Анализ поведения потребителей на рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является исследование и анализ поведения потребителей на рынке товаров и услуг. Необходимо заметить, что поведение потребителей - область знаний, выходящая за рамки сугубо маркетинговой сферы деятельности. Она актуальна для каждого, кто стремиться прочно и успешно вписаться в рыночную стихию и преуспеть в ней, используя широкую гамму профессиональных методов управления потребительским поведением. Поведение потребителей - это деятельность, непосредственно вовлеченная в обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.

Содержание работы

Введение
1. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей
1.1 Демографический фактор
1.2 Культура
1.3 Социальное положение
1.4 Семья
1.5 Образ жизни
1.6 Референтная группа
2. Анализ домохозяйства и его влияние на поведение потребителя
3. Процесс принятия решения покупателем покупки
3.1 Осознание потребностей и информационный поиск
3.2 Оценка и выбор альтернатив
3.3 Внешние особенности личности на приятие решения о покупке
Внимание
Память
Эмоции
Мотивация
4. Послепокупочный анализ
5. Формирование приверженности покупателей к марке фирмы товара
Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Анализ поведения потребителей на рынке товаров и услуг.rtf

— 1.60 Мб (Скачать файл)

 

В таблице 2 приведены результаты ежедневных записей в период с 21 февраля по 19 марта. Данные подсчеты позволяют узнать общие расходы. За этот период они составили 5624 рубля. Следовательно, расходы соответствуют доходам, кроме того, мои накопления составили 476 рубля.

На выбор места покупки или услуги на потребителя влияют следующие факторы:

близкое расположение торговых точек к дому;

дешевизна;

ассортимент;

сервис и т.д.

Я не являюсь исключением и на мой выбор места покупки тоже влияли многие факторы. Ниже представлена диаграмма, где в процентном отношении показана частота посещения торговых точек.

 

Рисунок - 2 Частота посещения торговых точек

 

На диаграмме видно, что наибольший процент (20%) по посещаемости торговых точек приходится на магазин продовольственных товаров "Оазис", так как он расположен рядом с общежитием, где я проживаю. И поэтому определяющим фактором для покупки продуктов стало близкое расположение торговой точки к дому, не смотря на то, что цены на товары в этом магазине выше, чем, например, на рынках "Инва" и "Приморский".

13% составила потребность в услуге такси "Лидер". На этот выбор повлияло два фактора: недорогой проезд и надежный сервис.

По 11% распределилось на ТЦ "Пурсей" и ТЦ "Инва". Основной фактор, влияющий на мой выбор (одежда, косметика) - это широкий ассортимент.

На оставшуюся часть приходятся разовые посещения торговых точек, и как такового определяющего фактора нет.

В следующей таблице будут показаны суммарные ежедневные расходы.

 

Таблица 3

Суммарные ежедневные расходы

День месяца

Затраченная сумма, руб.

%

21 февраля

476

8

22 февраля

670

12

23 февраля

200

4

26 февраля

82

1

28 февраля

130

2

1 марта

165

3

2 марта

87

2

3 марта

211

4

4 марта

498

9

5 марта

162

3

6 марта

20

0

7 марта

200

4

8 марта

194

3

9 марта

76

1

10 марта

240

4

11 марта

1010

18

12 марта

58

1

13 марта

329

6

14 марта

203

4

17 марта

430

8

19 марта

182

3

Итого

5624

100


 

Рисунок -3 Ежедневные расходы

 

Из диаграммы видно, сколько денег затрачено в каждый день месяца. Наибольшее количество средств потрачено 11 марта - 1010 руб. (18%). Столь большие затраты связаны с тем, что в этот день была приобретена в кредит золотая цепочка в подарок маме на день рождения. Также большими затратами отличается 22 февраля, в этот день было потрачено 670 рублей (12%). Наименьшие количество денег было потрачено 6 марта в размере 20 рублей, что не составило ни одного процента от общей суммы.

Далее приведена таблица структура товаров и услуг и расходов по ним.

 

Таблица 4

Структура товаров и услуг

Структура расходов

Расходы, руб.

