Анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга, его предмета, объектов и субъектов, ознакомление с комплексом основных приемов, освещение целей и задач, функций и принципов, определение места маркетинга в деятельности коммерческого банка, перечисление особенностей маркетинга в банковской сфере, обусловленных, прежде всего, спецификой банковской продукции; проведение анализа маркетинговой деятельности на примере конкретного банка - «Банк ВТБ 24» (ЗАО), а именно: перечисление осуществляемых им банковских операций, видов предлагаемых продуктов и услуг, обозначение способов продвижения банковских продуктов в соответствии с применяемой маркетинговой стратегией в данном банке. Так же, считаем важным разъяснить проблемы совершенствования банковского маркетинга, первоначально сославшись на влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему в целом и на банковский маркетинг в отдельности, а затем постараемся озвучить перспективы развития банковского маркетинга в России.

Файлы: 1 файл

анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности.docx

— 70.94 Кб (Скачать файл)

7. запущен ряд опциональных страховых продуктов (защита кредита (расширенная), защита карты, защита покупок, защита бюджета).

ВТБ 24 совместно  с ОАО «Российский банк развития» принимает участие в государственной программе финансирования поддержки малых и средних предприятии и осуществляет кредитование субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов ОАО «Российский банк развития». Появилось новое направление бизнеса ВТБ 24 - лизинг для субъектов малого бизнеса.

Одной из ключевых задач для ВТБ 24 стало развитие бизнеса комиссионных продуктов, показавшее рост доходов. Значимым фактором роста  комиссионных доходов и в целом  одной из важнейших тенденции  розничного банковского рынка в отчетном периоде стал активный рост популярности технологии дистанционного обслуживания, прежде всего, на базе сети Интернет. Основное внимание уделялось развитию сервисов по приему коммунальных платежей и оплате образовательных услуг. Банк осуществляет платежи без взимания комиссии в адрес 480 организации, оказывающих платежей населению коммунальные, телекоммуникационные, образовательные, туристические и другие услуги.

В 2009 году Банк приступил  к активному продвижению продукта «Монеты из драгоценных металлов». Банк работает с российскими памятными и инвестиционными монетами.

Наряду с другими  услугами, ВТБ 24 предоставляет физическим и юридическим лицам услугу по аренде сейфовых ячеек для хранения важных документов и ценностей. Банк предлагает различные размеры ячеек, высота которых варьируется от 4,1 до 39,5 см. Арендовать ячейку можно на срок от 1 дня до 2 лет.

ВТБ 24 также оказывает  услуги состоятельным клиентам, продолжает реализацию сегментированного подхода  к работе с клиентской базой и  формирование адресных предложений  для банковских продуктов. Сегодня в этом сегменте Банк предлагает два продукта - пакет «Праим» и программу «Привилегия». «Праим» представляет собой комплексное предложение для VIP-клиентов, планирующих разместить в банке более 500 тысяч долларов США. Программа «Привилегия» предназначена для клиентов среднего класса и включает в себя набор услуг премиального уровня, высококачественный сервис и особые предложения партнеров банка.

ВТБ 24 является одним  из лидеров на рынке инвестиционного  обслуживания частных инвесторов, занимая  четвертое место в рейтинге крупнейших брокеров России (по данным РБК) и лидирующие позиции на рынке обслуживания клиентов на международном валютном рынке (Forex). Отвечая на вызовы финансового кризиса, ВТБ 24 внедрил ряд инвестиционных решений, позволивших расширить спектр предоставляемых клиентам инвестиционных услуг. Важнейшими из них являются предоставление клиентам доступа на рынок еврооблигации, а также предоставление возможности совершать операции с валютными парами USD/RUB и EUR/RUB на рынке FOREX.

 

2.3 Анализ финансовых результатов банка

Результирующим  показателем качественного менеджмента  банк является его рентабельность, которая отражает степень прибыльности и доходности деятельности банк.

Таблица 1. Счет прибылей и убытков банка

 

Наименование статьи

На 1.01.2012

На 1.01.2011

На 1.01.2012

Темп роста, %

в 2010 г.

в 2011 г.

