Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

Podgotovka_k_zachyotu_po_distsipline.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка к зачёту по дисциплине: «Экономика организации».

1.Понятие  и отличительные особенности  организации.

В самом общем смысле под организацией понимают группу людей, деятельность которых сознательно  координируется для достижения общей  цели или целей.

Организации делятся на ФОРМАЛЬНЫЕ и НЕФОРМАЛЬНЫЕ.

Неформальная организация – спонтанно объединенная группа людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, не имеющая четко поставленных целей, структур и правил (кампания).

Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели которой закреплены в учредительных документах, а функционирование в нормативных актах (компания).

Понятие и отличительные  особенности организации.

Организация – объединение людей для совместной деятельности в рамках определенных правил и процедур и решающих поставленные задачи для достижения общей цели.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, где объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ).

Компания – объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для вещания экономической, торговой, посреднической и др. деятельности.

Фирма – самое общее название предприятия, компании, коммерческой организации.

Признаки организации  
Выделяются шесть основных признаков организации:  
■ Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху. В организации существует целая система целей, включая главную цель всей организации, цели подразделений и, наконец, личные цели работников.  
■ Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.  
■ Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Каждый день возникают десятки и сотни проблем, по которым необходимо принимать эффективные решения. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.  
■ Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям. В любой организации можно легко найти такой внутриорганизационный центр: здесь находится главное руководство, сосредоточены средства связи и управления.  
■ Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.  
■ Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить. Способность преодолеть эти негативные явления за счет определенной избыточности ресурсов, таланта и опыта руководителей и следует относить к устойчивости организации. 

Организация в современных условиях рассматривается как одна из организационных структур, которая в силу обладания определенными признаками и свойствами, рассматривается как открытая социально экономическая система, динамически взаимодействующая с внешним окружением.

Цели и задачи организации определяются:

    • Интересами владельца
    • Размерами организации
    • Ситуацией внутри организации
    • Внешней средой

 

2.Основные  критерии формирования организации  как системы.

Свойства организации  с точки зрения системного подхода:

  1. Целостность
  2. Структурность
  3. Динамика
  4. Саморегуляция
  5. Эмерджентсность
  6. Иерархичность
  7. Комплексность

(На полях)  Знать эти определения!

Организация как открытая система. Основные критерии её формирования.

  1. ВХОД – ресурсы, цепи, персонал, процессы
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ – взаимодействие людей с целью преобразования ресурсов в продукты
  3. ВХОД – товар, услуга

все это ВНЕШНЯЯ  СРЕДА.

3.Внешняя  среда организации: понятие и основные элементы.

Внешняя среда  организации – это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других факторов и условий.

Деловая среда:

  • Поставщики ресурсов
  • Конкуренты
  • Потребители
  • Посредники
  • Контактные аудитории

4.Внутренняя  среда организации: понятие и  основные элементы.

Внутренняя среда  организации – это совокупность ряда взаимосвязанных факторов, зависящих от деятельности самой организации, порожденных ею и оказывающих непосредственное воздействие на деятельность организации.

Факторы внутренней среды:

  • Производственно-технические
  • Социальные
  • Экономические
  • Информационные
  • Организационные

5.Миссия  и цели деятельности организации.

Материал  из 1 источника.

Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, ценности, культуру, социальную ответственность перед обществом и своими работниками, позиции в отношении разных социальных групп. Она может формулироваться также и для ключевых подразделений.

Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как та собирается выполнять свои обещания перед клиентами.

Миссия является основой принятия основных плановых решений -- постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внутренних и внешних условий.

Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.

Миссия объединяет и сплачивает членов организации. Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации, круга потребителей и проч. миссия должна корректироваться.

Определение миссии фирмы должно включать четыре обязательных элемента.

История фирмы. Краткое сообщение о происхождении фирмы и ее последующем развитии важно для лучшего понимания нынешнего положения и значения, которое придается определенным целям внеэкономического характера.

Прочные корни  в своем секторе - важный фактор при  сопоставлении альтернативных стратегий  диверсификации.

В поисках новых  направлений развития фирма должна заботиться об их согласованности с  ее прошлыми достижениями и отличительными особенностями.

Определение области деятельности. Чтобы избежать « близорукого» производственного подхода, фирма должна определять свой бизнес не в технологических терминах, а через основные функции или потребности. Покупателю нужен не товар, а обеспечиваемый им набор благ (базовая функция и необходимые или дополнительные услуги). Именно поэтому фирма должна описывать область своей деятельности и выгоды, приносимой покупателю.

Определяя свой базовый рынок не через технологию, а через потребности, фирма способствует принятию фирмой концепции маркетинга, ориентирующейся прежде всего на нужды покупателя.

Приоритетные  цели и ограничения. Приоритетные цели сформулированные руководством фирмы и/или ее владельцами, являются одновременно общими указаниями и ограничениями которые надлежит учитывать в стратегическом планировании, Четкость их определения позволяет избежать анализа множества предложений, которые заведомо не будут приняты.

