Анализ конкурентной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:41, дипломная работа

Описание работы

Для того, чтобы стратегия была эффективной необходимо применять определенную тактику борьбы с конкурентами.
Что сделать в каждом конкретном случае подскажет изучение инструментов тактики: сбыта, ценообразования, ассортимента, продвижение производимого продукта. Но делать это нужно систематически, так как использование конкурентами нового инструмента дает им дополнительное конкурентное преимущество. На имеющиеся конкурентные преимущества своей организации нужно делать акцент в конкурентной борьбе.
Интенсивность конкуренции постоянно возрастает, поэтому исследования и анализ конкурентов приобрели самый практический характер на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение
1 Обзор литературы
1.1 Исследование и анализ рынков
1.2 Формирование стратегии
1.3 Тактика конкурентной борьбы
1.3.1 Ценообразование
1.3.2 Ассортиментная политика
1.3.3 Продвижение товара

2 Характеристика предприятия

3 Тактика и стратегия конкурентной борьбы фирмы
3.1 Основные сегменты рынка сбыта предприятия
3.2 Конкурентная среда
3.3 Конкурентоспособность продукции
3.4 Конкурентоспособность предприятия
3.5 Конкурентные стратегии предприятия

Практические рекомендации

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Анализ конкурентной среды Кемеровского молочного комбината.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

 

  Наименование     КМК        “Альбумин”      “Сибирское          Чебулинский             

  продукта                                                                   молоко”                         МЗ

  

   Кефир                               +                    +                       +                                -

   Бифидокефир                   +                    -                       +                                -

   Снежок                             -                      -                       +                                -

   Варенец                            -                      -                       +                                -

   Ряженка                            +                     -                       +                                -

   Ацидолакт                        +                     -                       +                                -

   Коломенский                    -                      -                       +                               -

 

 

               + наличие продукта ;     - отсутствие продукта.

 

Ситуация, сложившаяся на рынке разливного молока, повторяется и на рынке весовой сметаны. Люди покупают сметану на развес, не обращая внимание на фирмы-производители, и отдают предпочтение деревенским производителям.

На рынке фасованной сметаны лидером является ОАО “Альбумин” с показателем 27,:% (из них 9,2% сметана “Корона” и 18,4% сметана 15% в упаковке т-пак 0,5 л.). Низкий показатель - 3,5  % приходится на сметану молочного завода пос.Промышленный, что связано с неизвестностью производителя, отсутствие товарной марки продукта.

По сметане производители получили соелующие баллы (оценивалось качество продукта): КМК – 4,4 балла, ОАО “Альбумин” – 4,3; АО “Сибирское молоко” – 4,0 балла. Высокий показатель конкурентноспособности сметаны ОАО “Альбумин” достигается марочным продуктом “Корона”, которая обладает свойствами,отличающими ее от продуктов конкурентов, касающихся как ее вкусовых качеств, так и внешнее оформление, дизайн упаковки. КМК, выпустив фирменную сметану “Сибирская” в пластиковом стаканчике, приобрел дополнительных потребителей, которые перешли от сметаны “Корона”. Этот продукт, более дешевый по цене, оьладает лучшими вкусовыми качествами, чем сметана в упаковке тетра-пак, и имеет более длительный срок хранения. Кроме этого, продукт выпускается в фирменной упаковке под торговой маркой “Солти”, обеспечивающей узнаваемость продукта потребителями. Конкурентным преимуществом КМК является упаковка сметаны моленького объема ( 125 гр), что делает ее привлекательной для малочисленных семей.

Сметана от АО “Сибирское молоко” более дешевая по сравнению со сметаной “Корона”. Новое конкурентное преимущество – фирменная упаковка.

Рынок фасованной сметаны между собой поделили:

КМК – 27%, АО “Альбумин” – 27%, ОАО “Сибирское молоко” – 20%, Чебулинский МЗ – 11%, Мариинский МЗ – 6%, Юргинский МЗ – 5%, неизвестный производитель – 1%.

Основными конкурентами-производителями сметаны на рынке г. Кемерово являются: КМК, АО “Сибирское молоко”, ОАО “Альбумин”, Мариинский МЗ, Чебулинский МЗ, Юргинский МЗ, МЗ пос. Промышленный, ( сметана фасованная);

Юргинский МЗ, Чебулинский МЗ, Топкинский МЗ, совхоз “Октябрьский”, пос.Промышленный (сметана разливная).

По данным исследования ассортимента производителей сметаны была выявлена следующая ситуация, которая отражена в таблице 7.

 

                                                                                                   Таблица 7.

 

 

 

                                       

 

Ассортимент сметаны разных производителей.

 

Наименование             КМК     “Альбумин”           “Сибирское          Чебулинский  

  продукта                                                                       молоко”                  МЗ      

 

Сметана,  т-п                       +                +                                +                        -   

Сметана, предприяти-ст   +                +                                -                         +

Сметана разливная            +                +                                +                        +

 

                   

+  наличие продукта ;   - отсутствие продукта.

 

 

Для фирм-производителей были вычислены следующие коэффициенты по ассортименту сметаны: КМК –5, “Альбумин” –5, “Сибирское молоко – 4,2, Чебулинский              МЗ –3,1.

 

Ассортимент продукции по объему упаковки представлен в таблице 8.

 

Таблица 8.

