Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:01, шпаргалка

Описание работы

1. Торговля в системе национальной экономики.
Торговля – это предпринимательская деятельность, заключающаяся в осуществлении процесса купли-продажи пром. и прод. товаров и п/д предприятий общепита, оказания торговых услуг населению с целью получения прибыли. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения тов. народного потребления.

Файлы: 1 файл

шпоры на ГОСЫ.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

37. Товарные склады в  торговле, их устройство и планировка

Товарный склад – структурное подразд опт или розн торг, назначением кот явл хран и переработка тов запасов и имеющее для этих целей обособленное, специально приспособленное помещение. Функции: накопление ТЗ, кот явл-ся необходимым условием непрерывности их обращения; бесперебойное снабжение розн торг сети тов; хран ТЗ, предусматривающее создание необходимых условий;   контроль за кач-вом поступающих тов;  подсортир тов, преобразование производ ассорт в торг, подготовка к отпуску и обслуж опт покуп; оказание услуг розн торг сети. Классификация: По формам эксплуатации: индивид. пользования; кооператив. пользования; общего пользования. От технолог. процессов: подсортировочно-распределит.;   транзитно-перевалочные склады; склады сезон. и досроч. хранения; накопительные склады. По ассорт признаку:  универсальные склады;  специализ склады; смешанные. От режимов хранения:  общетоварные склады; специальные склады. Склады подраздел на: открытые, полузакрытые и закрытые. Показатели: 1. оптово-складской т/о, кот отражает не только общий объем реализации тов со склада, но и продажу их по отдельным тов группам; 2 грузооборот склада, кот. выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску тов. Годовой грузооборот склада в тоннах рассч-ся по формуле: Ггост, где Гг — годовой грузооборот, т; Тос — годовой оптово-складской т/о, млн. руб.; Ст — ср. ст-сть 1 т груза, тыс.руб. Этот показатель служит исходным показ для расчета себест-ти переработки 1 т груза, для определения производ-ти труда складских работников. Себест-сть складской переработки 1 т груза можно определить по формуле: С  = Рэ / Гг ,где C — себест-ть переработки 1 т груза, руб.; Рэ — эксплуатац расходы, связанные с переработкой грузов, руб.; Гг — годовой грузооборот, т. При этом эксплуатационные расходы включают затраты на з/п работников склада, электроэнергию или топливо, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением тов. Производит-ть труда складских работников опр-ся кол-вом тонн груза или размером оптово-складского товарооб-а, приходящегося на одного работника за какой-либо период времени. Определить эффек использования складской S можно при помощи расчета оптово-складского т/о на 1 м2 и коэфф полезной S склада. Последний опр-ся по формуле: К= Snon  / Sо6щ, где К — коэфф полезной S склада; Snon — полезная (для хранения товаров) S склада, м2; Sо6щ — общая S склада, м2. В зависимости от типа складского помещения, его планировки и других факторов этот показ-ль может иметь значения от 0,25 до 0,6. Чем выше коэфф-т использования полезной S склада, тем эффективнее используется складская S. Эффект использ. емкости склада можно опр-ть путем расчета коэффиц. использов. полезного объема склада. Он опр-ся как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему. В завис от способа хранения тов и характера груза этот показ-ль может иметь значения от 0,3 до 0,5. Опр-ть эфф-ть использования ср-в, затраченных на строительство склада, можно путем расчета пок-лей удельных капиталовложений на ед. складской S, ед. объема, ед.грузооборота и оптовоскладского т/о. Они рассчит-ся как отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение склада соответственно к складской S, емкости склада, объему грузооборота и т/о. Срок окупаемости склада определяется как отношение суммы единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли. Для опр-ния ур-ня механизации складских работ можно использовать формулу: Ум= QM/  Q общ х 100, где Ум — уровень механиз складских работ, %; QM — объем  механизированных работ, т; Qобщ — общий объем работ, т. Применение перечис технико-эконом показ позволяет судить о рациональности использ складского хоз и дает возможность выявлять резервы повышения качества и эффект работы складов.

