Асимметричность информации на рынке образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы — выявить проблемы асимметричности информации на рынке образовательных услуг и обосновать пути их решения.
Задачи работы:
рассмотреть историю разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории;
выявить особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструментов решения данной проблемы;
определить специфику асимметричности информации на рынке образовательных услуг;
определить пути снижения асимметричности информации в сфере образования;
обосновать рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...……………….….….3
Глава I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АСИММЕТРИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИИ. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ.………………………………....………..…................................................6
1.1. История разработки проблемы асимметричности информации в экономической теории.….….........................................................................................6
1.2. Особенности асимметричности информации в различных сферах рыночной экономики и инструменты решения данной проблемы.………………………………..…………………………………...……...12
1.3 Специфика асимметричности информации на рынке образовательных услуг…………………………………………………………………………..…..….18
Глава II. АСИММЕТРИЧНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ…………………………………………………………………..……24
2.1. Пути снижения асимметричности информации в сфере образования..………………………..............................................................................24
2.2. Рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза………………………………………………….....…29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….…………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..…………………..……………..36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Екатерина Мельникова новая версия.docx

— 78.51 Кб (Скачать файл)

- Общеобразовательные  программы направлены на решение  задач формирования общей культуры  личности, адаптации личности к  жизни в обществе, на создание  основы для осознанного выбора  и освоения профессиональных  образовательных программ и реализуются  в дошкольных образовательных  учреждениях, образовательных учреждениях  начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

- Профессиональные  программы направлены на решение  задач последовательного повышения  профессионального и общеобразовательного  уровней, подготовку специалистов  соответствующей квалификации и  реализуются в образовательных  учреждениях профессионального  образования, имеющих государственную  аккредитацию6.

Изучение всего  объема предметов основной программы  является обязательным, а дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме  того, у дополнительных образовательных  программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных  образовательных запросов общества.

С другой стороны  рынок образовательных услуг  можно поделить по другой классификации  следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:

К первой группе относят следующие виды программ:

    • дошкольного образования;
    • начального общего образования;
    • основного общего образования;
    • среднего (полного) общего образования.

Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных  учреждений «по договорам и совместно  с предприятиями, учреждениями, организациями  проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных  услуг при наличии соответствующей  лицензии (разрешения) на указанный  вид деятельности».

Вторую группу образовательных программ составляют:

- программы начального  профессионального образования  – имеют целью подготовку работников  квалифицированного труда по  основным направлениям общественно-полезной  деятельности на базе основного  общего образования; наиболее  часто осуществляются профессиональными  училищами и профессиональными  лицеями;

- программы среднего  профессионального образования  предназначены для подготовки  специалистов среднего звена,  удовлетворения потребностей личности  в углублении и расширении  образования; осуществляется техникумами,  колледжами, техникумами-предприятиями;

- программы высшего  профессионального образования,  освоение которых необходимо  для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда  в различных сферах. Данные программы  реализуются в высших учебных  заведениях: университетах, академиях  и институтах;

- программы послевузовского  профессионального образования  предоставляют возможность повышения  уровня образования, научной,  педагогической квалификации после  окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

Исходя из этой классификации можно сказать, что первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование – наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

Допускается также  сочетание различных форм получения  образования, Стоит отметить, что  получение ряда профессий и специальностей в вечерней и заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

Одной из важнейших  классификаций рынка образовательных  услуг является организационно-правовая форма представителя услуги. Можно  выделить следующие виды:

- государственными,

- муниципальными,

- негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций.

В зависимости  от того, к какому из вышеперечисленных  типов относится образовательное  учреждение, по-разному регулируется сфера предоставления им платных  образовательных услуг. Так в  ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное  образовательное учреждения вправе оказывать … платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и  государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное.

Предоставление  платных образовательных услуг  негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся  … в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

Так же необходимо знать о дополнительных услугах, которые предоставляет образовательное  учреждение.

В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение  дополнительной образовательной услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных  программ государственных образовательных стандартов».