Ассортимент упаковок

____________________________________________________________________

Объем            КМК    Альбумин    Сибирское        Мариинский  Чебулинский  Упаковки                                                 молоко               МЗ                  МЗ                         ____________________________________________________________________

 

0,250                     +               -                  +                           +                   +

0,500                     +                +                 +                           -                    -

0,400                     +                -                  -                            -                    -

0,450                     -                 +                 -                            -                    -

        1                            -                 -                  -                            -                    -

 

 

                                             + наличие,  - отсутствие.

               

Коэффициент для фирм-производителе              по объему упаковки сметаны составляет : КМК –5, “Альбумин” –4.),  “Сибирское молоко” – 4,7, Мариинский МЗ –2,3,  Чебулинский МЗ – 2,3.

              Рассмотрим, какие конкурентные преимущества имеет каждый из производителей йогуртов, представленных на рынке г. Кемерово По йогуртам производители получили следующие оценки: КМК –4,8, “Альтбумин” – 4,7, Германия – 4,4.

Несмотря на то, что продукт является относительно новым для отечественных производителей,это не мешает им конкурировать с зарубежными производителями. Йогурты КМК имеют все  характеристики, кроме дизайна упаковки, лучше, чем у конкурентов.

              Йогурт германских производителей по сравнению с отечественным продуктом проигрывает в объеме упаковки и цене. Йогурт АО “Альбумин” имеет высокую цену, что сказывается на общем показателе при оценке продукта. Показатель свежести у всех одинаково высок.


Рынок йогуртов представлен на рисунке 5.

 

1.      КМК – 43%.  

2.      “Альбумин” – 21%.  

3.      Германия 2 27 %. 

4.      Неизвестный – 9 %.

                Ассортимент йогуртов по объему упаковки представлен в таблице 9.

                                                                                                         Таблица 9.

Ассортимент упаковки йогуртов.

Объем упаковки , л.                     КМК         “Альбумин”                Германия
____________________________________________________________________

 

0,125                                                   -                       -                                    -

0,150                                                   +                      -                                    -

0,200                                                   +                      -                                    -

0,225                                                   -                       +                                  +

0,500                                                   +                      +                                   -

1                                                           -                      +                                   -      ____________________________________________________________________

    +  наличие данное упаковки,  - отсутствие данной упаковки.

             

Производители по объему упаковки получили следующие баллы:

КМК – 4,85, “Альбумин” – 5,  Германия – 4,42.

В качестве коэффициента пересчета был выбран объем продаж йогуртов в упаковке различной емкости.

Таким образом, видно, что ра нырке г. Кемерово конкурентная ситуация  складывается по разным продуктам, упаковкам, фасовкам, ассортименту складывается по-разному.

              Поэтому очень важно держать рынок молочной продукции г. Кемерово под пристальным вниманием, не давать конкурентам возможности для приобретения новых конкурентных преимуществ. Кемеровский молочный комбинат практически ежемесячно с этой целью проводит опросы, анкетирования потребителей и продавцов. Исследования рынка ведутся стабильно. Это помогает Кемеровскому молочному комбинату держаться на плаву в конкурентной борьбе.

              Если же рассматривать весь ассортимент, выпускаемый   КМК, то у предприятия есть важное конкурентное преимущество. Оно производит молочный продукт, который не имеет аналогов, то есть “Бархатный творог”. В скором будущем планируется начать выпуск соевой молочной продукции. На рынке г. Кемерово конкурентов  по соевым молочным продуктам пока нет. Была попытка продвинуть московские соевые молочные продукты, но в данное время их в продаже нет.

 

 

3.3 Конкурентноспособность продукта.

 

 

Проблема конкурентноспособности продукции носит в современном мире  универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любого предприятия, практически любого потребителя. Она неотделима от проблемы качества.  Конкурентноспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим, но и по коммерческим и иным условиям его реализации ( цена, сроки поставки, каналы сбыта, реклама).

Под коннкурентноспособностью молочной продукции понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

              Для начала нужно охарактеризовать сам продукт. Выпускаемый Кемеровским молочным комбинатом.

              На комбинате вырабатывается молоко, кисломолочная продукция, творог и творожные изделия, сливки, сметана, сухие молочные продукты, масло, десерты, сыры и мороженое. Спрос на молочные продукты стабилен. Повышенным спросом пользуется весь ассортимент молочных продуктов, как хорошо известных покупателю, так и новинок (молочные продукты с живыми бифидобактериями пользуются постоянно возрастающим спросом). Летом спрос на молочные продукты в розничных магазинах города уменьшается на 10-15%. Молочные продукты продаются практически во всех продовольственных мангазинах смешанного ассортимента, а также в специализированных молочных киосках. В магазинах смешанного ассортимента совершаются 34% покупок от числа всех покупок молочной продукции, а в киосках – 37% покупают от числа всех покупок молочной продукции. Молочные продукты – товары широкого потребления и ориентированы на все слои населения.

              Недостатком молочной продукции можно назвать необходимость особых условий хранения. Многие продукты имеют крайне ограниченный срок хранения. На рынке сильно развита конкуренция между производителями. Производство молочных продуктов малорентабельно. Летом рынок перемещается в пригороды. Рейтинг молочной продукции, пользующейся наибольшим спросом,  выглядит следующим образом.

Доля предприятий розничной торговли, которые выделяют указанные  ниже продукты, как продукты наибольшего спроса ( в % от общего числа опрошенных в ноябре-декабре 1998 года):

              Цельномолочная продукция – 82 %

              Йогурты                                  - 64 %

                Сыры                                       -  50 %

              Масло животное                    - 28 %

              Майонез                                    - 28 %

              Мороженое                                - 24 %.

              Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей:  каждый покупатель приобретает молочный продукт, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот продукт, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

Информация о работе Анализ конкурентной среды