Технологич. процесс на складе – совокупность последовательно выполняемых операции, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение и хранением, подготовкой к отпуску и отпуском товара. Все операции технологич.процессов на складах делятся на основные (приемка, хранение, подсортировка, отпуск) и вспомогательные (разгрузка, фасовка и т.п.). На технологию складских операций оказывает влияние ряд факторов: вид склада; размер партий товаров; условия транспортировки; сложность ассорт-та; физико-хим.св-ва товаров; режимы хранения; наличие помещений для хранения; оборудование складов; объем грузооборота и т. п. Технологич.процессы на складах д. б. построены на опред. принципах: 1)планомерность, кот. предусматривает разработку четкого календарного плана поступления и отпуска товаров;2)равномерность и непрерывность - распределение операций технологич. процессов по дням и часам с целью бесперебойной работы склада; 3)рациональная организация грузопотока сводится к определению наикратчайших путей движения товара на складе с наименьшими затратами труда и средств; 4)максимально возможная механизация технологического процесса в целом или отдельных его частей;5)эффективное использование площади, вместимости складов и оборудования; 6)обеспечение сохранения кач-ва и кол-ва товаров; 7)четкое разделение и кооперирование труда на складах; 8)ускорение времени обращения товаров и снижение издержек обращения.

Складской технологич. процесс д.б. четко спланирован, для чего разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, что позволяет заранее подготовиться к разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более эффективно использовать площадь и вместимость складов, транспортные средства, раб. силу и сократить потери товаров.

Ритмичность технолог процесса предпол повторяемость  всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмич. в работе склада способствует равномерному распределению раб.времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работ, а так же наиболее полному использ. транспортные средств и складских помещений. Рацион. организация тов. потока предусматр. внутрискладские перемещения тов. максимально короткими, непересекающиеся, противоположными направленными путями. Пути движения товара д.б. максимально выпрямлен как в горизонтальном так и в вертикальном направлении. Принцип эффективности использ. средств труда предполагает оптимальное использ. площади, емкости и оборуд складов. Важную роль в рациональной органиции и осущ-нии технолог. процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механ. и автомат. складских операций заложены огромные резервы роста производит. труда складских работ, повышения эффект использ. площади и емкости складов, ускорения погруз.-разгруз. операций, сокращения простоев транспортных ср-в. Обеспечение полной сохранности св-в товаров так же один из важных принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротерм. режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещении, организ. постоянного контроля в процессе хранения. Одним из условий рацион. организ. склад. технологического процесса является четкое распределение обязанностей м/у работниками, выполняющими соответствующие операции. Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Важное значение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, создание необходимых режимов хранения тов., организация повседневного наблюдения и ухода за ними. Тов., кот длительное время хранятся на складе, относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов и, наоборот. На хранение тов. укладывают различными способами,  выбор кот. зависит от формы тов. и тары, массы каждого тарного места, физических свойств тов. и др. факторов.

 

38. Построение и размещ-е розничной  торговой сети (РТС)