Согласно Закону РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются  в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого  уровня профессионального образования  основной задачей дополнительного  образования является непрерывное  повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных  стандартов. Наряду с повышением общекультурного  уровня гражданина, его профессиональной, научной, педагогической квалификации дополнительное образование возможно также в специализированных сферах: экономики, права, менеджмента и  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рекомендации по решению проблем асимметричности информации для абитуриента при выборе вуза

При выборе вуза абитуриент должен обратить внимание на некоторые  аспекты, а именно

- Образовательная программа.  На рынок образовательных услуг  вуз выходит с образовательными  программами, основными составляющими  которых являются содержание  учебной программы, организация  и система управления учебным  процессом, научно-методическое  и кадровое обеспечение. При  этом каждый вуз для разных  специальностей предлагает различный  ассортимент таких образовательных  программ. Образовательная программа  разрабатывается вузом для того, чтобы удовлетворить потребность  в образовании, профессиональной  подготовке, обучении или переподготовке, то есть достижении определённого социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня). Именно с этим продуктом выходит на рынок любое образовательное учреждение (вуз, средняя школа, курсы и т.д.). Вуз не предлагает на рынке отдельные образовательные услуги в виде лекций, семинаров и т.п., он предлагает комплекс услуг, объединённых единой задачей и обеспеченных соответствующими ресурсами. Вуз, не имеющих специалистов по информационным технологиям и оборудованных компьютерных классов, не может предлагать образовательные программы по данному направлению. Однако, даже располагая указанными ресурсами, вуз не предлагает своим клиентам разрозненные лекции или практические занятия, а выходит на рынок с образовательной программой по данной специальности, включающей определённое содержание, организацию учебного процесса, систему управления этим процессом и систему его методического, материального и кадрового обеспечения. Поэтому продукт вуза можно определить как образовательную программу. Образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. В зависимости от своих возможностей и потребностей клиентов вузы предлагают различный ассортимент таких программ, которые классифицируют по ряду признаков. По уровню предлагаемого образования программы могут быть довузовскими, бакалаврскими, магистерскими, аспирантскими, программами профессиональной переподготовки. По ориентации на определённую специальность программы могут быть по финансам, маркетингу, товароведению, управлению персоналом и другим, пользующимся спросом на рынке профессиям. По форме обучения различаются программы дневные, вечерние, заочные, дистанционные, экстернат. По используемым методам обучения программы могут быть традиционными, программами проблемного обучения, программами, основанными на анализе деловых ситуаций и т.п. При работе с продуктом важное значение имеет грамотное управление номенклатурой направлений, специальностей и специализаций - своевременное введение новых и отказ от устаревших.

- Инновации и модификация.  Работа с продуктом является  для образовательного учреждения  главным инструментом маркетинга  и конкурентной борьбы. Новые  или улучшенные услуги обеспечивают  образовательному учреждению на  какое-то время известное преимущество перед конкурентами. Это позволяет ослабить интенсивность ценовой конкуренции, с которой связана реализация образовательных услуг. Важным мероприятием в работе с продуктом, являются инновации и модификация. Инновации предполагают внедрение новых, не предлагаемых ранее образовательных услуг. Продуктовые инновации позволяют вузу увеличить прибыль за счет повышения цены реализации новой образовательной услуги по сравнению с ее себестоимостью. Это может быть достигнуто лишь в том случае, если на предлагаемую новую образовательную услугу имеется неудовлетворенный спрос. Кроме того, вуз может быть мотивирован к созданию инноваций перспективой получения инновационной монополии. Иногда эта монополия носит временный характер (конкуренты также осваивают данную образовательную услугу), иногда - постоянный (конкуренты по ряду причин не могут предложить такую же образовательную услугу ввиду отсутствия квалифицированных кадров, необходимой лабораторной базы и оборудования и пр.). Кроме того, продуктовые инновации могут привести к росту объемов продаж, так как предлагаемые новые ОУ, переключающие на себя от конкурентов спрос потребителей, влекут за собой перераспределение рынка. При выводе на рынок новых видов образовательных услуг и программ с учетом региональной специализации государственных вузов предпочтение отдают направлениям и специальностям:

- имеющим стабильный или потенциальный растущий спрос со стороны государственных структур региона;

- соответствующим экономической специализации и специфике регионов;

- имеющим достаточно высокий научно-образовательный уровень в рамках страны.

