Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, курсовая работа
Целями курсовой работы является выявление понятия и сущности банковского маркетинга, его предмета, объектов и субъектов, ознакомление с комплексом основных приемов, освещение целей и задач, функций и принципов, определение места маркетинга в деятельности коммерческого банка, перечисление особенностей маркетинга в банковской сфере, обусловленных, прежде всего, спецификой банковской продукции; проведение анализа маркетинговой деятельности на примере конкретного банка - «Банк ВТБ 24» (ЗАО), а именно: перечисление осуществляемых им банковских операций, видов предлагаемых продуктов и услуг, обозначение способов продвижения банковских продуктов в соответствии с применяемой маркетинговой стратегией в данном банке. Так же, считаем важным разъяснить проблемы совершенствования банковского маркетинга, первоначально сославшись на влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему в целом и на банковский маркетинг в отдельности, а затем постараемся озвучить перспективы развития банковского маркетинга в России.
7. запущен ряд опциональных страховых продуктов (защита кредита (расширенная), защита карты, защита покупок, защита бюджета).
ВТБ 24 совместно с ОАО «Российский банк развития» принимает участие в государственной программе финансирования поддержки малых и средних предприятии и осуществляет кредитование субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет целевых ресурсов ОАО «Российский банк развития». Появилось новое направление бизнеса ВТБ 24 - лизинг для субъектов малого бизнеса.
Одной из ключевых задач для ВТБ 24 стало развитие бизнеса комиссионных продуктов, показавшее рост доходов. Значимым фактором роста комиссионных доходов и в целом одной из важнейших тенденции розничного банковского рынка в отчетном периоде стал активный рост популярности технологии дистанционного обслуживания, прежде всего, на базе сети Интернет. Основное внимание уделялось развитию сервисов по приему коммунальных платежей и оплате образовательных услуг. Банк осуществляет платежи без взимания комиссии в адрес 480 организации, оказывающих платежей населению коммунальные, телекоммуникационные, образовательные, туристические и другие услуги.
В 2009 году Банк приступил
к активному продвижению
Наряду с другими услугами, ВТБ 24 предоставляет физическим и юридическим лицам услугу по аренде сейфовых ячеек для хранения важных документов и ценностей. Банк предлагает различные размеры ячеек, высота которых варьируется от 4,1 до 39,5 см. Арендовать ячейку можно на срок от 1 дня до 2 лет.
ВТБ 24 также оказывает услуги состоятельным клиентам, продолжает реализацию сегментированного подхода к работе с клиентской базой и формирование адресных предложений для банковских продуктов. Сегодня в этом сегменте Банк предлагает два продукта - пакет «Праим» и программу «Привилегия». «Праим» представляет собой комплексное предложение для VIP-клиентов, планирующих разместить в банке более 500 тысяч долларов США. Программа «Привилегия» предназначена для клиентов среднего класса и включает в себя набор услуг премиального уровня, высококачественный сервис и особые предложения партнеров банка.
ВТБ 24 является одним из лидеров на рынке инвестиционного обслуживания частных инвесторов, занимая четвертое место в рейтинге крупнейших брокеров России (по данным РБК) и лидирующие позиции на рынке обслуживания клиентов на международном валютном рынке (Forex). Отвечая на вызовы финансового кризиса, ВТБ 24 внедрил ряд инвестиционных решений, позволивших расширить спектр предоставляемых клиентам инвестиционных услуг. Важнейшими из них являются предоставление клиентам доступа на рынок еврооблигации, а также предоставление возможности совершать операции с валютными парами USD/RUB и EUR/RUB на рынке FOREX.