РТС-совокупностьть большого числа торг.объектов, расположенных в пределах конкр. Территории или нах-ся под общим упр-ем, осущ-щих куплю-продажу товаров и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашн.использ-я. Ф-ции: 1)торг. (коммерч.) (изуч-е спроса, формир-е ассорт-та, услуги покупателям, реклама и т.д); 2)технолог.(приёмка и хранение т-в, доработка т-в, выкладка, продажа, расчёты с покупателями); 3)доп.услуги. Требования к РТС: реализация с наименьш.затратами;  сокращ-е издержек;  тесная связь с принципами совр.градостроит-ва; высокая культура обслуж-я. Виды РТС: стационарная (распол.в спец.оборуд-х для торговли зданиях, через них продаётся основная масса т-в), нестационарн.(совок-ть нестац. торг. объектов (без углубленных фундаментов, незав. от присоед-я к инженерным коммуникациям, используемых строит-х конструкций и габаритов, в т.ч. передвижных). Стацион. РТС (магазины, торг.центры, павильоны). Магазин-спец.оборуд.стационарн. здание или его часть, предн.для продажи товаров и услуг; в нём торг. и неторг.помещения; механизация трудоёмк.операций;  благоприятн.усл-я труда и повышенное кач-во торг. обслуж-я; доп.услуги. Торг. центр – комплекс взаимосвяз. п/п торговли, общепита и бытового обслуж-я (+широкий ассорт-т, механизация и автоматизация, высок к-ра и условия труда; - удаленность). Павильон-оборуд-е строение с торг.залом и помещения для хран-я, 1 или несколько раб.мест. Нестац. РТС - мелкорозничная ТС (+подвижность, быстрота, не требует больших затрат; - узость ассор-та, трудности хран-я и контроля, неудобства продавцов)  (павильоны, киоски, палатки, торг. автоматы); передвижная ТС (развозная [автомагазины, автофургоны, вагоны-магазины, судо-магазины, автоцистерны] и разносная [лотки, прилавки, торговые тележки]). Сеть электр.магазинов—продажа ч/з Интернет. Специализация—разделение магазинов по ряду признаков (в осн.по ассорт-ту). Ф-ры, вл-щие на спец-цию: хар-р спроса,  сложность асс-та, размер п/п, числ-ть нас-я. По асс-ту все магазины дел.на прод., непрод. и смешанные. Они по товарн.профилю дел.на: узкоспециализир. (часть товарной группы—сыры, мужские сорочки); специализир. (одна тов.группа—молочные товары, верхняя одежда); комбинир. (2-3 родствен. группы, связ. общностью спроса—мясо-рыба, овощи-фрукты); универсальн. (большое число разл.групп прод. и непрод.). Успециализац.=кол-во спец.магаз./общ. кол-во магаз. (можно через товарооборот и торг.площадь). Типизация-сис-ма меропр-й, напр.на отбор рацион.типов магазинов, кот.явл.экон.эфф-ми и обеспеч.высокое кач-во обслуж-я нас-я; позволяет снизить затраты и сроки строит-ва объектов, везде принимать типовые реш-я. Признаки при типизации: асс-т, методы продажи, торг.S, местораспол. Универсам=супермаркет (универсальные проды и непроды частого спроса, самообслуж-е); гастроном (проды, преобладание гастрономии, обслуж-е ч/з прилавок); минимаркет (проды узк.асс-та, через прилавок); универмаг (универс.асс-т непродов, разл.методы обслуж-я-по образцам, ч/з прилавок…); торг.дом (товарн. комплексы, разл.методы обслуж-я); универмаг «Детск.мир»; магазин «Промтовары»; гипермаркет; магазин-дискаунт. Принципы размещ-я РТС в городах: 1) равномерного (применим к прод. торговле, покупатель должен тратить 7-10 мин. на дорогу в магаз, радиус обслуж-я 500 м); 2) децентрализ.(для  больших универмагов, осн. тип магаза –смеш. асс-та); 3) функцион. (вся РТС города дел. на магазины жилой зоны и общегородск.назнач-я, в жилой зоне 75% прод.магаз. и 25%непрод.); 4) группового (группировка в торг.центры). Ф-ры, вл-щие на сельскую РТС: усл-я жизни; размеры нас. пунктов; малая плотностью нас-я; демограф. состав.

План—сост.часть генер. планов развития города, сост. упр-ем торговли с уч. заявок торг. орг-ций. Этапы: анализ состояния РТС; анализ эк. усл-й; опред-е потр-ти и прироста в РТС, ее эк.эфф-ти; выбор типов магазинов. Методы определения потребности в торг. S-ях: 1)нормативн. (П = (норматив площади на тыс.чел. (сегодня 260 м²)*план.числ-ть)/1000; 2)технико-эк. расчетов (при стабильной эк-ке); 3) эк.-мат.(рассч. средние показ-ли темпов разв-я РТС). Опр-е необх.прироста РТС: ∆П = Потребность на конец года– Факт.площадь на нач.года + Снос и реконстр. (все в кв.м.)

Тенденции развития РТС за рубежом: 1)усиление процесса концентрации капитала в розн.торговле; 2)систематическое сокращение численности магазинов; 3)укрупнение размеров торг.объектов, путем быстрого роста торг.центров.

