Анализ внешней среды предприятия ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в следующем: дать анализ микро- и макроокружения ОАО «Завод Имени И.А. Лихачева» и влияния внешней среды на организацию работы предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………........... 3
1. Сущность и анализ внешней среды для организации……………….. 5
1.2 Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды……………………………………………………………………. 5
1.3 Анализ макроокружения………………………………………………. 9
1.4 Анализ микроокружения……………………………………………… 15
2. Анализ внешней среды ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»……… 25
2.1 Общие сведения об организации……………………………………… 25
2.3 Анализ макроокружении ОАО «Завода Имени И.А.Лихачева»……. 27
2.4 Анализ микроокружения ОАО «Завода Имени И.А.Лихачева»……. 30
Заключение…………………………………………………………….. 35
Список используемой литературы…………………………………… 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь  следует обращать внимание на следующие  характеристики их деятельности:

  • Стоимость поставляемого товара;
  • Гарантия качества поставляемого товара;
  • Временной график поставки товаров;
  • Пунктуальность, обязательность выполнения условий поставки товара.[7,c.67-68]

Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.[2,c.54]

 Конкурентная среда формируется  не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную  продукцию и реализующими ее  на одном и том же рынке.  Субъектами конкурентной среды  являются также и те фирмы,  которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции. Все это может характеризовать модель пяти сил конкуренции Портера (рис. 1.3.).

Рис. 1.3. Модель 5 сил конкуренции  Портера 


 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

Конкурентная ситуация постоянно  развивается, но всегда существует важная на данный период времени движущая сила конкуренции; важно выявлять слабые и сильные стороны конкурентов и на этой базе строить свою стратегию конкурентной борьбы. Пять сил определяют условия, в которых функционируют конкретные организации, состояние каждой из сил, а также их совместное воздействие определяет возможности отдельно взятой организации в конкурентной борьбе.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны  новым конкурентам и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновь пришедшими на их рынок. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных конкурентов. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большего объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, предпочтений и преданности покупателей, требуемого капитала, эффекта жизненного цикла продукции. Угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов зависит не только от барьеров для входа, но и от ожидаемой реакции организации на вновь входящих в данный момент в сегмент рынка. Однако любая из этих мер оказывает действие только тогда, когда она является реальным барьером. Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному конкуренту выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.[9,c.103-104]

Очень большой конкурентной силой  обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации  рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что если им был «разрушен» рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того, чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа. Препятствием на пути товаров-заменителей может встать проведение ценовой конкуренции, повышение качества при продаже и обслуживании товара, производство новых более привлекательных видов продукции, усиление рекламной деятельности.

Изучая состояние конкурентной среды организация должна контролировать не только структуру и динамику поведения  конкурентных сил, но и поведение  своих основных конкурентов. Подход к анализу конкурентов может быть следующим (рис. 1.4.).

 

Рис. 1.4. Модель анализа непосредственных конкурентов фирмы.


                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция является эффективным  методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без централизованного вмешательства в их деятельность. Каждая конкурентная организация стремится формировать свою рыночную стратегию, которая при ее реализации обеспечивает превосходство над конкурентами. Успешность такой стратегии должна зависеть от стратегий, принятыми конкурентами. Поэтому неизбежным является косвенное взаимодействие конкурентов, которое заключается в следующем: организация, вырабатывая свою стратегию обязательно ориентируется на конкретные действия конкурентов и пытается спрогнозировать их. Параметрами такого взаимодействия могут быть: цена, новые или улучшенные товары или же услуги, технические новшества, сервис, гарантии, экономия затрат. Соперничество между организациями полностью не исключает и сотрудничество между ними (разного рода альянсы).

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучить рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т. п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе. [2,c.55]

Нормальное функционирование любой  организации обеспечивается наличием инфраструктуры. Между тем инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Деловой мир состоит не только из тех, кто делает свой предпринимательский, потребительский, трудовой либо государственный бизнес. Взаимные отношения между предпринимателями, наемными работниками, потребителями обуславливаются огромным множеством промежуточных форм, устанавливающих эти отношения и тем самым помогающих названным субъектам реализовать свои деловые интересы. Поэтому также необходимо проводить анализ и этой компоненты микроокружения организации. Элементами инфраструктуры фирмы являются:

    • кредитная система и коммерческие банки;
    • организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах;
    • аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;
    • система регулирования занятости населения и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда);
    • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
    • налоговая система и налоговая инспекция;
    • система страхования коммерческого, хозяйственного риска и страховые (государственные и негосударственные) компании;
    • специальные рекламные и информационные агентства, и СМИ;
    • торговые палаты, другие общественные и добровольные государственно-общественные объединения деловых кругов;
    • таможенная система;
    • профессиональные союзы работающих по найму;
    • коммерческо-выставочные комплексы;
    • система высшего и среднего экономического образования;
    • консультационные (консалтинговые) компании;
    • аудиторские компании;
    • общественные и государственно-общественные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
    • специальные зоны свободного предпринимательства. [5,c.278]

Инфраструктура современного предприятия  – неотъемлемый компонент деловых  отношений. Благодаря наличию названных элементов инфраструктуры бизнес является цивилизованной формой отношений между людьми. Особенно важно то, что элементы инфраструктуры не были навязаны организациям извне, они являются порождением самих деловых отношений. Инфраструктура сформировалась в результате длительной эволюции деловых отношений. В настоящее время она выполняет ряд существенно важных функций:

    • организационное оформление деловых отношений между организациями;
    • облегчение фирмам реализации своих интересов;
    • специализация различных субъектов экономики, повышение оперативности и эффективности их работы на основе дифференциации заполняемых ими рыночных ниш;
    • облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики фирм.[7,c.189]

Все это говорит о важности данного элемента непосредственного окружения фирмы, поэтому при анализе внешней среды нельзя недооценивать, и тем более игнорировать эту компоненту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Анализ внешней среды ОАО «Завода Имени И.А. Лихачева»

2.1Общие сведенья об организации

         Открытое акционерное московское общество "Завод имени И.А. Лихачева" сокращенно АМО ЗИЛ образовался в 1916 году и считается ветераном отечественной автомобильной промышленности. В 1924 году был собран первый автомобиль. Наращивая выпуск автомобилей, коллектив упорно работал над выполнением генерального плана реконструкции и переоснащения производства на базе новейшей техники.  В 1931 году состоялся пуск реконструированного завода. В 1932 году был утвержден генеральный план второй реконструкции Московского Автомобильного завода. В 1935 году намечалось завершить первую очередь реконструкции, сдать в эксплуатацию важнейшие цехи, и подготовиться к выпуску легкового автомобиля "ЗИС-101". К концу 1936 года Московский автозавод стал одним из крупнейших в стране промышленных предприятий. В 1941 году основной продукцией оставались автомобили, но на ряду с ними ЗИС стал выпускать и другую продукцию, такую как снаряды, минометы, автоматы. Однако в 1942 году принимается решение о восстановлении автомобильного производства в Москве. Предстояло, не снижая производства оборонной продукции, наладить выпуск автомашин "ЗИС-5" и вездеходы "ЗИС-42".

        А 30 апреля 1950 года  заработал первый холодильник с маркой "ЗИС". В середине пятидесятых годов инженеры работали над созданием нового грузовика увеличенной грузоподъемности и улучшенного качества - "ЗИЛ-130".

       В 1971 году на базе Московского автомобильного завода имени И.А. Лихачева создано производственное объединение, в состав которого помимо головного, входило 16 специализированных заводов. Объединение выпускало грузовые автомобили "ЗИЛ-130", "ЗИЛ-131", "ЗИЛ-133", "ЗИЛ-157КД", легковые автомобили высшего класса "ЗИЛ-117" и "ЗИЛ-115", микроавтобусы "Юность", домашние холодильники и запчасти к ним, V-образные двигатели, рядные двигатели, автозапчасти более 2000 наименований, готовые изделия (свыше 200 000 автомобилей и 100 000 холодильников) и полуфабрикаты, специальное и нестандартное оборудование.

       В 1992 году на основании распоряжения № 411-р от 4 сентября 1992 г. Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом в соответствии с действующим законодательством по приватизации государственных предприятий и на основании распоряжения Правительства РФ от 01.06.92 г. № 983-р, решено преобразовать государственное предприятие "Московский автомобильный завод имени И.А. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ) в Акционерное московское общество открытого типа "Завод имени И.А. Лихачева" (АМО ЗИЛ); считать АМО ЗИЛ правопреемником прав и обязанностей производственного объединения ЗИЛ. В данный момент основная хозяйственная деятельность завода является выпуск грузовых автомобилей, автобусов, автоагрегатов и запасных частей к ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Анализ макроокружения ОАО «Завода имени И.А. Лихачева»

            Инфраструктура города.

            АМО ЗИЛ зарегистрировано в качестве налогоплательщика и осуществляет свою основную производственную деятельность в городе Москве.

             Предприятие, в связи с этим, имеет свои преимущества и недостатки.

Осуществляя свою деятельность в Москве, в городе с развитой транспортной и энергоснабжающей инфраструктурой, значительно снижается фактор риска потери связи завода с городом и ущерба от проявления стихийных сил природы.

            Продажа автомобилей ЗИЛ осуществляется на внутреннем рынке и на экспорт, в основном в страны СНГ. Рынок РФ, в данный момент, характеризуется как наибольший по объему и по ассортименту. Спецификой этого рынка является присутствие практически всех видов климатических зон. Помимо этого, географические особенности рынка РФ определяются большой протяженностью, значительным удалением населенных пунктов друг от друга и зачастую плохим качеством дорог.

           В силу сложившихся  жестких условий конкуренции, нестабильности уровня спроса и предложения, опережения темпов развития техники и технологии у АМО ЗИЛ более высокие цены на производимую продукцию по сравнению с основными конкурентами. Из-за сложной системы работы с рекламацией, не охвачены регионы по распределению продукции, а также рынок сбыта, сокращен в связи с уменьшения парка автомобилей.

          Финансовые факторы.

          АМО ЗИЛ является экспортером продукции собственного производства и получает валютную выручку. Но все же, основная доля продаж осуществляется на внутреннем рынке, и в этом заключается некоторое противоречие интересов предприятия. В частности, любому экспортеру выгоден низкий курс национальной валюты по двум причинам:

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия ОАО «Завода Имени И.А Лихачева»