Анализ внешней среды фирмы ОАО «Теплоизоляция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:
- Более углубленно изучить теоретические и практические положения по теме «Анализа внешней среды фирмы»;
- получить навыки самостоятельного сбора, обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… …….....5
Глава I Теоретические основы анализа внешней среды фирмы…….……7
1.1 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды………7
1.2 Анализ макроокружения………………………………………………….…12
1.3 Анализ микроокружения……………………………………………………16

Глава II Практические методы анализа внешней среды ОАО «Теплоизоляция» ………………………………………………………………21
2.1 Общие сведения об организации.……………………………………….….21
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………………23
2.3Анализ микроокружения ОАО «Теплоизоляция»…………………….……26
Глава III Методы анализа внешней среды…………………………………28
3.1 Метод СВОТ…………………………………………………………………28
3.2 Матрица возможностей………………………………………………...……31
3.3 Матрица угроз…………………………………………………………..……32
Заключение……………………………..………………………….……………33
Список литературы………………………………………………….…………35

Файлы: 1 файл

Анализ Внешней Среды Фирмы. ..docx

— 95.75 Кб (Скачать файл)

- таможенная система; 

- профессиональные союзы  работающих по найму;

- коммерческо-выставочные  комплексы; 

- система высшего и  среднего экономического образования; - консультационные (консалтинговые) компании;

- аудиторские компании;

- общественные и государственно-общественные  фонды, предназначенные для стимулирования  деловой активности;

- специальные зоны свободного предпринимательства.

Глава II

Практические  методы анализа внешней среды ОАО «Теплоизоляция»

2.1. Общие сведения об организации

 

ОАО «Теплоизоляция» относится  к строительной промышленности, выпуская в основном различного рода изделия (таблица 2.1.), применяемые для тепловой изоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов, и находится в г. Махачкала.

Численность персонала на октябрь 2010 года составляла 257 человек, среднемесячная зарплата 1580 рублей, с начало года объем выпускаемой продукции составил 29441,0 тыс. рублей.

 

(Таблица 2.1.)

Выпускаемая продукция.

Наименование продукции

 

Применение

Габаритные размеры, мм.

Единица измерения

Отпускная цена, руб. (с НДС)

Предоплата

Бартер

Вата минеральная рулонированная бумагой ГОСТ 4640-93

 

Экологически чистая, применяется для тепловой изоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов.

2000*

1000*

70

М3

452.4

 

565.5

Маты прошивные строительные ГОСТ 21880-94

 

Экологически чистая, применяется для тепловой изоляции промышленных, гражданских сооружений и трубопроводов.

2000*

1000*

70

М3

530.4

 

663.0

 

 

 

 

 

         

Минплита ППЖ-200 ГОСТ 22950-95

Плита повышенной жесткости применяется  для тепловой изоляции промышленных и гражданских сооружений под  мягкую кровлю.

1000*

500*

60

М3

1200.0

 

1500

             

Совелитовая плита ТУ 36-1622.65-92

Применяется для обмуровки паровых  котлов ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, предприятиях металлургической и коксохимической промышленности, а также труб больших диаметров.

500*

170*

50-60

М3

2971.2

 

3714

             

Совелитовый порошок ТУ 21-125-88

Применяется как составная часть совелитовой плиты, а также при заделывании швов совелитовых плит при обмуровке паровых котлов ТЭЦ, ГРЭС, АЭС, предприятиях металлургической и коксохимической промышленности, а также труб больших диаметров.

-

М3

2131.2

 

2664

             

Известь товарная ГОСТ 9179-77

Применяется для приготовления  растворов и бетонов, вяжущих  материалов и производства строительных изделий. В приусадебных хозяйствах – для добавки в кислые почвы, побелки деревьев, обработки помещений, для нейтрализации кислот промышленных сточных вод.

-

Тонна

768.0

 

960.0

             

Камни бетонные стеновые

Для кладки стен.

-

Шт.

3,48

 

4,00


 

 

2.2. Анализ макроокружения ОАО «Теплоизоляция»

 

Для оценки экономической  компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Республики Дагестан в настоящее время, так как в целом, наметившиеся тенденции в регионе совпадают с общероссийскими, отличаясь лишь темпами. Так, анализируя ситуацию в промышленности за январь-сентябрь 2010 года в целом по республике с учетом оценки объемов производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 10750 млн. рублей. Более 90% общего объема промышленной продукции республики произведено крупными и средними предприятиями.

Чтобы оценить влияние происходящих экономических процессов на ОАО «Теплоизоляцию», нужно рассмотреть сложившееся положение дел в той отрасли, к которой относится эта организация. В строительстве за три квартала 2010 года предприятиями и организациями республики, включая субъекты малого предпринимательства, по договорам строительного подряда выполнено работ на сумму 975,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,8% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. Строительными организациями Республики Дагестан (без субъектов малого предпринимательства) выполнено работ, услуг на 921,1 млн. рублей, из них 82,9% (763,1 млн. рублей) – работы по договорам строительного

подряда. В январе-сентябре 2010 года предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками на территории республики построено 1053 квартиры общей площадью 96,2 тыс. м2, что на 2,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При анализе экономической  компоненты макроокружения нужно рассмотреть финансовую деятельность организаций. По оперативным данным, за 8 месяцев 2010 года крупными и средними предприятиями республики (без сельского хозяйства) получено 735,1 млн. рублей, что в 2,5 раза больше, чем за соответствующий период2009 года. Но, несмотря на эту положительную динамику, по-прежнему для многих предприятий стоит проблема, связанная с финансовой деятельностью.

Необходимо также рассмотреть  ситуацию с исполнением бюджета по РД за 9 месяцев 2010 года. В бюджетную систему республики за это время было мобилизовано 1 млрд. 670,5 млн. рублей собственных доходов, что перевыполнило прогнозное задание почти на 116 тыс. рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы возросли в 1,6 раза.    

 Намного лучше, в  отличие от прошлых лет поступают собственные доходы в денежной форме, доля таких поступлений на протяжении уже 9 месяцев более 85%, и в сравнении с январем- сентябрем 2009 года увеличилась в 3,2 раза.

Существенно ухудшились показатели по выполнению бюджетных обязательств в части доходов в сентябре месяце. Если в августе прогноз собственных доходов выполнили все районы и города республики, то в сентябре не справились с прогнозным назначением месяца 9 районов. Несмотря на выполнение прогноза собственных доходов, у районов и

городов остаются огромные резервы для дополнительного привлечения средств.

Исходя из вышеприведенных  данных, характеризующих экономическую компоненту макроокружения ОАО «Теплоизоляция» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом. В связи с наметившейся стабилизацией и незначительным экономическим ростом происходит оживление строительства, как в регионе, так и в целом по стране, увеличиваются объемы ремонтных работ. В результате на ОАО

«Теплоизоляция» впервые  за период с 2000 года наметились процессы

стабилизации и, в силу увеличения спроса на их продукцию  рост объемов

производства и реализации. До этого же года предприятие находилось в очень трудном положении, когда экономическая конъюнктура сложилась таким образом, что нормальное функционирование строительной отрасли в большинстве регионов страны было сведено к минимуму, мало внимания уделялось капитальному ремонту. Поэтому было очень сложно найти потребителя, и тем более осуществлять расчеты с ними в денежной форме, в силу этого преобладали бартерные отношения, которые и позволяли выжить предприятию в сложившейся в стране экономической ситуации. Сейчас, в силу специфики выпускаемой продукции, спрос растет не только на территории республики, но и за ее пределами, что, при условии сохранения существующей динамики, позволяет считать наличие на ближайшее время неплохих перспектив развития для ОАО «Теплоизоляция».

Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как относительно стабильную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ микроокружения  ОАО «Теплоизоляция»

 

При проведении анализа непосредственного  окружения ОАО «Теплоизоляция»  в первую очередь необходимо рассмотреть  потребителей данной организации, которые  оказывают очень сильное влияние  на нее. Специфика производимого  ассортимента продукции такова, что  ОАО «Теплоизоляция» не является производителем товаров народного  потребления, поэтому подавляющее  число потребителей – это юридические  лица различных организационно-правовых форм, занимающихся строительными и  ремонтными работами. На долю же физических лиц, приобретающих продукцию ОАО «Теплоизоляция» не приходится и 2% от общего объема выпускаемой продукции, так как они являются потребителями такой продукции, как камни бетонные стеновые, которые не относятся к основным выпускаемым изделиям, и их объем производства в общем валовом объеме занимает менее 5%. В силу этого остается незадействованной сеть розничной и оптовой торговли, так как реализация продукции осуществляется на основе договоров купли-продажи между ОАО «Теплоизоляция» и организациями-потребителями, а также продукцию отпускают непосредственно с предприятия за наличный и безналичный расчет. Необходимо при анализе потребителей учитывать и тот факт, что более половины продукции реализуется не на региональном, а на федеральном рынке (за 3 квартала этого года 46% изделий было реализовано в Республике Дагестан и 50% за ее пределами.

