Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:57, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка на примере ОАО «Скб-Банк» и разработка предложений по совершенствованию применения маркетинга в банке.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
‐ рассмотреть применение маркетинга в банковской сфере;
‐ рассмотреть деятельность ОАО «Скб-Банк» на рынке кредитования населения;

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические аспекты маркетинга в банковской сфере. 8
1.1. Общие теоретические положения по маркетингу. 8
1.2. Теоретические положения по банковскому маркетингу. 18
2. Анализ деятельности коммерческого банка. 30
2.1. Характеристика отрасли. 30
2.2 Основные показатели финансовой и хозяйственной деятельности банка. 45
2.3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Скб-Банк». 58
2.4. Предложения по совершенствованию системы маркетинга в банковской сфере. 62
Заключение 69
Библиографический список 71

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 146.09 Кб (Скачать файл)

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая  самостоятельность, подразумевающая  и экономическую ответственность  банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность  предполагает:

-свободу распоряжения  собственными средствами банка  и привлеченными ресурсами;

-свободный выбор клиентов  и вкладчиков;

-свободное распоряжение  доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль  банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением Общего собрания акционеров. Оно устанавливает  нормы и размеры отчислений в  различные фонды банка, а также  размеры дивидендов по акциям [6].

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которое может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя. Третий принцип  заключается в том, что взаимоотношения  коммерческого банка со своими клиентами  строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска, ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается  в том, что государство может  осуществлять регулирование его  деятельности только косвенными экономическими методами, а не прямыми приказами, т.е. без вмешательства в оперативную  деятельность.

Основные банковские услуги:

  • валютный обмен;
  • учет коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям;
  • посредничество в кредите. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе, аккумулируя свободные денежные средства и превращая их в мощный инвестиционный ресурс;
  • сберегательные вклады. Этим банк выполняет важную функцию - стимулирует посредничество в кредит, которое он осуществляет путем перераспределения денежных фондов юридических лиц и денежных доходов физических лиц;
  • хранение ценностей;
  • расчетно-кассовое обслуживание. Банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям клиента, а также осуществляет инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты;
  • финансовое консультирование;
  • лизинг оборудования. Банк может предложить своему клиенту приобрести оборудование с помощью лизингового соглашения, по которому банк покупает оборудование и сдает его в аренду клиенту. В соответствии с заключенным договором клиент должен вносить лизинговые платежи, которые, в конечном счете, полностью покрывают стоимость купленного банком и сданного в аренду оборудования;
  • операции с ценными бумагами. В связи с формированием рынка ценных бумаг получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами;
  • трастовые (доверительные) услуги. Банк может управлять финансовыми делами и собственностью фирм и частных лиц за определенную плату. Функция управления собственностью известна под названием операции доверительного управления, или трастовой услуги.

Пассивные операции - это  совокупность операций, обеспечивающих формирование ресурсов коммерческого  банка. Ресурсы коммерческого банка  могут быть сформированы за счет собственных  и привлеченных средств [8, c. 85].

К собственным ресурсам коммерческого  банка относятся: уставный капитал; фонды: резервный и специальные; обязательные резервы для покрытия возможных потерь по ссудам и от операций с ценными бумагами; нераспределенная прибыль.

Уставный капитал банка  формируется за счет собственных  средств участников и служит обеспечением его ликвидности. Размер минимального уставно капитала и порядок его  исчисления определяется Центральным  банком РФ.

Резервный фонд формируется  за счет отчислений от прибыли и  служит для покрытия убытков, возникающих  при основной деятельности банка. Минимальная  величина этого фонда - до 15% от величины уставного капитала.

Коммерческие банки могут  формировать специальные фонды: экономического стимулирования, износа основных фондов, производственного  назначения.

Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается в себестоимость  оказываемых банковских услуг. В  отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли. Стразовые резервы создаются  под возможные обесценение вложений в ценные бумаги и потери по выданным кредитам.

Нераспределенная прибыль - это часть прибыли, остающаяся после  платежей в бюджет, отчислений в  резервный капитал, специальные фонды и выплаты дивидендов [9, c.42].

Собственные ресурсы банка  имеют огромное значение в поддержании  его устойчивости и ликвидности. Немаловажную роль играют и привлеченные средства. Мобилизуя временно свободные  средства юридических и физических лиц на рынке финансовых ресурсов, коммерческие банки удовлетворяют  потребности экономики в дополнительных оборотных и инвестиционных средствах. Привлеченные средства формируются  посредством следующих банковских операций:

1. привлечение кредитов  и займов, полученных от других  юридических лиц;

2. депозитные операции. Депозитные  операции - это операции банков  по привлечению денежных средств  юридических и физических лиц  во вклады на определенный  срок либо до востребования [4].

Активные операции - операции по размещению собственных и привлеченных средств банка для получения  прибыли. От качественного осуществления  активных операций банка зависят  ликвидность, доходность, а следовательно, финансовая надежность и устойчивость банка в целом. Активные операции банка в зависимости от их экономического содержания делятся на: кредитные (ссудные), инвестиционные, гарантийные, операции с ценными бумагами [11, c. 156].

Основу активных операций составляют кредитные операции. Они  являются наиболее рискованными и вследствие этого наиболее доходными. При выдаче кредита банк требует от потенциального заемщика комплект документов, характеризующих материальную обеспеченность кредита и юридическую правомочность заемщика:

1. Учредительные документы.

2. Бизнес - план, на основе  которого определяются возможность  возврата ссуды и срок окупаемости  затрат.

3. Контракт или его  копия, фиксирующие цель получения  кредита.

