Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 12:11, курсовая работа
Продовольственный рынок на любом уровне (федеральном, региональном, локальном) - важнейший структурный элемент воспроизводства рыночного хозяйства, как в аспекте жизнеобеспечения субъектов хозяйствования первичными общественно необходимыми и полезными ресурсами, так и в аспекте эффективного взаимодействия домашних хозяйств, предприятий и государства в сферах и отраслях экономики, связанных с продовольственным комплексом.
1 Конъюнктура рынка продовольственных товаров
1.1 Классификация продовольственных товаров
1.2 Сущность продовольственного рынка
1.3 Структура рынка продовольственных товаров
1.4 Конъюнктура российского рынка продовольственных товаров
2 Цены на рынке продовольственных товаров
2.1 Структура и динамика цен на продовольственную продукцию
2.2 Влияние экономического кризиса на продовольственный рынок
Заключение
Список использованных источников
По оценкам экспертов, в течение I полугодия 2008 года оборот розничной торговли увеличился во всех федеральных округах и практически во всех субъектах России. Наибольший прирост отмечен в Южном федеральном округе – 20%, второе и третье места по темпу роста занимают Приволжский и Уральский ФО – 18% и 17% соответственно.
Региональная структура
По данным ФСГС РФ, темп роста розничных продаж по продовольственным товарам был значительно ниже в 2007 г.: оборот непродовольственных товаров за 2007 год увеличился на 17,6%, тогда как продовольственных товаров - лишь на 12,3%.
В соответствии с общим
ростом российского потребительского
рынка растет и меняется в сторону
западных стандартов потребления структура
потребительской корзины
Современные форматы розничной торговли продовольственными товарами развиваются намного быстрее, чем продовольственная розница в целом: в 2007 г. рост составил 49.4%.
Удельный вес продажи продовольственных товаров на рынках в обороте розничной торговли представлен на рис. 1:
Рис. 1 – Удельный вес
продажи продовольственных
Как мы видим, удельный вес продаж продовольственной продукции на рынках неуклонно падает, а значит все большее значение приобретают удругие виды продаж, в том числе и розничные продовольственные сети, на которых мы остановимся подробнее.
Объем розничного рынка России ежегодно
растет не менее чем на 20%, что
в 2,5 раза превосходит темпы роста
рынка в Западной Европе. Порядка
85% объема сформировано торгующими организациями
и индивидуальными
Доля продовольственных
Наибольшая доля в обороте продовольственных товаров приходится на алкогольные напитки и пиво - около 19%, на втором месте - мясо и птица, на них приходится порядка 13%, третье место занимают сегменты колбасных, кондитерских и хлебобулочных изделий, общая доля которых составляет около 21%. На остальную продукцию приходится 47% всего оборота. Индексы физического объема продаж отдельных продовольственных товаров представлены в таблице 1:
Табл 1. Индексы физического объема продаж отдельных продовольственных товаров
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Мясо и птица |
87 |
89 |
106 |
113 |
112 |
108 |
115 |
107 |
110 |
113 |
Колбасные изделия |
99 |
95 |
104 |
107 |
113 |
107 |
110 |
108 |
109 |
114 |
Продукция рыбная пищевая товарная |
84 |
107 |
108 |
101 |
96 |
104 |
108 |
103 |
113 |
113 |
Животное масло |
75 |
80 |
105 |
109 |
106 |
100 |
105 |
101 |
103 |
107 |
Растительные масла |
115 |
103 |
114 |
107 |
102 |
131 |
111 |
113 |
107 |
110 |
Цельномолочная продукция |
65 |
81 |
105 |
100 |
106 |
102 |
104 |
107 |
111 |
112 |
Сыры жирные (включая брынзу) |
68 |
91 |
128 |
115 |
121 |
119 |
112 |
110 |
104 |
109 |
Яйца |
85 |
93 |
107 |
101 |
109 |
108 |
101 |
109 |
111 |
103 |
Сахар |
98 |
88 |
100 |
104 |
109 |
99 |
93 |
109 |
99 |
125 |
Кондитерские изделия |
75 |
96 |
107 |
113 |
109 |
107 |
104 |
108 |
105 |
115 |
Мука |
104 |
90 |
102 |
100 |
108 |
112 |
95 |
105 |
110 |
105 |
Крупа |
93 |
85 |
95 |
97 |
97 |
92 |
103 |
103 |
109 |
109 |
Макаронные изделия |
118 |
96 |
97 |
103 |
103 |
119 |
105 |
101 |
104 |
112 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
108 |
86 |
97 |
102 |
101 |
98 |
97 |
105 |
106 |
103 |
Картофель |
109 |
102 |
117 |
112 |
96 |
101 |
120 |
105 |
101 |
110 |
Овощи |
106 |
123 |
123 |
101 |
102 |
101 |
118 |
106 |
109 |
108 |
Плоды, ягоды, виноград |
112 |
113 |
121 |
106 |
109 |
107 |
111 |
113 |
111 |
113 |
Алкогольные напитки и пиво |
81 |
122 |
105 |
120 |
114 |
110 |
112 |
109 |
106 |
109 |
Рост оборота розничной торговли по итогам 2007 г. составил 10,5%, в 2008 году - 9, 5%, 2009 г. - 8, 5%. В данный период сохранится тенденции последних лет с опережающим ростом потребления непродовольственных товаров по сравнению с продовольственными товарами.
Согласно прогнозам, в
2009 г. объем российского розничного
рынка продовольственных
Последние годы доля розничной торговли продовольственными товарами стабильна и равняется примерно 45-46% от общего объема розничной торговли, достигнув по итогам 2006 г. $ 316 млрд.
