Анализ внешней среды фирмы ОАО «Теплоизоляция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:
- Более углубленно изучить теоретические и практические положения по теме «Анализа внешней среды фирмы»;
- получить навыки самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… …….....5
Глава I Теоретические основы анализа внешней среды фирмы…….……7
1.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды………7
1.2 Анализ макроокружения………………………………………………….…12
1.3 Анализ микроокружения……………………………………………………16

Глава II Практические методы анализа внешней среды ОАО «Теплоизоляция» ………………………………………………………………21
2.1 Общие сведения об организации.……………………………………….….21
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………………23
2.3Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………….……26
Глава III Методы анализа внешней среды…………………………………28
3.1 Метод СВОТ…………………………………………………………………28
3.2 Матрица возможностей………………………………………………...……31
3.3 Матрица угроз…………………………………………………………..……32
Заключение……………………………..………………………….……………33
Список литературы………………………………………………….…………35

Файлы: 1 файл

Анализ Внешней Среды Фирмы. ..docx

— 95.75 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………… …….....5

 

Глава I Теоретические основы анализа внешней среды фирмы…….……7

1.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды………7

1.2 Анализ макроокружения………………………………………………….…12

1.3 Анализ микроокружения……………………………………………………16

              

Глава II Практические методы анализа внешней среды ОАО «Теплоизоляция» ………………………………………………………………21

2.1 Общие сведения об организации.……………………………………….….21

2.2 Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………………23

2.3Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………….……26

Глава III Методы анализа внешней среды…………………………………28

3.1 Метод СВОТ…………………………………………………………………28

3.2 Матрица возможностей………………………………………………...……31

3.3 Матрица угроз…………………………………………………………..……32

Заключение……………………………..………………………….……………33

Список литературы………………………………………………….…………35

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  анализу внешней среды фирмы  и её исследованию. На сегодняшний день тема моей курсовой работы является весьма актуальной. Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”. Все факторы внутренней и внешней сред могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность.

Все факторы во внешней  среде тем или иным образом  взаимосвязаны и взаимодействуют  друг с другом. К основным свойствам  внешней среды относятся: сложность, объемность, подвижность, неопределенность, коммуникабельность.

Анализ внешней среды  служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации  факторы с целью предвидеть потенциальные  угрозы и вновь открывающиеся  возможности. Анализ внешней среды  позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз  и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные  угрозы выгодные возможности.

Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки, они  полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам.

Следует отметить, что на практике в условиях быстро меняющихся рыночных отношений производителя  и потребителя, а так же жесткой  конкуренции производителей за сегменты рынка, невозможно найти предприятия, которые пользуются в чистом виде преимуществами только низкого или только высокого уровня

  Успех руководства  маркетингом зависит и от деятельности  остальных подразделений фирмы,  от действий посредников, конкурентов  и различных контактных аудиторий.

Предприятие в современном  мире может добиться успеха лишь в  том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей.

Для повышения эффективности  требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем  способствует маркетинговые исследования и анализ внутренней и внешней  среды организации.

Поэтому важнейшим инструментом совершенствования маркетинговой  среды предприятия необходимо считать  организацию эффективной системы  обратной связи, включающей маркетинговые  исследования, рекламные акции и  мероприятия по стимулированию сбыта, информационную открытость компании.

Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:

- Более углубленно изучить  теоретические и практические  положения по теме «Анализа  внешней среды фирмы»;

- получить навыки самостоятельного  сбора, обработки, обобщения, анализа   информации по данной теме.

Поэтапное решение данных задач обуславливает структуру  курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Необходимо отметить, что  рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной  степени, поэтому в процессе написания  работы использовался широкий спектр литературных источников.

 

 

 

Глава I.

Теоретические основы анализа внешней среды фирмы

1.1. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды

 

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся  за пределами организации, и оказывающих  какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде  любых организаций выделяют два  уровня: микро- и макросреду.