2.3 Анализ финансовых результатов банка
Результирующим
показателем качественного
Таблица 1. Счет прибылей и убытков банка
Наименование статьи |
На 1.01.2012 |
На 1.01.2011 |
На 1.01.2012 |
Темп роста, % | ||
в 2010 г. |
в 2011 г. | |||||
1 |
Доходы по основной деятельности |
279770 |
334779 |
432047 |
119,7 |
129,1 |
2 |
Расходы по основной деятельности |
195668 |
152348 |
198362 |
77,9 |
130,2 |
3 |
Результат по основной деятельности (d1- r1) |
84102 |
182431 |
233685 |
216,9 |
128,1 |
5 |
Прочие доходы |
400362 |
13банк7 |
117758 |
34,1 |
86,2 |
6 |
Прочие расходы |
470135 |
315707 |
282646 |
67,2 |
89,5 |
7 |
Валовые доходы (d1 + d2) |
680132 |
471446 |
549805 |
69,3 |
116,6 |
8 |
Валовые расходы (rl + r2) |
665803 |
468055 |
481008 |
70,3 |
102,8 |
9 |
Валовая прибыль (d3 – r3) |
14329 |
3391 |
68797 |
23,7 |
2028,8 |
Наблюдается устойчивый рост доходов по основной деятельности: 119,7% за 2011 г. и 129,1% за 2011 год (см. табл. 1). Положительная тенденция 2010 года в виде сокращения основных расходов на 22% не получила своего развития в следующем году, что отразилось на темпах роста прибыли по основной деятельности, которая показывает насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы по пассивным операциям. Если за 2010 год она выросла в 2,2 раза, то в 2011 году ее рост составил 28%.
Банк добивается успеха в сфере сокращения расходов по прочей деятельности: за два года они снизились на 40%. Доходы после уменьшения на 22% за 2010 году, в последующий год увеличились на 30% и достигли своего первоначального уровня.
В целом, в 2010 году наблюдается как общее снижение доходов, так и общее снижение расходов, что говорит о снижении эффективности использования привлеченных ресурсов.
В 2011
году существенный рост доходов по
основной деятельности, на фоне снижения
бремени позволило банку
Таблица 2. Динамика прочих доходов и расходов
Наименование статьи |
На 1.01.2010 |
На 1.01.2011 |
На 1.01.2012 |
Темп роста, % | |
в 2010 г. |
в 2011 г. | ||||
1. Прочие доходы |
400362 |
13банк7 |
117758 |
34,1 |
86,2 |
1.1. Комиссионные вознаграждения |
48713 |
65339 |
83503 |
134,1 |
127,8 |
1.2. Положительная курсовая |
24037 |
12040 |
14774 |
50,1 |
122,7 |
1.3. Доходы от небанковской |
8004 |
19438 |
11970 |
242,9 |
61,6 |
1.4. Восстановленный резерв под обесценение ценных бумаг |
897 |
2357 |
5848 |
262,8 |
248,1 |
1.5. Доходы от операций с ценными бумагами |
258180 |
9399 |
— |
3,6 |
— |
1.6. Прочие |
60531 |
28094 |
1663 |
46,4 |
5,9 |
2. Прочие расходы |
470135 |
315707 |
282646 |
67,2 |
89,5 |
2.1. Резерв на возможные потери по ссудам и ценным бумагам |
288472 |
130268 |
892 |
45,2 |
0,7 |
2.2. Расходы на оплату труда |
75764 |
80443 |
125941 |
106,2 |
156,6 |
2.3. Административно-хозяйственные расходы |
44404 |
53547 |
55153 |
120,6 |
103,0 |
2.4. Износ основных средств |
2869 |
5073 |
12342 |
176,8 |
243,3 |
2.5. Прочие |
58626 |
46376 |
88318 |
79,1 |
190,4 |
Рост прочих доходов в 2010 году произошел за счет увеличения комиссионных вознаграждений на 34%, доходов от небанковской деятельности в 2,4 раза. Также на снижение прочих доходов повлияло снижение в 2 раза положительной курсовой разницы по купле-продаже валют и прочих доходов. Увеличение прочих расходов в 2010 году произошло за счет роста административно-хозяйственных расходов на 20%, расходов на оплату труда на 6%, износа основных средств на 77% (см. табл. 2). На сокращение прочих расходов повлияло снижение резервов банк на 55% и прочих расходов на 21%. Таким образом, существенное снижение прибыли в 2010 году произошло в результате резкого снижения доходов по ценным бумагам и от валютных операций на фоне роста административно-хозяйственных расходов.
