Анализ внешней среды международной фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Глобальное усиление конкуренции, интернационализация экономики, научно-технический прогресс и неизбежное изменение характера труда, ставят перед современным предприятием задачу своевременной, эффективной и адаптивной реакции на изменения внешней среды с использованием всего арсенала инструментов стратегического менеджмента.
Фирма должна, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сама фирма генерирует изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Содержание работы

Введение 3
Анализ внешней среды международной фирмы 5
Заключение 12
Библиографический список 13

Файлы: 1 файл

Анализ внешней среды.docx

— 49.38 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт: ММО

Кафедра: Управление персоналом

 

 

 

 

Анализ внешней среды  международной фирмы

 

 

 

 

Выполнил: Кравцов Артем  Викторович

Управление персоналом, 5 курс, УПз 5108

Подпись _____________ Дата ________

Проверил:

Оценка:

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

Введение 3

Анализ внешней  среды международной фирмы 5

Заключение 12

Библиографический список 13

 

Введение

Глобальное усиление конкуренции, интернационализация экономики, научно-технический  прогресс и неизбежное изменение  характера труда, ставят перед современным  предприятием задачу своевременной, эффективной  и адаптивной реакции на изменения  внешней среды с использованием всего арсенала инструментов стратегического  менеджмента.

Фирма должна, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сама фирма генерирует изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Анализ бизнес-среды международных компаний осуществляется с позиций стратегических целей компании Его выводы используются как основа стратегической оценки для анализа и разработки возможных вариантов планов стратегии развития ее Основная цель оценки информации о бизнес-среде - выяснение факторов негативного и позитивного влияния на будущую деятельность фирмы. В процессе оценки фокус смещается от понимания сущности и составляющих среды как таковой к осознанию того, что это его состояние среды может означать для компании, представляет угрозы или создает новые возможности.

Внешняя среда организации  является источником, питающим организацию  ресурсами, необходимыми для поддержания  ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду большее внимание, чем когда-либо.

 

Анализ внешней  среды международной фирмы

Под внешней средой организации  понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие  оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Любая организация существует и функционирует в определенной внешней среде, которая формирует  культуру, структуры, создает благоприятные  и угрожающие условия. Все внешние  факторы делятся на две основные группы: прямого воздействия (ближняя  среда) и косвенного воздействия (дальняя  среда). Среда прямого воздействия  включает факторы, непосредственно  влияющие на организацию и сами испытывающие на себе прямое влияние организации. К ним относятся поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, законы государственного регулирования. Под  средой косвенного воздействия понимаются факторы, не оказывающие немедленного воздействия на организацию, но, тем  не менее, влияющие на нее: состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения. Изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других, то есть они являются взаимосвязанными.

Число факторов, на которые  организация обязана реагировать, а также уровень вариативности  каждого фактора определяет сложность  внешней среды. Скорость, с которой  происходят изменения в окружении  организации, называют подвижностью среды. Относительное количество информации, которой располагает организация  о среде, и неуверенность в  ее точности определяет неопределенность внешней среды. Взаимосвязанность, сложность, подвижность и неопределенность – это основные характеристики внешней среды.

Внешняя среда может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на деятельность организации. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого руководитель может  контролировать внешние факторы. Активную позитивную обстановку нужно умело использовать, а при появлении негативно влияющих факторов необходимо принимать меры по их компенсации.

Анализируя внешнюю среду  необходимо ответить на несколько важных вопросов.

Какие изменения во внешнем  окружении воздействуют на текущую  стратегию организации?

Какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии  организации?

Какие факторы предоставляют  большие возможности для достижения целей организации?

Организации вынуждены приспосабливаться  к своей среде, чтобы выжить и  сохранить эффективность.

Внешняя среда обладает определенной сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Внешняя среда также обладает подвижностью.

Подвижность среды – это  скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Именно анализ внешней  среды, основанный на многовариантных  расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретное условие внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл – производство – сбыт.

Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет  действовать и развиваться международный бизнес фирмы, — важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие, как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга. Столь же едины мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

- анализ экономической  внешней среды;

- анализ политической  внешней среды;

- анализ правовой внешней  среды;

- анализ культурной внешней  среды.

Иногда, в более специфических  случаях, отдельно рассматривают и  другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно-климатические  условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе, остаются основой.

Примеры факторов внешней среды

Факторы внешней среды

Примеры

Социальные

Демография, структура доходов  и расходов, базовые ценности, изменение  вкусов, мода и образцы для подражания, тенденции образа жизни, репутация  компании, мнения и отношение потребителей, представления СМИ, этнические/религиозные  факторы, изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы.

Технологические

Развитие производственных технологий, появление новых материалов, применение компьютерной техники для  проектирования новых товаров и  услуг, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, усовершенствование средств связи, влияние Интернета, развитие конкурентных технологий, финансирование исследований в отрасли, доступ к технологиям, лицензирование, патенты, проблемы интеллектуальной собственности, законодательство по технологиям.

Экономические

Экономическая ситуация и  тенденции, динамика ставки рефинансирования, обменные курсы валют, уровень инфляции (дефляции), инвестиционный климат в  отрасли, общие проблемы налогообложения, налогообложение, определенное для  продукта/услуги, сезонность, торговые циклы, основные внешние издержки, цены на энергоносители, сырье и комплектующие, уровень занятости населения в целом и в отрасли.