Решение о внедрении новой  образовательной услуги принимается  на основе комплекса требований. Во-первых, данная услуга должна соответствовать  как стратегическим, так и тактическим  целям развития вуза. Во-вторых, вуз  должен обладать необходимым научным, методическим, кадровым, материально-техническим  и финансовым потенциалом для  освоения данной услуги, а её реализация должна привести к позитивным экономическим  результатам.

Модификация представляет собой  изменение характеристик уже  предлагаемой образовательной услуги, придание ей новых свойств. Модификация  продукта возможна с помощью вариации или дифференцирования. Вариация в  сфере образования рассматривается  как изменение свойств образовательной  услуги, причем прежняя образовательная  услуга вузом уже не предлагается. Вариациями являются замена специализаций у некоторых учебных специальностей, переход на другой уровень обучения (например, с бакалавра на дипломированного специалиста), изменение сроков обучения у различных образовательных услуг в области дополнительного образования. Под дифференцированием понимается модификация имеющейся образовательной услуги, приводящая к появлению нового продукта наряду со старым - введение новых форм обучения (очно-заочная, заочная, экстернат); расширение спектра специализаций в рамках данной специальности.

- Цена - ключевой элемент  для частных вузов, где основа  финансирования – оплата за  обучение. Однако для государственных  вузов это немаловажный момент, поскольку многие вузы имеют  так называемый коммерческий  набор или предлагают дополнительные  образовательные услуги на платной  основе.

Ценообразование в государственных  и коммерческих образовательных  структурах имеет существенные отличия. Это обусловлено рядом причин:

– большинство государственных  вузов имеют мощную материально-техническую  базу и развитую социальную инфраструктуру, что требует значительных расходов на их содержание

– программы высшего профессионального  образования реализуются в государственных  вузах, как правило, совместно для  студентов бюджетной и внебюджетной форм обучения. Многоканальная система  финансирования образовательной программы  накладывает отпечаток на процессы ценообразования. В условиях дефицита бюджетного финансирования часть расходов на обучение бюджетных студентов  государственные вузы вынуждены  перекладывать на студентов, обучающихся  на платной основе;

– при ценообразовании  во многих государственных вузах  принято придерживаться нормативов, предусмотренных бюджетными сметами.

Правильное позиционирование вуза и образовательной программы  с точки рения цены предоставляемых  услуг как «общедоступной», «элитарной»  или «с оптимальным сочетанием качества и цены» является важным компонентом  маркетинговой стратегии вуза. Покупатель образовательных продуктов будет  готов заплатить более высокую  цену (или продолжать приобретать  продукты по прежней цене в условиях экономического кризиса), если производитель  сможет наглядно продемонстрировать так  называемую «добавленную стоимость»: дополнительные услуги, дополнительные характеристики образовательных программ, отличающие их от программ конкурентов, дополнительные особенности в виде качества обслуживания, предельной внимательности персонала вуза и т.п.

-Продвижение услуги. Существует  много форм и методов продвижения  образовательных программ вуза, информации о представляемых  им услугах, их качестве, квалификации  преподавателей. Вуз может использовать  газетные и журнальные публикации, другие средства массовой информации, издавать свои брошюры, проводить  традиционные дни открытых дверей  и презентации в школах. Кроме  того для продвижения продуктов  вуза могут использоваться различные  юбилеи или памятные даты вуза  и его сотрудников, встречи  выпускников, проводимые вузом  конференции и симпозиумы, ставшие  популярными в последние годы  дни Карьеры. Дни Карьеры могут  быть не только методом продвижения  товара, но и каналом распределения  выпускников вуза. Важно, чтобы  работа по продвижению образовательных  продуктов вуза имела целенаправленный  и регулярный характер. Для этого  в вузе должна быть создана  служба маркетинга или отдел  по связям с общественностью  [34, c. 55].

Информация о работе Асимметричность информации на рынке образовательных услуг