Таблица 3. Анализ эффективности деятельности банка
Определение показателя |
Оптимальное значение, % |
Значение, % | ||
На 1.01.2010 |
На 1.01.2011 |
На 1.01.2012 | ||
Рентабельность общего капитала = Прибыль / Активы с8 : (А1+А6+ А10+А15) |
1,0 - 4,0 |
0,5 |
0,1 |
1,4 |
Рентабельность дохода = Прибыль/ Доход |
8,0 - 20,0 |
2,1 |
0,7 |
12,5 |
Доходность активов = Доход/ Активы |
14,0 - 22,0 |
23,8 |
12,6 |
11,2 |
Рентабельность капитала = Прибыль / Капитал |
15,0 - 40,0 |
9,4 |
0,8 |
18,5 |
Мультипликатор капитала |
8-16 раз |
5 |
4 |
8 |
Доходность работающих активов k30 = Доход / Работающие активы |
— |
34,9 |
19,3 |
15,9 |
Рентабельность собственных средств = Прибыль / Собственные средства-брутто |
— |
2,4 |
0,4 |
9,1 |
Рентабельность текущих активов = Прибыль / Итог баланса — Актив. |
— |
0,6 |
0,1 |
1,8 |
В 2011 году рост прочих доходов обеспечили увеличение комиссионных вознаграждений на 28%, восстановление резерва под обесценение ценных бумаг на 3,5 млн. руб. и рост положительной курсовой разницы на 23%. Все же это не компенсировало снижения доходов от небанковской деятельности и прочих доходов. Увеличение расходов на оплату труда на 57%, износа основных средств в 2,4 раза и административно-хозяйственных расходов на 3% обеспечили увеличение прочих расходов. Но расходы на возможные потери по ссудам снизились на 99%, что существенно повлияло на уменьшение расходов банк.
Рассмотрим относительные показатели прибыльности банк, которые построены на основе широко известной формулы Дюпона.
Рентабельность общего капитала характеризует деятельность банк с точки зрения эффективности управления по размещению активов, т. е. их возможности приносить доход. Снижение рентабельности общего капитала в 2010 году с 0,5 до 0,1% отражает повышение уровня иммобилизации активов и, следовательно, риск потери оперативного мобильного управления активами.
В 2011 году банк увеличил прибыль до оптимального уровня 1,4% от активов.
Рентабельность дохода отражает способность менеджмента банк контролировать свои расходы, исключая объективный расходный фактор — рыночный уровень основной ставки. Снижение показателя в 2010 году свидетельствует о снижении степени покрытия расходов банк доходами. Рост показателя в 2011 году с 0,7 до 12,5% свидетельствует о гармонизации структуры ресурсной базы, т. е. уменьшении, насколько это возможно, доли дорогостоящих инструментов.
Коэффициент показывает, что активы и капитал банк в 2010 году также использовались крайне неэффективно, а в 2011 году этот существенно улучшился до оптимального уровня. Все же резкие скачки значений коэффициентов отрицательно сказываются на устойчивости банк.
Низкий уровень мультипликатора капитала свидетельствует о том, что банк №8625 не использует мультипликативный эффект капитала в полной мере, что сказывается на результатах деятельности. Существенное увеличение этого показателя за 2011 год положительно сказалось на увеличении прибыли и устойчивости банк.
Финансовый коэффициент «отдачи» активов показывает, как функционирует банк с позиции прямой зависимости от «работающих» активов. В 2010 году резкое снижение показателя с 34,9 до 19,3% свидетельствуют о высоком риске портфеля и высокий уровень проблемных ссуд. Плавное снижение коэффициента в 2011 году свидетельствуют о сформированных пропорциях активного портфеля.
Эффективность использования собственных оборотных средств измеряется величиной прибыли, приходящейся на сумму стоимости средств. Резкое снижение соотношения в 2010 году с 2,4 до 0,4% — следствие образования излишних непроизводительных накоплений или влияние рыночной конъюнктуры. Рост в 2011 году свидетельствует об увеличении мобильных собственных средств, вовлекаемых в оборот активных операций банк, повышая его устойчивость и оперативность принятия решений при наступлении каких-либо банковских рисков. При этом повышается его способность к быстрому реагированию на изменения рыночной ситуации.
Общая рентабельность капитала банк , участвующего в обороте его активных операций, оценивает эффективность оборота текущих активов КБ. Скачкообразные изменения в анализируемом периоде показывают зависимость от конъюнктуры рынка (рыночный риск) и возможность возникновения риска несбалансированной ликвидности, т. е. риска, возникающего в случае некритического подхода к ведению активно-пассивных операций банк.
Проведем факторный анализ прибыли. Суммарная прибыль отражает общий финансовый результат коммерческой деятельности банк и в общем случае формируется под воздействием следующих факторов:
Модель факторного анализа прибыли применительно к филиалу банк имеет вид:
Прибыль = Фонды банк × (Прибыль /Доход) × (Доход/Активы) ×
× (Активы /Фонды банк).
Таблица 4. Исходные данные для факторного анализа прибыли
Информация о работе Анализ места и роли маркетинга в банковской деятельности