Экологические

Загрязнение окружающей среды, установление норм выбросов, истощение  сырьевых ресурсов, отношение общественности к экологическим проблемам.

Политические

Нормативные акты местных  органов власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования  экономики, отношение государства  и ведущих политиков к антимонопольному законодательству, кредитная политика местных властей, ограничения на получение ссуд и наем рабочей  силы, группы лоббирования/давления рынка, выборы на всех уровнях власти.

Рынок

Востребованность определенных видов продукции/услуг, доля рынка, занимаемая организацией, емкость рынка, защищенность рынка правительством, легкость проникновения на рынок.

Конкуренты

Появление новых конкурентов, упадок существующих конкурентов, будущие  цели конкурентов, текущая стратегия  конкурентов, сильные и слабые стороны  конкурентов.


Все авторы, исследующие  этот вопрос, предлагают свои модели анализа  указанных элементов. Как правило, — это перечни проблем или  вопросов, на которые следует обратить внимание, анализируя ту или иную составляющую. Они могут быть более укрупненными или существенно более детализированными, но в целом их структуры достаточно схожи. Но все они жестко ориентированы  на практику развитых рыночных экономик с их отличной информационной системой, значительными финансовыми возможностями, опытными в международном бизнесе  кадрами.

Экономический, политический и правовой анализ внешней среды  позволяет отследить и оценить, имеет ли смысл для фирмы работа в данном регионе, стране и даже в  тех или иных районах внутри страны. Когда же соответствующие выводы сделаны и согласованы со стратегическими  задачами фирмы, на первый план выступает  задача максимально эффективной  работы в выбранных будущих странах пребывания.

Эта задача включает две  базовые составляющие: с одной  стороны, необходим оптимальный  выбор соответствующих организационных форм и масштабов проникновения, причем работа с этой составляющей имеет явный динамический характер. Действительно, выбирая ту или иную форму и/или масштабы проникновения на данный страновый рынок, международный менеджер должен так пли иначе прогнозировать вероятные сценарии развития и соответственно возможности эффективной эволюции и самой начальной организационной формы, и тех масштабов дела, которые были приняты для начала.

Одним из важнейших факторов, оказывающих постоянное влияние  на формирование и развитие международного менеджмента, является международное  право.

Знания в этой области  необходимы при решении различных  практических вопросов внешнеэкономической  деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм.

По мере выполнения указанных  выше видов анализа у служб  фирмы, и в первую очередь —  у маркетинговой, появляется своего рода «внешнесредовой» фон, на котором можно более или менее обоснованно делать то, что мы называем стартовым маркетинговым анализом. Но вначале необходимы определенные пояснения его роли и места.

Смешанным этот анализ называется потому, что в нем (как это видно  из вопросов) действительно перемешаны экономические, маркетинговые, юридические  и технологические элементы. А  главная задача этого смешанного (или предварительного) анализа —  оценить шансы фирмы на самом  приближенном уровне и решить, стоит  ли заниматься дальнейшим анализом вообще. И если первый шаг дает положительный  ответ, то дальше проводится структурированный  подробный анализ внешней среды.

Имея данные этого анализа, можно проделать стартовый маркетинговый  анализ, то есть более или менее  укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.

Зная результаты анализа  внешней среды, менеджер принимает  обоснованные стратегические решения  о целесообразности выхода фирмы  на данный страновый рынок и путях становления бизнеса в этой стране, а в ряде случаев может достаточно обоснованно спрогнозировать и будущую стратегию его развития.

Получив достаточно обоснованные ответы на вопросы основных данных стартового маркетингового анализа, международный  менеджер принимает наиболее ответственное  решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов рисков) входить и закрепляться на данном страновом рынке. И если ответ на этот вопрос положителен, то международный менеджер переходит к наиболее трудоемкой (для него самого) и наиболее ответственной (с точки зрения фирмы в целом) части анализа внешней среды — культурному анализу.

Одна из составляющих проблем эффективной работы фирмы в стране пребывания — учет и эффективное использование культурного фона страны.

При культурном анализе внешней  среды должны изучаться такие  вопросы, как языковые барьеры, невербальное общение, восприятие, стереотипы, обстоятельства времени и места, этика, информационная система управление и этноцентризм.

Каждому из этих вопросов должно уделяться должное внимание.

Первым и естественным препятствием для эффективной коммуникации в международной фирме являются чисто языковые барьеры. Практика международного бизнеса выработала несколько основных рецептов решения этой проблемы, и  первым среди них следует признать общение на главном языке международных  коммуникаций — английском. Знание английского в объеме, достаточном  для серьезных деловых контактов, — абсолютное и непременное требование для любого международного менеджера  в современных условиях.

Своего рода дополнением  языковой проблемы служит проблема невербального  общения, то есть оценки и учета того, что может быть названо общением без слов (жесты, позы, формы приветствий, различного рода ритуалы и т.д.). Именно по знакомству международного менеджера с тонкостями невербального общения можно оценить глубину проникновения в тонкости национальной культуры.

На особом месте в ряду рассматриваемых проблем стоит  восприятие.

Учет нюансов восприятия через призму другой культуры —  необходимое качество профессионально  подготовленного международного менеджера, и здесь особую роль играет его  достаточное знакомство с теориями культуры, базирующееся на ценностных основаниях: в конце концов, восприятие существеннейшим образом зависит  от исповедуемых ценностей, а они-то и являются сердцевиной культуры.

Информация о работе Анализ внешней среды международной фирмы