 

39. Организация технологических  процессов на торговых объектах

Торгово-технологический  процесс - это комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении их качества, с минимальными затратами труда и времени и высокой культуре обслуживания покупателей

Операция - часть технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами.

Торговые (коммерческие) операции связаны главным образом со сменой формы стоимости (изучение спроса, составление заявок на завоз, формирование ассортимента, реклама и информация).

Технологические операции связаны с обработкой товарных потоков. Они включают транспортировку, приемку, хранение, подготовку к продаже, фасовку, упаковку, перемещение, выкладку на торговом оборудовании.

Технологический процесс состоит из основных и  вспомогательных операций: Основные операции - выявление спроса, формирование ассортимента, размещение и выкладка, отпуск, расчеты, упаковка, услуги, т.е. операции, связанные с продажей товара и обслуживанием покупателей. Вспомогательные операции - приемка, распаковка, хранение, подготовка, доставка в торговый зал, тарооборот, т.е. операции, связанные с обработкой товарных потоков и тары.

Факторы, влияющие на торгово-технологический  процесс: S и D товаров; степень готовности товаров к продаже; состояние товарных запасов и материально-технической базы магазинов; система товароснабжения; тип и размер, специализация магазинов; степень хозяйственной самостоятельности.

Торгово-технологический  процесс можно разбить на три  части:

1. операции с товарами до предложения в торговом зале покупателям (загрузка, доставка в зону приемки, приемка, доставка на хранение или подготовку, хранение, подача в торговый зал, выкладка);

2. операции по непосредственному обслуживанию (встреча покупателя, предложение товаров, отбор товаров, расчет);

3. дополнительное обслуживание (прием заказов, раскрой тканей, подгонка одежды, доставка товаров на дом и т.п.).

При организации торгово-технологических  процессов в магазинах необходимо соблюдать следующие принципы: - создание максимальных удобств для покупателей при выборе товаров, экономия их времени и обеспечение высокой культуры обслуживания; - рациональное использование торговой площади магазина; - рациональное использование оборудования; - создание благоприятных условий труда для работников; - достижение экономичной эффективности работы магазина путем ускорения о6орачиваемости товаров, экономии труда и издержек обращения; - создание условий для сохранения физико-химических свойств товаров и сохранности товарно-материальных ценностей; - обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; - соответствие применяемых технологий торгово-оперативных процессов современному научно-техническому уровню.

 

40. Современная  концепция маркетинга 

Термин маркетинг происходит от англ. “market” и в буквальном смысле слова означают рыночную деят-ть. Осн. предпосылки возник. М. явл-ся: превыш. спроса над предложением, т.е. наличие насыщенного тов-ми и услугами рынка (рынка пок-ля); здоровая конкуренция товаропроизвод., развитая рын.инфраструктура; рост жизн. уровня населения;  стремление п/п к расш. рынков сбыта продукции и увелич. П.

Маркетинг – вид человеческой деят-ти,направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Исходным  моментом в опр-нии и использовании  концепции мар-га явл-ся идея человеческих нужд. Нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо. Нужда, принявшая специфическую форму, в зависимости от уровня культуры и особенностей личности человека, определяет потребность. Отдельные из потребностей становятся настолько актуальными, что побуждают (мотивируют) человека искать пути и способы их удовлетворения. Теории мотивации: З.Фрейда, А.Маслоу. В теории м-га товар рассм-ся как ср-во, при помощи которого можно удовлетворять конкретные потребности. Товары – продукция в виде физич. объектов, услуги или идеи, предложенная рынку для продажи или обмена. Рынок – совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных либо географ.положением, либо потребностями, породившими соответствующий спрос. Выделяют след.виды рынка: потребительский, производителей, посреднический, гос.учреждений, международный.

Маркетинг как  вид чел. деят-ти предполагает: 1) полное выяление нужд и потребностей покупателей; 2)разработку и изготовление такого продукта, который необходим потребителю, с соответствующей упаковкой; 3)установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю; 4)доставку произведенных товаров в необходимом кол-ве в приемлемое место для покупателя время и место; 5)продвижение товара, включая рекламу, личную продажу, стимулирование продаж, создание благоприятного впечатления о товаре, фирме; 6)организацию сервисного обслуживания.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"