Проблема взаимоотношения  организации и среды в науке  стала рассматриваться впервые  в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной

концепции привело к возникновению  ситуационного подхода, согласно ему  выбор метода управления зависит  от конкретной ситуации, характеризуемой  в значительной мере определенными  внешними переменными.

Первоначальная внешняя  среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству.

В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что  для того, чтобы выжить и развиваться  в современных условиях любая  организация должна не только приспосабливаться  к внешней среде путем адаптации  своей внутренней структуры и  поведения на рынке, но и активно  формировать внешние условия  своей деятельности, постоянно выявляя  во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. Первоначальным этапом и информационной основой стратегического управления является исследование внешней среды фирмы, то есть системный сбор и анализ информации о ней. Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы. Анализ внешнего окружения помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в разного рода выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа  внешней среды в процессе стратегического  планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится организация.

2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем.

3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором она находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство  в дальнейшем.

Для того чтобы оценить  необходимость проведения тщательного  анализа внешнего окружения организации  необходимо также рассмотреть характеристики внешней среды, которые оказывают непосредственное воздействие на сложность его осуществления.

Во-первых, к числу данных характеристик относится взаимосвязанность факторов внешней среды. Под ней понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Факт взаимосвязанности является значимым уже не только для рынков страны или региона, но и для мирового рынка. Данная взаимозависимость превратила среду современных организаций в бурно изменяющуюся. Руководители больше не могут рассматривать внешние факторы по отдельности, изолированно друг от друга. Специалисты даже не так давно ввели понятие «хаотичных изменений» для описания внешней среды, которая характеризуется еще более быстрыми темпами изменений и более сильной взаимосвязанностью.

Во-вторых, можно отметить такую характеристику как сложность  внешней среды. Это число факторов, на которые организация обязана  реагировать, а также уровень  вариантности каждого фактора. Если говорить о числе внешних факторов, на которые предприятие реагирует, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Организации, работающие в несложной среде, обладают одним преимуществом: им приходится иметь дело всего

лишь с несколькими  категориями данных, необходимых  для принятия

управленческих решений. В силу этого в менее сложном  окружении нужна и менее сложная  организационная структура, но так  как разные организации

функционируют в разных средах, ситуационный подход определяет, что  не

существует и наилучшей  организационной структуры.

В-третьих, нужно выделить подвижность среды. Под ней понимается скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Многие исследователи отмечают такую тенденцию, что окружение современных организаций  изменяется с нарастающей все  время скоростью. Однако притом, что  эта динамика является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда  особенно подвижна.

Кроме того, подвижность  внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. С другой стороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленно изменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. В то же время, если производственные мощности разбросаны по разным странам мира или же регионам страны или исходные ресурсы поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижного внешнего окружения, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные управленческие решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

В-четвертых, существует еще  такая характеристика внешней среды  как

неопределенность. Она является функцией количества информации, которой

располагает организация (или  лицо) по поводу конкретного фактора, а также

функцией уверенности  в этой информации. Если информации мало или есть

сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в

ситуации, когда имеется  адекватная информация и есть основания  считать ее

высоконадежной. Поскольку  бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности заметно снижается. Зависимость  от мнений иностранных экспертов  или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решение в области управления.

Все эти характеристики внешней  среды организации говорят о  высокой динамике и вариантном характере  происходящих в ней изменений, что  накладывает на руководство задачи как можно более точного прогнозирования, оценки и анализа сложившегося внешнего окружения фирмы с тем, чтобы  заранее установить характер и силу возможных угроз, что позволит вырабатывать  адекватные ситуации корректировать выбранную стратегию. В результате эволюции менеджмента изменялись и совершенствовались методы стратегического планирования и управления. В современных условиях наиболее действенным считается необходимость осуществлять превентивное реагирование на прогнозируемые во внешней среде изменения, так как только с помощью этого можно не только выжить, адаптироваться, но и максимально эффективно использовать имеющиеся у организации резервы, а также возможности, возникающие вследствие происходящих перемен. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития.

Информация о работе Анализ внешней среды фирмы ОАО «Теплоизоляция»