4. Бухгалтерский баланс  и некоторые приложения к нему.

5. Кредитные договоры  с другими банками.

6. Договор залога или  поручительства.

7. Срочное обязательство  - поручение на возврат ссуды  согласно срокам, установленным  в кредитном договоре.

8. Заявление на получение  ссуды с указанием суммы, срока  и цели кредита. 

Кредиты, предоставляемые  банком, могут быть классифицированы по различным признакам:

1. По типам заемщиков  - ссуды предприятиям, органам власти, населению, банкам.

2. По срокам пользования  - краткосрочные, среднесрочные,  долгосрочные.

3. По сфере функционирования  заемщика - ссуды предприятиям сферы  производства и ссуды предприятиям  сферы обращения.

4. По отраслям принадлежности  заемщика - ссуды в промышленность, транспорт, строительство, сельское  хозяйство, торговлю.

5. По характеру обеспечения  - залоговые, гарантированные, застрахованные, необеспеченные (бланковые).

6. По методам погашения  - погашаемые единовременно и  частями.

Инвестиционные операции банка - операции по инвестированию банком своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в  целях совместной хозяйственно- финансовой и коммерческой деятельности, а также  размещения в виде срочных вкладов  в других кредитных организациях.

Гарантийные операции - операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при наступлении определенных условий.

Комиссионные операции -это  такие операции, которые банк выполняет  по поручению своих клиентов и  взимает с них плату в виде комиссионных. К числу комиссионных операций относятся:

1) Расчетно-кассовые операции, которые связаны с ведением  счетов в рублях и иностранной  валюте, осуществлением расчетов  и платежей клиента, а также  получением и зачислением перечисленных  ему средств на счет в безналичной  форме, с выдачей наличных денег  со счета, внесением их на  счет, хранением и перевозкой. Они  оформляются соответствующим договором  о кассовом обслуживании.

2) Трастовые операции, которые  могут быть представлены следующими  услугами:

  • передача в доверительное управление отдельных ценных бумаг и их портфелей;
  • платежные функции, связанные с обслуживанием ценных бумаг;
  • управление активами пенсионных и инвестиционных фондов и др.

3) Операции с иностранной  валютой, которые помимо традиционных  операций купли- продажи иностранной  валюты включают оплату и выставление  денежных аккредитивов, покупку  и оплату дорожных чеков иностранных  банков, выпуск и обслуживание  пластиковых карт, осуществление  международных расчетов.

4) Информационные услуги, когда банки за определенную  плату предоставляют клиентам  информацию как коммерческого,  так и некоммерческого характера [10, c. 138].

Открытое акционерное  общество «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу», именуемое в дальнейшем Банк, является кредитной организацией, зарегистрированной Центральным банком Российской Федерации 20 апреля 1992 года, регистрационный номер 705, созданной по решению общего собрания учредителей в организационно-правовой форме акционерного общества открытого  типа (протокол № 1 от 5 ноября 1991 года) путем преобразования Свердловского  коммерческого банка «СКБ-банк», зарегистрированного Центральным банком РСФСР 2 ноября 1990 года, регистрационный номер 705, и является его правопреемником.

Правовое положение Банка:

1. Банк является юридическим  лицом, которое для извлечения  прибыли как основной цели  своей деятельности на основании  специального разрешения (лицензии) Банка России осуществляет банковские  операции, предусмотренные федеральным  законом.

2. Банк вправе участвовать  в создании и создавать самостоятельно  на территории Российской Федерации  и за ее пределами другие  коммерческие и некоммерческие  организации в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и соответствующего иностранного  государства, входить в союзы  и ассоциации кредитных организаций,  создаваемые с целью защиты  и представления интересов кредитных  организаций, координации их деятельности, выработки рекомендаций по осуществлению  банковской деятельности и решению  иных совместных задач кредитных  организаций.

3. Банк проводит работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну,  в порядке, установленном действующим  законодательством.

4. Банк как юридическое лицо имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Банк может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

5. Банк вправе в установленном  нормативными актами Банка России  порядке открывать банковские  счета на территории Российской  Федерации и за ее пределами.

6. Банк имеет круглую  печать, содержащую его полное  фирменное наименование на русском  языке и указание на место  его нахождения. Банк вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

7. Банк несет ответственность  по своим обязательствам в  пределах принадлежащего ему  имущества и имущественных прав, на которые по действующему  законодательству Российской Федерации  может быть обращено взыскание.

8. Банк не отвечает  по обязательствам своих акционеров. Акционеры Банка не отвечают  по его обязательствам и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  Банка, в пределах стоимости  принадлежащих им акций.

9. Банк не отвечает  по обязательствам государства  и его органов, Банка России, равно как государство и его  органы, Банк России не отвечают  по обязательствам Банка, за  исключением случаев, когда государство  и Банк России приняли на  себя такие обязательства.

Банк вправе создавать  филиалы и открывать представительства  на территории Российской Федерации  с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов  Банка России. Банк открывает на территории Российской Федерации филиалы  и представительства с момента  уведомления Банка России.

Банк может создавать  филиалы и открывать представительства  за пределами территории Российской Федерации с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных  актов Банка России, и в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным  договором Российской Федерации. На территории иностранного государства  Банк открывает филиалы с разрешения Банка России, а представительства - после уведомления Банка России.

Банк имеет следующие  филиалы и представительства:

1. Филиал «Московский»  открытого акционерного общества  «Акционерный коммерческий банк  содействия коммерции и бизнесу», место нахождения (почтовый адрес): 109004, г. Москва, ул. Николоямская, 40/22 стр.4;

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности коммерческого банка