%

Одежда

880

16

Продукты

1012

18

Подарки

2455

43

Проезд на поезде, такси, электричке

551

10

Бытовая химия

167

3

Развлечения

350

6

Услуги связи

150

3

Непредвиденные расходы

53

1

Итого

5624

100


 

Рисунок - 4 Структура товаров и услуг

 

Из диаграммы видно, что наибольшая сумма в размере 2455 рублей была потрачена на подарки к праздникам. Сумма, затраченная на продукты, составила 1012 рублей. Наименьшие затраты, всего 53 рубля, пришлись на непредвиденные расходы.

В таблице 5 отображены виды услуг, которые были использованы в течении месяца.

 

Таблица 5

Виды услуг

Вид услуги

Количество

Стоимость за единицу, руб.

Сумма, руб.

 

%

Проезд на такси

Проезд на поезде

Экспресс-оплата БВК

Копировальные работы

Развлечения

4 р.

3 р.

1 к.

25 л.

2 р.

30

210

11

150

2

200

150

120

431

150

50

350

11

38

14

5

32

Итого

   

1101

100


 

Рисунок - 5 Виды услуг

 

Из таблицы и рисунка 5 видно, что на проезд на поезде была потрачена большая сумма денег - 431 рубль (38%). Услуга такси, хотя и использовалась наибольшее количество раз, привела к небольшим расходам в сумме 120 рублей (11%), из-за ее дешевизны. Наименьшие затраты составила услуга копировальных работ - 5% от всей суммы.

Ниже в таблице приведена классификация продовольственных продуктов, купленных за рассматриваемый период

 

Таблица 6.

Классификация продовольственных продуктов

Наименование

Расходы, руб.

%

Мясные

Рыбные

Мучные

Кондитерские изделия

Напитки

Молочные

Растительные

477

64

10

194

83

120

64

48

6

1

19

8

12

6

Итого

1012

100


 

Рисунок - 6 Классификация продовольственных продуктов

 

Из таблицы 6 и диаграммы видно, что наибольшие расходы (477 руб) пришлись на мясные изделия, так как это достаточно дорогой вид продукта. Затраты на молочные продукты составили 120 рублей. Наименьшее количество денег было потрачено на мучные изделия, так как они сравнительно недорогие и покупались в малых количествах.

 

Таблица 7

Средние физиологические нормы и фактическое потребление продуктов питания в сутки на 1-го человека, в гр.

 

Наименование

Физиологическая норма

Фактическое потребление

Отклонение

 

гр.

 

%

Хлеб и хлебопродукты

Картофель

Овощи

Фрукты

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбопродукты

Сахар и кондитерские изделия

Масло растительное

9. Молоко

10. Сыр

330-360

265-285

385-450

200-220

190-215

50-55

50-100

30-40

350

15

100

260

390

100

220

52

50

32

300

15

-245

15

110

18

 

50

71

5,5

52

8,9

14


 

Расчет фактического среднесуточного потребления продуктов питания на 1-го человека на примере хлебопродуктов и сахара.

Покупка одной буханки хлеба осуществляется примерно 1 раз в два дня. Из расчета, что вес одной буханки составляет 600 гр. и, что в комнате нас проживает три человека, можно подсчитать фактическое среднесуточное потребление хлеба на 1-го человека.Т. е.600гр. /2дн. =300гр. - фактическое среднесуточное потребление хлебопродуктов на троих. Следовательно, 300гр. /3ч. =100гр. - на 1-го человека.

23 февраля было куплено 5кг сахара. Одного килограмма нам хватает в среднем на 7 дней. Т.е. 1000гр. / 7дн. =143гр. - фактическое среднесуточное потребление сахара на троих человек. Из этого следует, что 143гр. /3ч. ≈50гр. - на 1-го человека.

На следующей диаграмме представлено сравнение среднесуточной физиологической нормы потребления продуктов питания и моей нормы.

 

Рисунок - 7. Сравнение среднефизиологической и моей нормы потребления продуктов питания в сутки.

 

На диаграмме видно, что моя среднесуточная норма потребления мало соответствует средней физиологической норме. Моя норма потребления хлеба и хлебопродуктов значительно ниже средней. Потребление картофеля близко к норме, а потребление сыра полностью соответствует норме. Но в то же время моя норма потребления мяса и мясопродуктов превышает среднесуточную норму.

Среднесуточное потребление тех или иных продуктов зависит от пристрастий отдельных людей, но норма отдельного человека должна колеблется в пределах средней физиологической нормы.

