Анализ маркетинговой деятельности ООО «Альфа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности конкретного предприятия – общества с ограниченной ответственностью «Альфа», занимающегося производством и реализацией упаковочной и этикеточной продукции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические вопросы по исследуемой проблеме.
2. Провести анализ маркетинговой деятельности ООО «Альфа».
3. Определить недостатки маркетинговой деятельности ООО «Альфа» и внести предложения по её совершенствованию.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы
4
1.1
Понятие стратегии и тактики
4
1.2
Управление маркетингом на предприятии
5
2
Маркетинговые стратегии
14
2.1
Маркетинговые стратегии рыночной деятельности
14
2.2
Методология разработки маркетинговой стратегии
15
2.2.1
Маркетинговая стратегия и факторы ее формирования
15
2.2.2
Этапы разработки маркетинговой стратегии
17
3
Анализ маркетинговой деятельности ООО «Альфа»
19
3.1
Общая характеристика предприятия
19
3.2
Анализ стратегических целей ООО «Альфа»
20
3.3
Анализ тактических средств ООО «Альфа»
24

Заключение
32

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

маркетинг курс..doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие отлаженного  механизма анализа рынка и  внедрения новой продукции привело  к тому, что предприятие «Альфа» теряет свои позиции на рынке, о чём свидетельствуют проведённые исследования.

Другим направлением анализа тактических средств предприятия является оценка финансового состояния фирмы и её финансовых результатов. Здесь оцениваются документы бухгалтерской отчётности и рассчитываются различные характеризующие коэффициенты (в т.ч. рентабельность). Анализу в основном подвергаются показатели формы 1 (бухгалтерский баланс предприятия) и формы 2 (отчёт о прибылях и убытках), на основании которых рассчитываются показатели рентабельности, показатели деловой активности и финансовой устойчивости фирмы.

К основным показателям рентабельности относятся:

  1. Рентабельность активов;
  2. Рентабельность реализованной продукции.

К показателям деловой активности относится коэффициент оборачиваемости  капитала.

К показателям финансовой устойчивости фирмы относятся:

1. Коэффициент автономии;

2. Коэффициент финансовой  устойчивости;

3. Коэффициент общей  ликвидности.

Необходимо определить указанные выше показатели, используя  данные бухгалтерской отчетности ООО «Альфа» (приложение 1). Результаты расчётов занесены в таблицу (таб. 4.).

Рентабельность активов характеризует эффективность вложения капитала в основные производственные фонды. Рентабельность активов показывает, какую прибыль приносит каждый вложенный в основные производственные фонды рубль.

Рентабельность реализованной  продукции характеризует прибыльность текущих затрат, то есть, она показывает, какую прибыль приносит каждый рубль вложенный в производство и реализацию продукции.

Коэффициент оборачиваемости характеризует, сколько раз за отчётный период вложенный капитал проходит цикл от его вложения до его возвращения. Например, вложив в производство 100 000 рублей, предприятие через месяц производит и реализует продукцию на 200 000 рублей, значит, за месяц, вложенный капитал оборачивается два раза.

Рентабельность реализованной  продукции характеризует прибыльность текущих затрат, то есть, она показывает, какую прибыль приносит каждый рубль вложенный в производство и реализацию продукции.

 

Таблица 4.

 

Оценка финансового  состояния ООО «Альфа» на 01.01.2010 г.

 

п/п

Наименование показателя

Обозначение

Формула для вычисления (источник)

Значение показателя

Единица измерения

1

2

3

4

5

6

 

Балансовая прибыль предприятия

Пб

Приложение 1

(форма № 2 баланса)

25749,56

тыс. руб.

 

Стоимость основных средств на начало года

Ф1

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

93527

тыс. руб.

 

Стоимость основных средств на конец  года

Ф0

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

82415

тыс. руб.

 

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Ф

10)/2

87971

тыс. руб.

1.

Рентабельность активов

Р0

б/Ф)*100

29,3

%

 

Прибыль от реализации продукции

Прп

Приложение 1

(форма № 2 баланса)

39104

тыс. руб.

 

Себестоимость реализованной продукции

С

Приложение 1

(форма № 2 баланса)

97500

тыс. руб.

 

Рентабельность реализованной  продукции

Ррп

рп/С)*100

40,1

%

 

Объём реализации продукции за год

В

Приложение 1

(форма № 2 баланса)

137475

тыс. руб.

 

Вложенный в производство

капитал

К

Внутренняя отчетность

124380

тыс. руб.

 

Коэффициент оборачиваемости

Ок

В/К

1,1

ед.

 

Собственные средства предприятия

Сс

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

11476

тыс. руб.

 

Сумма всех средств источников финансовых ресурсов

Sс

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

98014

тыс. руб.

 

Коэффициент автономии 

Ка

Сс/Sс

0,12

ед

 

Кредиторская задолженность

Кз

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

86538

тыс. руб.

 

Коэффициент финансовой устойчивости

Куст

Кзс

7,5

ед

 

Ценные бумаги, запасы ТМЦ и др. ликвиды

Дса

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

1217

тыс. руб.