С 2008 года наблюдается устойчивый рост потребления продукции ОАО «Теплоизоляция» за пределами нашей республики. Причем изменяется и география потребителей, отмечается тенденция сокращения регионов, куда осуществляются поставки.

В условиях, когда ОАО  «Теплоизоляция» испытывала проблемы со сбытом своей продукции договора заключались с любыми организациями независимо от их месторасположения, причем со многими из них были бартерные отношения. Теперь же в результате конъюнктурных изменений, когда спрос на их продукцию заметно возрос, ОАО «Теплоизоляция» может само определяться в отношении тех регионов, куда продолжать поставки. Естественно, теперь предпочтение отдается соседним и близлежащим регионам-потребителям.

При анализе микроокружения ОАО «Теплоизоляция» также следует изучить конкурентов. В Республике Дагестан конкурентов у предприятия нет, так как ни одна из местных организаций не занимается производством данных видов продукции.

При анализе микроокружения следует исследовать рынок рабочей силы РД. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Теплоизоляция», так как на ближайшие 3 года планируется увеличить персонал только на 3 человека.

При оценке инфраструктуры следует отметить тот факт, что  в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная (27 место) составляющая. Это не случайно, так  как территория республики характеризуется  высокой хозяйственной сетью. Из составляющих инфраструктуру элементов ОАО «Теплоизоляция» наиболее взаимодействует с Акционерным коммерческим «Кредитно-страховым банком», в котором имеются расчетные счета организации и через который происходят все финансовые операции.

А в завершение анализа  определим, какое воздействие (благоприятное  или же нет) оказывает сложившаяся  ситуация во внешней среде на деятельность ОАО «Теплоизоляция». Осуществим это, применив метод составления профиля  среды (таблица 2.2).

 

 

(Таблица 2.2).

Ранжирование среды ОАО  «Теплоизоляция».

Фактор среды

Важность для отрасли (от 1 до 3)

Влияние на организацию (от 0 до 3)

Направление влияния (+1 или –1)

Степень важности (D=A*B*C)

 

A

B

C

D

Состояние экономики

3

3

+

9

 

Политика

2

2

+

4

 

Правовая среда

1

1

_

-1

 

Соц.  компонента

1

0

_

0

 

Технология

1

1

_

-1

 

Природно-географич.

1

1

_

-1

 

Потребители

3

3

+

9

 

Поставщики

2

3

_

-6

 

Конкуренты

3

1

_

-3

 

Инфраструктура

1

1

+

1

 

Рынок рабочей силы

1

0

+

0

 

 

Общая сумма баллов составляет +11, что говорит об общем благоприятном  влиянии внешней среды (этот показатель носит субъективный характер и дает только поверхностную оценку), но все  же этот показатель невелик и результаты функционирования ОАО «Теплоизоляция»  в большей степени зависят  от правильно принятых стратегических решений, а это можно сделать только проанализировав внешнюю среду.

Глава III 

Методы анализа  внешней среды

3.1. Метод СВОТ

 

Применяемый для анализа  среды метод СВОТ (англ. SWOT) -- сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) -- является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны:

· выдающаяся компетентность;

· адекватные финансовые ресурсы;

· высокая квалификация;

· хорошая репутация у  покупателей;

· известный лидер рынка;

· изобретательный стратег  в функциональных сферах деятельности организации;

· возможность получения  экономии от роста объема производства;

· защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

· подходящая технология;

· преимущества в области  издержек;

· преимущества в области  конкуренции;

· наличие инновационных  способностей и возможности их реализации;

· проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

· нет ясных стратегических направлений;

· ухудшающаяся конкурентная позиция;

· устаревшее оборудование;

· более низкая прибыльность потому, что...;

· недостаток управленческого  таланта и глубины владения проблемами;

· отсутствие некоторых типов  ключевой квалификации и компетентности;

Информация о работе Анализ внешней среды фирмы ОАО «Теплоизоляция»