1

Доходы по основной деятельности

279770

334779

432047

119,7

129,1

2

Расходы по основной деятельности

195668

152348

198362

77,9

130,2

3

Результат по основной деятельности (d1- r1)

84102

182431

233685

216,9

128,1

5

Прочие доходы

400362

13банк7

117758

34,1

86,2

6

Прочие расходы

470135

315707

282646

67,2

89,5

7

Валовые доходы (d1 + d2)

680132

471446

549805

69,3

116,6

8

Валовые расходы (rl + r2)

665803

468055

481008

70,3

102,8

9

Валовая прибыль (d3 – r3)

14329

3391

68797

23,7

2028,8


 

Наблюдается устойчивый рост доходов по основной деятельности: 119,7% за 2011 г. и 129,1% за 2011 год (см. табл. 1). Положительная тенденция 2010 года в виде сокращения основных расходов на 22% не получила своего развития в следующем году, что отразилось на темпах роста прибыли по основной деятельности, которая показывает насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы по пассивным операциям. Если за 2010 год она выросла в 2,2 раза, то в 2011 году ее рост составил 28%.

Банк  добивается успеха в сфере сокращения расходов по прочей деятельности: за два  года они снизились на 40%. Доходы после уменьшения на 22% за 2010 году, в последующий год увеличились на 30% и достигли своего первоначального уровня.

В целом, в 2010 году наблюдается как общее  снижение доходов, так и общее  снижение расходов, что говорит о  снижении эффективности использования  привлеченных ресурсов.

В 2011 году существенный рост доходов по основной деятельности, на фоне снижения бремени позволило банку добиться двадцатикратного увеличения прибыли за 2011 год, после ее сокращения в 2010 году в четыре раза.

Таблица 2. Динамика прочих доходов и расходов

Наименование статьи

На 1.01.2010

На 1.01.2011

На 1.01.2012

Темп роста, %

в 2010 г.

в 2011 г.

1. Прочие доходы

400362

13банк7

117758

34,1

86,2

1.1. Комиссионные вознаграждения

48713

65339

83503

134,1

127,8

1.2. Положительная курсовая разница  по купле-продаже валюты

24037

12040

14774

50,1

122,7

1.3. Доходы от небанковской деятельности

8004

19438

11970

242,9

61,6

1.4. Восстановленный резерв под  обесценение ценных бумаг

897

2357

5848

262,8

248,1

1.5. Доходы от операций с ценными  бумагами

258180

9399

3,6

1.6. Прочие

60531

28094

1663

46,4

5,9

2. Прочие расходы

470135

315707

282646

67,2

89,5

2.1. Резерв на возможные потери  по ссудам и ценным бумагам

288472

130268

892

45,2

0,7

2.2. Расходы на оплату труда

75764

80443

125941

106,2

156,6

2.3. Административно-хозяйственные  расходы

44404

53547

55153

120,6

103,0

2.4. Износ основных средств

2869

5073

12342

176,8

243,3

2.5. Прочие

58626

46376

88318

79,1

190,4


 

Рост прочих доходов в 2010 году произошел за счет увеличения комиссионных вознаграждений на 34%, доходов  от небанковской деятельности в 2,4 раза. Также на снижение прочих доходов  повлияло снижение в 2 раза положительной  курсовой разницы по купле-продаже  валют и прочих доходов. Увеличение прочих расходов в 2010 году произошло за счет роста административно-хозяйственных расходов на 20%, расходов на оплату труда на 6%, износа основных средств на 77% (см. табл. 2). На сокращение прочих расходов повлияло снижение резервов банк на 55% и прочих расходов на 21%. Таким образом, существенное снижение прибыли в 2010 году произошло в результате резкого снижения доходов по ценным бумагам и от валютных операций на фоне роста административно-хозяйственных расходов.

2.4 Анализ показателей рентабельности финансовой деятельности

Таблица 3. Анализ эффективности деятельности банка

Определение показателя

Оптимальное значение, %

Значение, %

На 1.01.2010

На 1.01.2011

На 1.01.2012

Рентабельность общего капитала = Прибыль / Активы

с8 : (А1+А6+ А10+А15)

1,0 - 4,0

0,5

0,1

1,4

Рентабельность дохода = Прибыль/ Доход

8,0 - 20,0

2,1

0,7

12,5

Доходность активов = Доход/ Активы

14,0 - 22,0

23,8

12,6

11,2

Рентабельность капитала = Прибыль / Капитал

15,0 - 40,0

9,4

0,8

18,5

Мультипликатор капитала

8-16 раз

5

4

8

Доходность работающих активов

k30 = Доход / Работающие активы

34,9

19,3

15,9

Рентабельность собственных  средств = Прибыль / Собственные средства-брутто

2,4

0,4

9,1

Рентабельность текущих  активов = Прибыль / Итог баланса — Актив.