 

Краткосрочная кредиторская задолженность

Ккз

Приложение 1

(форма № 1 баланса)

3782

тыс. руб.

 

Коэффициент общей ликвидности

Кл

Дсакз

0,3

ед


 

Итак, можно сделать  общий вывод о том, что финансовое положение ООО «Альфа» характеризуется высокой рентабельностью, что связано с положительной конъюнктурой рынка упаковочной и этикеточной продукции, и низкой финансовой устойчивостью, которая обусловлена наличием значительных финансовых обязательств перед кредиторами. Но в принципе, учитывая высокую рентабельность, предприятие способно нести обязательства перед кредиторами.

Следующим направлением анализа тактических средств предприятия среды является анализ маркетинговой деятельности фирмы. Можно сделать вывод о том, что номенклатура и ассортимент продукции ООО «Альфа» не совсем соответствует ситуации, сложившейся на рынке упаковочной и этикеточной продукции.

Недостатком маркетинговой деятельности предприятия «Альфа» является отсутствие целенаправленной работы по постоянному исследованию рынка упаковочной и этикеточной продукции, что приводит к неправильному балансу ассортимента. Конечно, маркетинговые  исследования проводятся, но они носят стихийный, не периодический характер. Что касается рекламных мероприятий, то специфика отрасли диктует в качестве основной рекламы – проведение специализированных выставок и участие в них. Фирма «Альфа» практически ежегодно участвует в подобных выставках. Кроме этого, предприятием осуществляется реклама в специализированных изданиях, а также в региональных рекламных изданиях. И конечно же, важное место при анализе тактических средств занимает анализ системы управления персоналом. Анализ системы управления персоналом осуществляется по следующим направлениям:

  1. качество кадров (уровень образования, стаж работы по специальности, квалификация и т.д.);
  2. применяемые программы обучения персонала;
  3. система повышения квалификации;
  4. система вознаграждения (мотивации) персонала. [3,24]

Анализ качества кадров представлен в таблице 5. Квалификация, как оценочный критерий опускается, так как на предприятии не осуществляется оценка персонала по данному критерию.

 

Таблица 5.

Анализ качества кадров ООО «Альба Плюс»

 

Уровень образования

Стаж работы

Среднее

Средне-специальное

Высшее

до 5 лет

от 5 до 10 лет

свыше 10 лет

Количество работников/из них обучаются  в вузах (чел)

5/2

15/7

10

20

7

3

Структура (% от общего числа работников)

16,7/6,7

50/23,3

33,3

66,7

23,3

10


 

Как видно в таблице (таб. 5), большинство персонала имеет стаж работы до 5 лет и средне-специальное образование. Если обучающиеся в настоящее время работники закончат вузы, то численность персонала, имеющих высшее образование, составит 19 человек (большая половина), что несомненно скажется на качестве персонала. Кроме этого, спустя время, необходимое для окончания вузов, окончившие их перейдут в категорию стажа работы от 5 до 10 лет. 

Но здесь необходимо отметить, что если работники, закончившие вузы примут решение устроиться на новую, более оплачиваемую работу, то предприятию придётся вновь набирать специалистов с низким стажем работы или с его отсутствием. Такая практика существует на предприятиях, на которых не требуется высокой квалификации основной категории работников и для этой категории устанавливается низкая заработная плата. Здесь для оценки необходимо учесть проведённый далее анализ мотивации персонала, чтобы определить, имеются ли предпосылки к оттоку персонала после повышения его уровня.

Самые выгодные вложения – это вложения в образование. Именно поэтому важным при анализе  системы управления персоналом является оценка применяемых на предприятии  программ обучения персонала. Здесь  необходимо отметить, что в ООО «Альфа» данное направление деятельности практически не ведётся. Конечно, как отмечалось выше, некоторые работники, не имеющие высшего образования обучаются в вузах, но это обучение, как правило носит личностный характер и эффективность такого обучения для самого предприятия очень низкая. То есть, обучение в вузах не учитывает специфики работы предприятия и не направлено на неё. Работник получает общие представления по изучаемым им предметам без углублённого изучения в соответствии с определённым видом деятельности предприятия.

Но тем не менее, на предприятии существуют некоторые  традиции в плане обучения персонала  с учётом специфики деятельности.

На предприятии «Альфа» также существует определённая система повышения квалификации. То есть, работники, проработавшие определённое время на фирме, направляются на курсы повышения квалификации за счёт самого предприятия с учетом специфики их работы. Но как правило, на подобные курсы направляется только руководящий состав (генеральный директор, начальники отделов, главный редактор и т.п.). Как считает руководство фирмы, вложение денег в повышение квалификации рядовых сотрудников не эффективно из-за высокой текучести неквалифицированных кадров. Обучив руководителей групп и отделов, руководство фирмы создаёт определённый «костяк» на предприятии, который обучает остальных работников (подчинённых) уже в процессе работы, давая указания и рекомендации по выполнению той или иной задачи.

И наконец, при анализе  системы управления персоналом, необходимо дать оценку существующей системе мотивации персонала ООО «Альфа». Мотивация означает побуждение работников к добросовестному и инициативному труду, в целях реализации организационных целей. Мотивация достигается, прежде всего, благодаря обеспечению совпадения целей предприятия и личных целей работников.