Эти цели могут  иметь как экономический так  внеэкономический характер. Примеры  целей: минимальная отдача на инвестированный капитал, увеличение доли рынка сохранение семейного управления, отказ от некоторых видов деятельности, сохранение численности персонала и т. д.

Главным признаком  организации, как и коллектива, лежащего в ее основе, считается наличие цели. Последняя придает смысл ее существованию, определенность и конкретную направленность действиям персонала.

 

Цель - конечное, на что направлены действия и ресурсы. Она должна быть определенной (ясной тому, кому предназначена), измеримой (исполнители должны иметь возможность оценки степени ее достижения), иметь временные рамки и ограничения по расходу ресурсов на ее достижение.

Цель объединяет и сплачивает участников, поскольку  ее реализация обеспечивает решение  ими собственных задач (иначе люди не согласятся терять свободу и подчиняться требованиям, которые, быть может, внутренне и не принимают).

Многочисленные  цели фирмы могут быть объединены в две группы: цели внеэкономического  характера и цели маркетинга.

Цели внеэкономического  характера связаны с личными интересами руководителей и владельцев фирмы или с социальными задачами. Эти цели должны быть уточнены при определении миссии фирмы.

Цели деятельности могут быть заданы относительно уровня продаж, прибыли, или покупателей.

Цели  по уровню продаж. Представляют собой количественную меру влияния, которое фирма планирует оказать на конкретный рынок товара. Это не прогноз того, что может произойти в пределах горизонта планирования, а конкретная величина, к которой должна активно стремиться фирма.

Эти цели могут  быть заданы как объемы продаж в  физическом выражении или как  доля рынка.

Выручка. Это самый удобный и простой индикатор, поскольку он легко интегрируется с другими финансовыми показателями. Однако он может вводить в заблуждение, если его не откорректировать с учетом инфляции и с учетом возможного изменения соотношения дешевых и дорогих товаров.

Продажи в физическом выражении. Это наиболее репрезентативный индикатор при условии, что определение  единицы продукции остается неизменным. Во многих случаях сравнение усложняется различием в расфасовке. Во многих секторах понятия объема продаж в физическом выражении не существует.

Доли  рынка. Этот индикатор наиболее удобен для оценки конкурентоспособности товара, которая в случае наличия эффекта опыта преобразуется в конкурентное преимущество в терминах себестоимости. Цель в этом случае формулируется в относительных единицах, причем за базу может быть выбрана доля лидера рынка или самого опасного конкурента.

Данные по продажам необходимы для подготовки предварительной ведомости доходов и расходов.

Цели  по прибыли. На все функциональные службы фирмы, возлагается определенная финансовая ответственность. Установление финансовых показателей заставляет службу маркетинга оценивать влияние выдвинутых задач по продажам на рентабельность фирмы.

Формулирование  целей по финансовым показателям  требует хорошей межфункциональной  координации. Финансовые оценки предполагают глубокий анализ связи между издержками и объемом производства, а также  производственными возможностями. Перед принятием решения о запуске новых товаров нужно тщательно взвесить расходы, связанные с инвестициями в новое оборудование. Кроме того, следует измерить влияние маркетингового давления на объемы продаж и соответственно спрогнозировать расходы на маркетинг.

Цели  в отношении потребителей. Эти цели вытекают из принятых решений по позиционированию. Они определяют тот тип отношения и поведения, которого фирма стремится добиться от покупателей для своей марки или для своих услуг.

Данная группа целей имеет особое значение для разработки коммуникационной платформы, согласованной с искомым позиционированием. Кроме того, она позволяет оценивать эффективность рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта.

 Ясные различия между миссией предприятия и ее целями может быть определена в терминах, следующих из четырех измерений:

1. Временной  аспект. Миссия не имеет временных критериев. Цели же всегда временны сами по себе и предполагают сроки, когда они должны быть достигнуты.

2. Фокусировка. Миссия имеет направленность на внешнюю для предприятия среду, как, например, достичь признания или стать лидером в отрасли и т.д. Цели, напротив, чаще всего относятся к внутренним аспектам предприятия и выражаются в терминах использования имеющихся ресурсов для достижения конкретных внутренних показателей.

3. Специфика. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, относящиеся к образу предприятия, ее фирменному стилю и т.д. Цели, как правило, выражаются в терминах определенных результатов. Цели в принципе, предполагают их достижимость.

4. Измеряемость. И миссия, и цели в некотором смысле, могут быть измерены. Но измеряемость миссии имеет относительно качественный характер, тогда как положения, утверждаемые в целях имеют абсолютный, количественный характер.

Цели предприятия, как правило, весьма конкретны. Можно  перечислить основные положения, которые  необходимо принимать во внимание при  разработке целей предприятия.

Цели должны быть:

ясными, четкими  и без возможности двойного толкования;

сформулированы в терминах будущих состояний предприятия;

соответствовать стратегии, политике, плану и процедурам предприятия;

соответствовать компетентности персонала или полагать также и рост компетентности работников предприятия;

содержательными и с элементом вызова, приглашающими к серьезной работе.

Корпоративное планирование предполагает различные  уровни масштабирования. Тем не менее, даже на маленьких предприятиях редко  формулируется только одна цель.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"