0,6

0,1

1,8


 

В 2011 году рост прочих доходов обеспечили увеличение комиссионных вознаграждений на 28%, восстановление резерва под  обесценение ценных бумаг на 3,5 млн. руб. и рост положительной курсовой разницы на 23%. Все же это не компенсировало снижения доходов от небанковской деятельности и прочих доходов. Увеличение расходов на оплату труда на 57%, износа основных средств в 2,4 раза и административно-хозяйственных расходов на 3% обеспечили увеличение прочих расходов. Но расходы на возможные потери по ссудам снизились на 99%, что существенно повлияло на уменьшение расходов банк.

Рассмотрим  относительные показатели прибыльности банк, которые построены на основе широко известной формулы Дюпона.

Рентабельность  общего капитала характеризует деятельность банк с точки зрения эффективности управления по размещению активов, т. е. их возможности приносить доход. Снижение рентабельности общего капитала в 2010 году с 0,5 до 0,1% отражает повышение уровня иммобилизации активов и, следовательно, риск потери оперативного мобильного управления активами.

В 2011 году банк увеличил прибыль до оптимального уровня 1,4% от активов.

Рентабельность  дохода отражает способность менеджмента банк контролировать свои расходы, исключая объективный расходный фактор — рыночный уровень основной ставки. Снижение показателя в 2010 году свидетельствует о снижении степени покрытия расходов банк доходами. Рост показателя в 2011 году с 0,7 до 12,5% свидетельствует о гармонизации структуры ресурсной базы, т. е. уменьшении, насколько это возможно, доли дорогостоящих инструментов.

Коэффициент показывает, что активы и капитал банк в 2010 году также использовались крайне неэффективно, а в 2011 году этот существенно улучшился до оптимального уровня. Все же резкие скачки значений коэффициентов отрицательно сказываются на устойчивости банк.

Низкий  уровень мультипликатора капитала свидетельствует о том, что банк №8625 не использует мультипликативный эффект капитала в полной мере, что сказывается на результатах деятельности. Существенное увеличение этого показателя за 2011 год положительно сказалось на увеличении прибыли и устойчивости банк.

Финансовый коэффициент «отдачи» активов показывает, как функционирует банк с позиции прямой зависимости от «работающих» активов. В 2010 году резкое снижение показателя с 34,9 до 19,3% свидетельствуют о высоком риске портфеля и высокий уровень проблемных ссуд. Плавное снижение коэффициента в 2011 году свидетельствуют о сформированных пропорциях активного портфеля.

Эффективность использования собственных оборотных средств измеряется величиной прибыли, приходящейся на сумму стоимости средств. Резкое снижение соотношения в 2010 году с 2,4 до 0,4% — следствие образования излишних непроизводительных накоплений или влияние рыночной конъюнктуры. Рост  в 2011 году свидетельствует об увеличении мобильных собственных средств, вовлекаемых в оборот активных операций банк, повышая его устойчивость и оперативность принятия решений при наступлении каких-либо банковских рисков. При этом повышается его способность к быстрому реагированию на изменения рыночной ситуации.

Общая рентабельность капитала банк , участвующего в обороте его активных операций, оценивает эффективность оборота текущих активов КБ. Скачкообразные изменения в анализируемом периоде показывают зависимость от конъюнктуры рынка (рыночный риск) и возможность возникновения риска несбалансированной ликвидности, т. е. риска, возникающего в случае некритического подхода к ведению активно-пассивных операций банк.

Проведем  факторный анализ прибыли. Суммарная прибыль отражает общий финансовый результат коммерческой деятельности банк и в общем случае формируется под воздействием следующих факторов:

  • изменения размера фондов банк;
  • изменения маржи прибыли;
  • изменения уровня эффективности использования активов;
  • изменения уровня мультипликатора капитала.

Модель  факторного анализа прибыли применительно  к филиалу банк имеет вид:

Прибыль = Фонды банк × (Прибыль /Доход) × (Доход/Активы) ×

× (Активы /Фонды банк).

 

Таблица 4. Исходные данные для факторного анализа прибыли

Информация о работе Анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности