Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 20:56, шпаргалка

Описание работы

Предмет и объект курса экономика предприятия. Задача курса на современном этапе развития экономики.
Классификация отраслей промышленности.
Направления совершенствования отраслевой структуры.

Файлы: 1 файл

Экономика Предприятия - Шпоры.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и объект курса экономика предприятия. Задача курса на современном этапе развития экономики.

В условиях рыночных отношений  центр экономической деятельности перемещается к основному звену  всей эк-ки – предприятию, так именно на предприятии создается продукция, выполняются работы,. Оказываются услуги. Для реш-ия поставленных задач и достижения намеченных целей предприятие исп-ет факторы произ-ва: трудовые ресурсы, технику , технологии, природные ресурсы, капитал и т.д.. На предприятии разрабатываются бизнес-планы, осущ-ся управление – менеджмент, проводятся маркетинговые исследования,. Организационно – технические мероприятия, рассчитывается эк-ий эффект и эк-ая эф-ть от внедрения мероприятий. От того, насколько эф-но предприятие осущ-ет произ-но – хоз-ую деятельность, зависит благосостояние его коллектива и общества в целом.

Для решения этих задач  требуется глубокие эк-ие значения. В условиях рыночной эк-ки выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и  компетентно определит рыночную конъюнктуру, создаст и организует произ-во продукции, пользующейся способом, обеспечит доходность предприятия.

Предприятие – это  самостоятельный хоз-ий субъект, обладающий правами юридического лица, к-ый на основе  использования трудовым коллективом имущество произ-т  продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Говоря об изучении курса  «эк-ка предприятия», необходимо сформулировать основные его задачи. Они продиктованы двумя определяющими положениями, суть в к-ых в том, что: 1. Предприятие  независимо от форм собственности и  отраслевой принадлежности яв-ся первым звеном и эк-ой основой народного хоз-ва республики. От уровня эф-ти работы предприятий, зависит уровень развития всего народного хоз-ва, уровень благосостояния людей. 2. Приход к рыночной эк-ке требует переосмысления действующего ранее хоз-го механизма, введение его в структуру новых форм и критериев, таких как предпринимательство, конкуренция, хоз-ый риск, коммерческий расчет, сертификация, бизнес-план,. мотивация труда, налогообложение и т.д..

Основными задачами курса являются:

  1. рассмотрение основных элементов хоз-го механизма, действующего на предприятиях;
  2. освоение новых форм и методов хоз-ия,. Предопределяемых требованиями рыночной эк-ки;
  3. изучение особенностей эк-ки и организации предприятий различных форм собственности.

2 Понятия и  признаки отрасли.

Все отрасли народного  хозяйства делятся на 2 гр.:

  1. отрасли материального производства
  2. отрасли не прои-ой сферы.

Матер-ое прои-во включ.: промышленность, с/х, строительство. Нематер-ое прои-во: торговля общепит., снабжение и збыт, здравоохранение, физ-ра, соц. обеспечение, образование, кул-ра, наука, управление.

Отрасли транспорт и  связь могут относиться либо к  матер-му, либо к нематер-му произ-ву, в зависимости от их участия, или  в выпуске продукции, или в  оказании услуг.

Промышленность отличается от с/х, тем, что базируется на технологических, произ-ых, организационных процессах  созданных человеком. А  с/х базируется на природных, биологических процессах.

От строительства промышленность отличается более коротким произ-ым циклом, а также тем, что в строительстве предмет труда неподвижен, а в промышленности он пространственно изменяется.

Отличие промышленности от транспорта в том, что транспортной задачей является сохранение свойств  товаров, а задача промышленности –  это изменение свойств, характеристик.

Отрасль – это совокупность самостоятельных пр-в, цехов или  предприятий различных форм соб-ти,  к-ые хар-ся 1 или несколькими признаками:

  1. назначение выпускаемой продукции,
  2. однородность сырья и материалов,
  3. Общность технологий,
  4. Профессиональный состав кадров,
  5. Особенности условий труда.

Сущ-ет понятие комплексная  отрасль и чистая отрасль.

Комплексная отрасль  объединяет несколько отраслей по признаку однородности (машиностроение включ.: автостроение, приборостроение и  т.д.).

Чистая отрасль состоит из предприятий выпускающих однородную продукцию (меховая, ликероводочная).

Классификация отраслей промышленности.

Современная промышленность представляет собой сложный организм, состоящий из большого числа специализированных отраслей. На начало 2001г. промыш-ть включ. 2427 предприятий с численностью персонала 14млн.150тыс. чел-к. В условиях ограниченности ресурсов для обеспечения сбалансированности в работе всех предприятий, возникает необходимость гос. регул-ия.

  Признаки классиф. отраслей:

  1. Эк-ое назначение выпускаемой продукции. По этому признаку все отрасли промышленности делятся на 2 гр.:А. Производство средств производства; В. Отрасли производящие предметы потребления.
  2. По хар-ру воздействия на предмет труда . Отрасли подразделяются на добывающие, обрабатывающие, а также связанные с переработкой с/х сырья. Добывающая – угольная, нефтяная лесозаготовительная. Обрабатывающая – металлургия, машиностроение, химическая. Переработка с/х сырья – молочная мукомольная.
  3. По функциональному назначению включ. в себя 7 комплексов отраслей пром-ти: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, комплекс по пр-ву конструкционных мат-лов, перерабатывающие отрасли АПК, комплекс по пр-ву товаров народного потребления
  4. По уровню концентрации прои-во однородной продукции делятся на 4 гр.:
  5. совершенно конкурентные отрасли, состоящие из предприятий, к-ые выпускают товары заменители (молоко, гвозди, авторучки). Доли таких предприятий на рынке не высока и на ур-нь цен они  влияют не значительно.
  6. Монополистически конкурентные отрасли, к-ые не являются совершенным заменителем. Выпуску этой продукции способствует монополистическая власть, к-ая позволяет не считаться с конкурентом при установлении цены.
  7. Монополистическая отрасль включ. В себя не большое число предприятий.
  8. Олигополия, отличается от монополии тем, что в ее состав входит и предприятия монополисты и предприятия, выпускающие конкурентную продукцию. Доля таких предприятий на Белорусском рынке самая высокая. По данным 2000г. в промышленности таких монополистов 283, они составляют почти 12% от всего числа и выпускают они 54% продукции.

5) По характеру функционирования  пр-ции в пр-се пр-ва: производящие  конечную и промежуточную пр-цию

6) По стр-ре изд-жек  пр-ва: трудо-, материало-, фондо- и энергоёмкие.

7) По характеру применяемой  технологии: отрасли с прерывными  и непрерывными пр-сами пр-ва.

8) По возможности круглогодичной  работы: сезонные и несезонные. 

3 Отраслевая структура  промышленности и показатели  ее оценки.

Все отрасли находятся в тесных эк-ий связях. Состав отраслей и их кол-ое соотношение, основанное на произ-ых связях, представляют собой отраслевую структуру. Она хар-ся:

  1. Уровень отраслевой дифференциации или степень разделения труда,
  2. Произ-ые связи между отраслями промышленности, между добывающей и обрабатывающей, между группами А и В.

Отраслевая структура  промышленности изучается с помощью  следующих показателей:

  1. хар-ет удельный вес конкретной отрасли в общем, показатели ВП, ОПФ,ЧПР.

Jiвп= (ВПi / ВПпр )*100

Jiвп – удельный вес i-ой отрасли в общем объеме

  1. хар-ет кол-ое изменение значений. Включает в себя:

1. разность удельного  веса по сравниваемым периодам: del Yi = Yi2 – Yi1

del Yi –прирост или уменьшение удельн. веса показателя i-ой отрасли; Yi2,Yi1 –удельный вес показателя на начало Yi1 и на конец Yi2 отчетного периода.

2. хар-ет темпы роста  удел. весов:  ti = (Yi2 \ Yi1)*100

3. хар-ет абсолютные  изменения показателей по сравниваемым  периодам.

  1. хар-ет произ-ые связи. Они бывают: а) внутриотраслевые, межотраслевые; б) прямые, косвенные.

Прямые связи –  это непосредственное отношение  между предприятиями разных отраслей офор-ся договорами.

Косвенные связи –  неофор-ся договорами, но учитываются  в ценах на продукцию.

4 Направления  совершенствования отраслевой структуры.

Факторы, определяющие отраслевую структуру: 

  1. объем и структура рыночного спроса;
  2. уровень развития производственных сил;
  3. уровень интенсификации произ-ва;
  4. развитие прогрессивных форм организации труда;
  5. наличие природных ресурсов страны и степень их освоения;
  6. Внешнеэкономические связи в системе международного разделения труда;
  7. Общественно исторические условия.

К недостаткам действующей  отраслевой структуры относятся: превышение темпов роста продукции гр. А над  темпами гр. В.. Это сказалось на соотношении конечного промежуточного продукта промышленности. Удельный вес промежуточного продукта составляет порядка 60% в общем, объеме продукции, следовательно, большая часть продукции гр. А использовалась для самопроизводства. Отстает производство многих видов машиностроительной продукции.

