Анализ внешней среды предприятия ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем: дать анализ микро- и макроокружения ОАО «Завод Имени И.А. Лихачева» и влияния внешней среды на организацию работы предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………........... 3
1. Сущность и анализ внешней среды для организации……………….. 5
1.2 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды……………………………………………………………………. 5
1.3 Анализ макроокружения………………………………………………. 9
1.4 Анализ микроокружения……………………………………………… 15
2. Анализ внешней среды ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»……… 25
2.1 Общие сведения об организации……………………………………… 25
2.3 Анализ макроокружении ОАО «Завода Имени И.А.Лихачева»……. 27
2.4 Анализ микроокружения ОАО «Завода Имени И.А.Лихачева»……. 30
Заключение…………………………………………………………….. 35
Список используемой литературы…………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

1) изменения покупательской способности рубля отстает от темпов падения его курса, что дает возможность, приобретать ресурсы на внутреннем рынке по более низким ценам, чем на мировом рынке,   и в связи с этим,  увеличивается возможность для маневра в конкурентной борьбе за рубежом; благодаря этому фактору при реализации экспортной выручки можно приобрести большую массу национальной валюты и снова «обернуть» их в сырье, цены на которое отстают от курса;

2) повышение реального  курса иностранной валюты ведет  к естественному удорожанию продукции на рынке страны - импортера товара, что также положительно сказывается на деятельности экспортера.

         В связи с  дефицитом денежных средств хеджирование в целях снижения неблагоприятных последствий изменений процентных ставок, курса обмена иностранных валют АМО ЗИЛ не осуществляет.

         Такое же большое влияние на финансово-хозяйственное состояние АМО ЗИЛ, как на любое другое предприятия машиностроительного сектора, оказывает фактор инфляции. Большая доля покупных энергоносителей (до 10%), услуг сторонних организаций (до 11,4%) и затрат на материально-техническое снабжение (до 53%) в себестоимости продукции предприятия в случае значительных темпов их удорожания при инфляции окажет серьезное воздействие на экономическое состояние завода. Критический для предприятия уровень инфляции рассчитать не представляется возможным.

               В результате колебаний процентных  ставок, курса валют, финансовая отчетность предприятия не подвержена значительным изменениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таб.2. Воздействие финансовых факторов на финансовую отчетность АМО ЗИЛ.

Финансовые  факторы

Возможные изменения  в финансовой отчетности при наступлении  рискового события

Значительное увеличение процентных ставок

1. Увеличение краткосрочной  кредиторской задолженности предприятия в части процентов по кредитам полученным

Значительное изменение  курса национальной валюты

1. Снижение показателя  валовой выручки от реализации  продукции собственного производства

Увеличение темпов инфляции

1.Увеличение показателя  себестоимости проданных товаров

2.Уменьшение (увеличение) прибыли (убытка)


 

        Правовые факторы.

       Доля экспорта АМО ЗИЛ как и валютных поступлений невелика и не могут оказать значительное влияние на финансово-экономическое состояние предприятия.

        Факторы, связанные с изменением налогового законодательства, заключаются в увеличении себестоимости производимой продукции при увеличении налоговых ставок или введения дополнительного налогообложения. Это факторы увеличения существующих налоговых ставок или появление новых баз налогообложения.

        Факторы, которые связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин, заключаются в вытеснении продукции предприятия с занятых рыночных ниш аналогичной импортной продукцией в случае принятия нормативно—правовых актов, облегчающих условия ввоза импортной продукции, введения или повышения экспортных пошлин на продукцию отрасли. Фактор увеличения этих ставок для АМО ЗИЛ, как экспортера продукции собственного производства, является незначительным ввиду невысокой доли продаж техники за рубежом. Ничтожно малая часть комплектующих грузовой техники предприятия иностранного производства, также не повлияет на работу предприятия и увеличение пошлин на ввоз сырья и материалов из-за границы.

        На сегодняшнее время факторы, связанные с изменением требований по лицензированию основной деятельности АМО ЗИЛ либо лицензированию прав пользования объектов ограниченного гражданского оборота (включая природные ресурсы), отсутствуют, так как предприятие не испытывает затруднений в получении специального разрешения на осуществление основного вида деятельности и не использует в своей деятельности объекты ограниченного гражданского оборота.

       В данной сфере деятельности предприятия можно принять как фактор изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ, как основы для расчета неустоек и пени по невыполненным или несвоевременно выполненным обязательствам.

 

 

2.3 Анализ микроокружения ОАО «Завода Имени И.А.Лихачева»

 

           Потребители.

           На внутреннем рынке отгрузка продукции (работ, услуг) АМО ЗИЛ производится в адрес ЗАО «Торговый дом ЗИЛ», который представляет собой торговую сеть АМО ЗИЛ. В 3 кв. 2008 года в адрес ТД «АМО ЗИЛ» отгружено 89,2% автомобилей и 90,3% запасных частей (включая кооперацию), производимых головным заводом.

На внешний рынок  АМО ЗИЛ осуществляет поставки продукции  через фирму-комиссионера ООО «ВТФ ЗИЛ-экспорт АМО ЗИЛ». Все автомобили и 63% запасных частей отгружены в страны СНГ.

Наименование  продукции

(работ, услуг)

Единица

измерения

Объем отгрузки продукции собственного производства

(июль-сентябрь 2008 г.) с НДС

Доля в отгрузке

в %%

           Внутренний рынок

ЗАО «Торговый дом  ЗИЛ»

     

Автомобили

шт.

1 100

89,2%

Автомобили

тыс. руб.

625 632

 

Договора  АМО ЗИЛ

     

Автомобили

шт.

53

4,3%

Автомобили

тыс. руб.

43 466

 

Запасные части головного  завода готовые

тыс. руб.

211 024

90,3%


 

 

        Продажа автомобилей производится через товаропроводящую сеть (ТПС), которая сформирована и регулярно оптимизируется под складывающиеся объёмы продаж.

       Партнёры у ОАО ЗИЛ имеются во всех наиболее развитых регионах. В московском регионе работают 2 дилера и 33 – в других регионах РФ. Кроме этого, в московском регионе работают 3 дилера по спецавтотехнике.

        С 2004 года в г. Екатеринбурге работает региональный склад автомобилей для обеспечения дилеров Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов.

Заводы по производству спецавтотехники - основные прямые потребители  автомобильных шасси. Прямые закупки  шасси осуществляют 30 таких предприятий. А дилеров сбытовая политика нацеливает на продвижение на рынке полнокомплектной автотехники, в том числе и заказываемых Торговым Домом на специализированных предприятиях автофургонов и спецавтотехники. Покупная автотехника в поставках Торгового Дома на внутренний рынок в 3 квартале текущего года превышает 27%.

          Основная стратегическая линия в развитии товаропроводящей сети и осуществлении технической политики - создание института Дилера, ведущего продажу автомобилей, запасных частей и обеспечивающего гарантийное и сервисное обслуживание продукции АМО ЗИЛ в каждом субъекте РФ. Однако в условиях допущенного снижения объёмов продаж и неудовлетворённого спроса на автомобили в текущем году стоит задача сохранить дилеров, в первую очередь, в наиболее значимых регионах. Это вызвано ещё и тем, что доля полнокомплектных автомобилей (не шасси) в реализованных в 3 квартале с.г. автомобилях производства головного завода занимает около 20%. Наряду с покупной спецтехникой это и есть «дилерский» товар.

         Конкуренты.

         АМО ЗИЛ сегодня  производит в основном автомобили малотоннажного       семейства ЗИЛ – 5301 и среднетоннажники  ЗИЛ – 4333.

    На внутреннем рынке России основными ближайшими конкурентами по производству автомобилей  малотоннажного семейства ЗИЛ 5301 является «группа ГАЗ», производящая автомобили конкуренты ГАЗ – 3307, ГАЗ – 3309, ГАЗ – 3310 «Валдай». Конкурентами «Бычка» по цене являются ГАЗ-3307, ГАЗ-3309. Основным же автомобилем - конкурентом «Бычка» является ГАЗ-3310 «Валдай», который создан ГАЗом, так же как автомобиль для города. Валдай более совершенен по потребительским свойствам, чем его предшественники ГАЗ-3307, ГАЗ-3309.

  Конкурентами по производству автомобилей  среднетоннажного семейства ЗИЛ – 4333 является «КАМАЗ», который производит конкурентные автомобили КАМАЗ – 4308.

