и благосостояние народа, формирование цивилизованной, культурной сфер обитания для каждого, социальная и политическая стабильность. Во всех развитых странах государство берет на себя значительную часть расходов (понятно, что это средства налогоплательщиков) на содержание и развитие образовательных учреждений. В этом смысле образование является средством удовлетворения весьма разных, может быть, даже противоречащих друг другу в силу соответствующих социальных ролей потребностей. Наиболее утвердившийся в выявлении потребности в образовании подход, весьма утилитарный, заключается в определении природы образования как развития (формирования) ресурса (рабочей силы), с одной стороны, и формирование человеческого капитала – с другой. Это может определяться явно, может скрываться, но суть такова. Развитие высшего образования в настоящее время наполняет новым смыслом само понятие высшего образования. В настоящее время образование – это не право, а товар, который продается и покупается на рынке. Поэтому особенно значимым становится рассмотрение вопросов, связанных с экономическим анализом процессов, происходящих на рынке образовательных услуг, на котором в полной мере функционируют силы спроса и предложения.

На рынке образовательных  услуг все чаще встречается несовершенство информации, ведь покупатель образовательной  услуги думает, о том, что, чем дороже цена, тем качественнее услуга, но нередко  потребитель ошибается, ведь на рынке  образовательных услуг цена товара в большей мере не зависит от качества преподавания. Образовательный процесс может быть как платным, так и бесплатным, все зависит от государства. Чтобы снизить асимметрию образования, абитуриент и его родители должны знать свои права и информацию об учебном заведении, в которое они собираются поступать. Так же следует ознакомиться с материалом о рынке образовательных услуг и знать некоторые тонкости системы рыночных отношений, которые представлены в курсовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниель. Микроэкономика: Пер. с англ.-

М.: ДЕЛО, 2000. – 384 с.

2. Нуреев, Р.Н. Курс микроэкономики, 2-е издание / Р.Н. Нуреев. – Москва, 2002 г. – 572 с.

3. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – Дело и Сервис, 2009 г. – 608 с.

4. Голубков Е.П. Основы  маркетинга  www.infeconomy.ru

5. . Симкина, Л. Г. Экономическая  теория, 2-е издание / Л. Г. Симкина.  – Санкт – Петербург, 2008 г.  – 384 с.

6. 50 лекций по микроэкономике, лекция 49 [Электронный ресурс] / Режим  доступа: http://50.economicus.ru – Дата доступа: 14. 10. 2010.

7. Абанкина И. В. Динамика развития вузов России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://econorus.org/onim/epks.phtml?id=1.

8. Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования. – Кострома: Изд-во ГКПУ,  1998. – 274 с.

9. Эфендиев А., Кратко И., Латышова Л. Маркетинговая активность вуза на рынке образовательных услуг и рынке труда // Российский экономический журнал. – 2008. – № 8.–216 с.

10. . Головацкая Н. Г., Лазуренко С. Г. Модернизация российской системы образования в условиях перехода к инновационной экономике. – М.: Ин-т экономики РАН, 2009. – 174 с

11. Зак Т. В. Влияние структуры доходов высших учебных заведений на функционирование рынка образовательных услуг // Гуманитарные исследования. – 2008. – № 4 (28). –372 с.

12. Е. О. Вострикова, А.  П. Мешкова . Ценовая дискриминация на рынке образовательных услуг. http://elibrary.ru

13. Джуха, В.М., Панфилова Е.А. Микроэкономика, учебный курс / В.М. Джуха. - Москва – Ростов – на – Дону, 2004 г. - 255 с.

14. Запесоцкий А. Платное образование – не услуга, студент – не клиент // Высшее образование в России. 2002. № 2.

15.  Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: МПУ; РЦЭО МПУ, 1995.

16. Ченцов А. О бизнесе  образовательных услуг // Высшее  образование в России. 1999. № 2.

17. Сон Т.А. Формирование  рынка образовательных услуг  //www.marketing.spb.ru

18. Зиннуров У.Г. Маркетинг  в деятельности вузов: теория  и методы, решения / Гос. ком.  РФ по высш. образованию; Исслед. центр пробл. качества подготовки специалистов; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа.: УГАТУ, 1993.

19. Зотов В.Н. Разработка  стратегии и тактики маркетинговой  деятельности вузов на рынке  образовательных услуг и научно-технической  продукции: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова,1997.

20. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования / Под ред. М.И. Скаржинского: В 2 ч. Кострома: ККПУ, 1996.

21. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 3.

22. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. СПб.: Изд-во «ПитерКом», 1999.





Информация о работе Асимметричность информации на рынке образовательных услуг