В качестве мотивационных стимулов принято рассматривать следующие  стимулы:

    1. уровень зарплаты;
    2. степень признания;
    3. чувство необходимости выполняемой работы для общества;
    4. зависимость оплаты труда от его результатов;
    5. творческий подход в работе;
    6. степень ответственности;
    7. работа, которая способствует развитию способностей человека;
    8. степень самостоятельности в работе;
    9. сложность работы;
    10. степень интереса к работе.

На первый взгляд, система оплаты труда в ООО «Альфа» учитывает и стаж работы, и уровень образования и другие необходимые факторы. Трудовая политика в ООО «Альфа» направлена в основном на высококвалифицированный персонал. И именно поэтому высокие должностные оклады устанавливаются исключительно для данной категории работников. Для остальных работников оклады устанавливаются на среднем уровне.

Такой подход к системе оплаты труда  ведёт к тому, что среди молодых  сотрудников фирмы наблюдается  высокая текучесть кадров. Молодые  работники, получив определённые навыки, стремятся найти себе новую, более  высокооплачиваемую работу. В принципе, пока предприятие не имеет существенных проблем из-за этой текучести. Но в тоже время, в перспективе может сложиться такая ситуация, когда заменить выбывшего высококвалифицированного работника будет не кем, а его поиск на стороне приведёт к определённым финансовым потерям и сбоям в работе фирмы.

Также следует отметить практическое отсутствие на предприятии системы  премирования. Нет, конечно, премии выплачиваются  работникам, но эти премии носят  разовый характер (например, к дню 8 марта, к Новому Году и т.д.) и никак не связаны с выполняемой сотрудниками работы. Система премирования должна иметь прямую связь с конкретными вложениями в работу. То есть, чем лучше и эффективнее работник работает, тем выше должна устанавливаться премия, что непременно создаёт дополнительный стимул к труду.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Маркетинг – это философия управления производством, приносящая пользу не только предприятию (повышение прибыли), но и всему обществу, посредством разрешения проблем потребителей через качественное удовлетворение их запросов. Главная цель маркетинга – повышение эффективности сбытовой деятельности путём воздействия на процессы, происходящие на рынке.

В практической части  курсовой работы были проведены исследования маркетинговой деятельности конкретного предприятия – ООО «Альфа», занимающегося производством и реализацией упаковочной и этикеточной продукции. Исследуемое предприятие осуществляет свою деятельность на быстрорастущем в РФ рынке с ежегодными темпами прироста от 15 до 17%. С одной стороны, это создаёт определённые перспективы для развития предприятия, но с другой стороны - вызывает высокую конкуренцию в данной отрасли.

По результатам анализа  можно сделать вывод о том, что положение ООО «Альфа»  нельзя назвать стабильным в отрасли. Дело в том, что выпускаемая предприятием продукция по многим параметрам не соответствует по своей структуре существующему на рынке спросу. Кроме этого, основными потребителями ООО «Альфа» являются компании, производящие бытовую химию, фармацевтическую и парфюмерную продукцию, когда основными потребителями упаковочной и этикеточной продукции в РФ являются предприятия-производители продуктов питания и напитков.

В качестве других выявленных недостатков можно отметить слабую восприимчивость ООО «Альфа» к результатам НИОКР. На предприятии отсутствует целенаправленная работа по поиску и созданию нового продукта, отвечающего последним требованиям потребителей. Высокая привлекательность рынка для потенциальных конкурентов, может привести к тому, что на рынке упаковки и этикетки появится сильная компания, у которой восприимчивость к результатам НИОКР будет выше, что, несомненно, приведёт к вытеснению ООО «Альфа» с занятого рынка.

Другими немаловажными  недостатками в организации маркетинговой  деятельности на исследуемом предприятии являются практическое отсутствие системы обучения и повышения квалификации, а также слабая система мотивации основной части персонала.

Таким образом, выявленные в ходе анализа маркетинговой  деятельности недостатки свидетельствуют  о назревании существенных проблем, которые уже в ближайшее время могут активно проявиться. Требования, предъявляемые развивающимся рынком, заставляют российские фирмы всё чаще и чаще обращаться к научным методам организации производства, среди которых огромная роль отводится правильной организации маркетинговой деятельности на предприятии по всем направлениям.

Для выхода из сложившейся ситуации предлагается следующее:

  1. Необходимо корректировать стратегические цели предприятия.  Разработать и активно использовать в работе миссию-предназначение и миссию-ориентацию (разработаны во второй части дипломной работы);
  2. Совершенствование стратегического планирования путём учёта мер, направленных на частичную переориентацию производства и на разработку новых продуктов;
  3. Переход на процессное управление производством. Включение механизма использования результатов НИОКР при разработке новых товаров и их внедрении в производство. Создание на предприятии отдела маркетинга, который и будет заниматься руководством бизнес-процессов;
  4. Совершенствование системы обучения и повышения квалификации персонала ООО «Альфа»;
  5. Совершенствование системы мотивации персонала.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ООО «Альфа»