По итогам 2006 г. крупнейшими розничными продовольственными сетями, действующими на территории России, являлись следующие компании: X 5 Retail Group ($3,55 млрд.), Metro C & C ($ 2,56 млрд.), Магнит ($ 2,51 млрд.), Ашан-Россия ($ 2,02 млрд.), Лента ($ 1,02 млрд.), компания Юнилэнд Холдинг ($ 1 млрд.), Копейка ($ 979 млн.), Седьмой Континент ($ 957 млн.) и др.
Таким образом, доля крупнейших розничных сетей России в общем объеме торговли продовольственными товарами меньше 6%. Это обстоятельство свидетельствует о значительном потенциале для их роста.
Следует отметить, что из-за обострения конкуренции (как между отечественными игроками, так и в связи с приходом западных ритейлеров), крупнейшие игроки рынка в значительной степени были вынуждены переориентироваться на иные стратегии развития, нежели экстенсивный путь, предполагающий простое открытие новых торговых точек.
По оценкам экспертов, наибольшим потенциалом роста обладают региональные розничные сети. Также перспективным является сегмент «жестких дискаунтеров». Этот рынок насыщен всего на 9%.
Основными местами приобретения
продуктов питания россиян явля
Основные виды продуктов питания население предпочитает приобретать в основном в магазинах. К ним, в первую очередь, относятся хлебные продукты (84%), молоко и молочные продукты (74%). Масло растительное и сахар покупают исключительно в магазинах 43 и 41% респондентов соответственно. Доля опрошенных, приобретающих яйца только в магазинах, незначительно превышает долю тех, кто предпочитает делать покупки на рынке (разница составляет лишь 3%).
Таблица 2 - Продукты питания, приобретаемые населением в магазинах или на рынке (%)
В магазине |
На рынке |
И в магазине, и на рынке | |
Хлебные продукты |
84 |
4 |
9 |
Картофель |
3 |
22 |
6 |
Овощи и бахчевые |
6 |
33 |
17 |
Фрукты и ягоды |
12 |
39 |
34 |
Мясо и мясопродукты |
13 |
35 |
34 |
Яйца |
29 |
26 |
24 |
Рыба и рыбопродукты |
26 |
32 |
40 |
Сахар |
41 |
32 |
25 |
Масло растительное |
43 |
26 |
31 |
Молоко и молочные продукты |
74 |
6 |
15 |
Лица пенсионного возраста значительно чаще остальных посещают рынок с целью приобретения продуктов, особенно мясных, рыбных и молочных.
Отказ определенной части населения от потребления мясной продукции можно было бы отнести на счет вегетарианства, если бы не очевидная корреляция с низким уровнем дохода. Треть респондентов с минимальным среднемесячным доходом вообще не покупают мясо, в то время как среди остальных категорий населения этот показатель не превышает 15%.
Когда сложное финансовое положение
перестает довлеть над
Устойчивый рост объема рынка продовольственных товаров обусловлен растущими доходами населения и низким уровнем потребления на душу населения по сравнению с рынками Европы и США. Реальные доходы населения России в 2008 г. выросли на 15% и более чем вдвое за семь лет, начиная с 2001 г. Но также этот подъем обусловлен ростом цен на продукты питания
На российском рынке продуктов питания присутствует более 25 000 предприятий. Несмотря на столь большое их количество, среди Тор-400 крупнейших предприятий России «пищевики» занимают меньше 10% - в рейтинге присутствуют лишь 33 таких компании. В тоже время, на рынке превалируют именно российские производители, занимающие 80% внутреннего продовольственного рынка. Правда, не во всех секторах: например, кондитерскую продукцию и пиво производят в основном иностранные компании.
Среди трех основных неблагоприятных факторов, препятствующих развитию рынка специалисты отмечают обострение конкуренции, давление розничных сетей и нестабильное законодательство, которое является главным препятствием для иностранных инвестиций. Иностранцы готовы вкладывать деньги в российский продуктовый рынок, и, прежде всего, в сферы производства мясной продукции, мороженого, снеков, и блюд быстрого приготовления.
В настоящий момент российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку наиболее крупных европейских рынков. По прогнозам на 2010 г., российский рынок станет самым крупным в Европе и одним из крупнейших в мире.
2 Цены на рынке
2.1 Структура и динамика
цен на продовольственную
В данной работе уже был отмечен рост различных сегментов продовольственного рынка. Но он обусловлен не только наличием рыночных ниш и потенциальных возможностей, то также и ростом цен. По данным Минэкономразвития, с начала 2008 г. цены, например, на продовольственные товары в России выросли в среднем на 13,7% против 7,5% в 2007 г. Отдельные продукты дорожали сильнее: по данным Росстата только за 9 месяцев 2007 г. цены на хлеб, сыры, овощи, сливочное и подсолнечное масло выросли больше чем на 15%. Производители объясняют рост цен подорожанием сырья - зерновых, масличных и молока. Таким образом, в 2007 г. внутренние цены на продовольствие росли примерно вровень с инфляцией. Рынок сдерживало увеличивающееся внутреннее производство (за 2006-2007 гг. производство свинины и мяса птицы выросло на 14%). А так как динамика внутренних цен на сельскохозяйственное сырье в России следует за мировой, то и 2008 календарный год не принес снижения внутрироссийских цен на продовольствие, т.к. мировые цены на агропродукцию в 2007 г. побили многолетние рекорды.