У каждого человека имеются свои неудовлетворенные потребности. Чаще всего они возникают из-за нехватки денежных средств. И то, что не удалось приобрести в прошлом периоде переносится на следующий. Я не исключение и поэтому у меня тоже остался ряд неудовлетворенных потребностей.

Ниже приведена таблица будущих расходов с учетом моих потребностей.

 

Таблица 9

Расходы будущих периодов

Наименование

Количество

Цена, руб.

Сумма, руб.

%

Джинсы

Кофточка

Колготки

Услуги парикмахера

Печать фотографий

Сумка

1 шт.

1 шт.

1 пар

1 р.

20 шт.

1 шт.

1200

900

250

400

4

500

1200

900

250

400

80

500

36

27

8

12

2

15

Итого

   

3330

100


 

Из таблицы видно, что мои неудовлетворенные потребности за февраль-март месяц составляют сумму 3330 рублей.Т. е. в следующем периоде эта сумма войдет в мои затраты.

 

Рисунок - 8. Расходы будущих периодов

 

Диаграмма показывает, что максимальные расходы (36% всех затрат) в будущем периоде придутся на приобретение джинсов. Минимальные (2%) - на печать фотографий. Также из диаграммы видно, что основные затраты придутся на приобретение одежды (71%), что в денежном выражении составит 2350 рублей. Это связано с тем, что с наступлением весны мне захотелось обновление гардероба.

Джинсы я буду покупать в ТЦ "Север" в отделе "Панда", т.к там стильные, модные вещи по доступным ценам. С местом покупки кофточки я еще не определилась. В поиске ее я посещу ряд магазинов и куплю понравившуюся вещь. Определяющим фактором покупки будет качество изделия. Для стрижки и покраски волос я посещу салон "Маргарита", расположенный в г. Тайшете. Так как я поеду домой, и мама выделит мне деньги на посещение салона. В связи с тем, что в отчетном периоде я не потратила все деньги, оставшаяся сумма составила 476 рублей, у меня появилась возможность купить себе сумку. Ее покупку я осуществлю в специализированном магазине "Елена", расположенный также в г. Тайшете.

Процесс принятия решения о покупке товаров длительного пользования (на примере цифрового фотоаппарата). В конце июня я планирую приобрести цифровой фотоаппарат. Так как летом я собираюсь посетить г. Санкт-Петербург, и эта покупка будет как нельзя кстати, чтобы запечатлеть все достопримечательности этого города.

С развитием НТП появляются новые возможности компьютеров, техники. И простым фотоаппаратам на смену приходят цифровые, которые имеют больше возможностей. Удобство в обращении, отличное качество и минимальные затраты - вот что привлекает меня в цифровых фотоаппаратах.

Скорее всего, я приобрету фотоаппарат, произведенный фирмой Samsung, так как эта фирма давно и надежно зарекомендовала себя на рынке. Меня устраивает качество и надежность продукции фирмы Samsung, а также дизайн и удобство в использовании. Стоимость цифровых фотоаппаратов составляет от 6000 рублей и выше. Я планирую приобрести фотоаппарат в пределах 10000 рублей. Фотоаппарат я собираюсь покупать в г. Тайшете. Так как я являюсь студенткой и не имею постоянного заработка, деньги на цифровой фотоаппарат мне даст мама.

 

Заключение

 

Наиболее важное заключение относительно результатов проделанной работы в моем курсовом проекте выглядит следующим образом: сложная действительность сегодняшней экономической жизни требует всестороннего знания и глубокого понимания теории маркетинга. Большое разнообразие определенных решений маркетинга, которые бизнесмены и производители товаров должны делать в ежедневной жизни, полагаясь не только на наш определенный накопленный опыт и навыки, но также и на наше изучение процесса и способность использовать определенную информацию маркетинга в каждом специфическом случае, будь это маленький бизнес одной семьи или большая корпорация. Без исследования и анализа поведения потребителей на рынке товаров и услуг фирме или бизнесмену будет сложно выжить в конкурирующей борьбе.

В курсовой работе я представила анализ домохозяйства, где я выступаю в качестве потребителя. Все расчеты были произведены в соответствии с моими доходами, потребностями и затратами. Анализ своего домохозяйства - первый шаг на пути изучения поведения потребителей и экономики в целом.

Информация о работе Анализ поведения потребителей на рынке товаров и услуг