    Резкое снижение  объема выпуска точного машиностроения  создает затруднения в техническом  перевооружении всей промышленности. В результате малоемких производств  и при отсутствии собственной  металлургической базы, промышленность  республики стала зависеть от металопроизводящих республик. Не обеспеч. Потребности народного хоз-ва, особенно жилищного строительства в развитии промышленности стройматериалов. За последние 20лет объемы произ-ва снизились в 2 раза в этой промышленности. По важнейшим показателям эффективности мы существенно отстаем от стран с развитой эк-ой. По этому относим к осн. Направлениям отраслевой структуры:

  1. соц. переориентация промышленности, опережающее развитие отраслей группы В.;
  2. развитие наукоемких отраслей;
  3. опережающее развитие отраслей производящих конечную продукцию (легкая промышленность);
  4. перспективная разработка полезных ископаемых (руда, алмазы);
  5. развитие ресурсосберегающих технологий производств во всех отраслях;
  6. ориентирование промышленности на импортозамещение;
  7. совершенствование инвестиционной политики.

5 Предприятие  в экономической среде, цели  и задачи предприятия.

Предприятие – самостоятельный  субъект хоз-ия, основное звено в  системе производственных сил, производственных и соц. отношений.

Предприятие – это  самостоятельный хоз-ий субъект, обладающий правами юридич. лица, к-ый на основе использования трудовым коллективом имущества произ-ит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Экономическая среда  – представляет собой совокупность эк-их отношений, возникаюших между предприятием и потребителями продукции, поставщиками, партнерами и гос. органами.

Цель произ-ва хоз-ой деятельности предприятия на уровне народного  хоз-ва – это произ-во материальных и духовных благ, для удовлетворения потребностей об-ва. С т.зр. предприятия – это реализация эк-их целей (прибыль, выгода, доход) и соц. интересов коллектива предприятия. Предприятие осущ-ет любую деятельность, не запрещенную законом и отраженную в уставе предприятия.

Устав – утверждается учредителем предприятия, здесь опред-ся  наименования, месторасположения, виды деятельности, порядок образования, организация, ликвидация.

Юридич. пространство, в  котором работает предприятие охватывает:

  1. закон о предприятиях РБ, действует с 1991г.;
  2. трудовой кодекс с 2000г.;
  3. з-н о эк-ой несостоятельности, 2001г.;
  4. з-ны хоз-го и административного права.

Предприятие работает в  соответствии  с коррективным договором, т.е. соглашения между администрацией предприятия и профсоюзом (к-ые предоставляют  трудовой коллектив), администрация  обеспечивает оборудование, материалы, условия труда, з/п. Профсоюзы организуют рабочую дисциплину и т.д.

Признаки и классификации  предприятий:

  1. форма собственности: гос. собственность (республиканская, коммунальная); коллективная собственность (колхозы, кооперативы); частная собственность; совместная собственность; предприятия иностраной формы собственности; смешанная форма собственности.
  2. Отраслевая принадлежность: с/х-ая (колхозы, совхозы); строительная (долтресты); торговые (базы, магазины).
  3. Уровень подчиненности: местного подчинения, т.е. предприятия к-ые подчинены району в области (32% по V выпуск, продукции); республиканского подчинения, они подчинены министерству промышленности; транснациональные или межнациональные корпорации.
  4. Тип организации проз-ва: предприятия массового, серийного, единичного произ-в; опытное произ-во.
  5. По этапу развития: строящиеся, реконструируемые, стабильное, свертываемые, банкроты.
  6. По организационным формам бизнеса: единоличное владение (унитарное –принадлежит одному собственнику), товарищество (более 2-х человек), корпорации.
  7. По объему выпускаемой продукции: малые предприятия, у них в торговле и строительстве до 30 человек, а в машиностроении до 200 человек. Размер годовой прибыли составляют меньше 5000 МЗП (мил. з/п).

Основные черты предприятия:

  1. организационные единства. Предприятия определенным образом организ коллектив  со своей внутр. структурой и порядком управления.
  2. Обособленное имущество. Каждое предприятие имеет имущество.
  3. Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.
  4. Предприятие это определенный комплекс средств произ-ва. Предприятие объединяет различный комплекс ресурсов в целях максимизации прибыли.
  5. Предприятие выступает в хоз. Обороте от собственного имени (наименования).
  6. Оперативно хоз-ая эконом. Самостоятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"