Автомобиль КАМАЗ – 4308 создан компанией с ориентиром на городское хозяйство, где требуются  мобильные, маневренные, экономичные  и экологичные машины сравнительно небольшой грузоподъемности. КАМАЗ  не дешев, цена завода изготовителя 1110 тысяч рублей. Автомобиль оснащен американским двигателем, удовлетворяющим требованиям Евро-3, расходует 14 литров солярки на 100 км, в конструкции использованы комплектующие  ведущих западных производителей, что делает машину весьма надежной.

        В классе среднетоннажных автомобилей наиболее продаваемых ближайшими зарубежными конкурентами является Hyundai HD120 и МАЗ – 4370.

        Запас ценовой конкурентоспособности зиловских коммерческих малотоннажных автомобилей с отечественными грузовиками ГАЗ-3310 «Валдай» можно сказать исчерпан.

Продажи автомобилей Foton Ollin 1049 среди новых малотоннажных грузовых иномарок находятся на первом месте и составляют 42 %, на втором месте находятся малотоннажные автомобили Hyundai – 19,3%.

Запас ценовой конкурентоспособности зиловских коммерческих среднетоннажных автомобилей с отечественными грузовиками значителен, по  сравнению с КАМАЗ- 4308 обладающему более высокими потребительскими свойствами составляет 58% и с импортным автомобилем ближнего зарубежья МАЗ-4370 - 65 %.

Лидером по реализации малотоннажных  автомобилей на отечественном рынке  России в настоящее время является ГАЗ, а лидером в классе среднетоннажных  автомобилей является ЗИЛ.

Лидером по реализации импортных  малотоннажных и среднетоннажных  автомобилей на отечественном рынке России в настоящее время является Foton Ollin 1049.

Продажи новых и подержанных  импортных автомобилей на рынках России уверенно растут.

Лидером по импорту за 4 квартал 2007 года в классе автомобилей  полной массой 5-8 тонн является Foton (42 %).

Далее с отставанием  следуют Hyundai, Isuzu, Mercedes – Benz.

Лидером по импорту подержанных  автомобилей в этом классе является Isuzu

         Главными факторами конкурентоспособности  в автомобильной промышленности  являются цена, качество, имидж производителя, соответствие экологическим нормам и послепродажное обслуживание автомобиля.

В классе малотоннажных  автомобилей у ЗИЛа нет преимуществ  над конкурентами – при примерно равной цене с ГАЗом, у ГАЗа более  высокие потребительские свойства,  более высокий имидж ГАЗа как массового производителя и более развитая сеть центров технического обслуживания, Hyundai обладает ещё более высокими потребительскими свойствами, чем ГАЗ.

В классе среднетоннажных  автомобилей ЗИЛ является лидером  продаж, что во многом обусловлено значительно более низкой ценой среди конкурентов, высокой надежностью, простотой конструкции и приспособленностью шасси к выпуску специальной техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении вышерассмотренной темы хотелось бы отметить следующие моменты, которые определяют высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день все организации являются открытыми системами, т.е. они испытывают влияние внешней среды, зависят от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, кадров, потребителей. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.

Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно  сделать вывод, что единственно  правильным вариантом поведения  современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению анализа вешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Боумэн К. Основы  стратегического менеджмента. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 – 175 с.

2. Виханский О. С.  Стратегическое управление. – М.: Гардарика, 2005 – 296 с.

3. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. – СПб:  Издательство «Питер», 2004 – 560 с.

4. Дурович, Александр Петрович . - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 2004 - 464 с.

5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Экономистъ, 2003 – 416 с.

6. Зуб А., Локтионов М. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. – М.: Генезис, 2003 – 752 с.

7. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент. – М.: Издательство РДЛ, 2003. – 464 с.

8. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская Деловая Литература, 2003 – 768 с.

9. Кэмпбел Д., Стоунхаус ДЖ., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003 – 336 с.

10. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 – 375 с.

11. Соболев Ю.В., Дикань В.Л., Дейнека А.Г., Позднякова Л.А. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент. – Х.: ООО «Олант», 2005 – 416 с.

12. Томсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 576 с.

13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2004 – 448 с.

14. Хасби Д. Стратегический менеджмент. – М.: «Контуры», 2003 – 200 с.

15. Экономическая стратегия фирмы / под ред. Градова А. П. – СПб.: «Специальная Литература», 2003 – 410 с.

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»