Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:32, шпаргалка

Описание работы

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.06 Кб (Скачать файл)

1. Содержание, предмет и  задачи эк. ан.

Экономический анализ как  наука представляет собой систему  специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики  и прогнозирования финансово-хозяйственной  деятельности предприятия.

Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные  процессы предприятий, их социально-экономическая  эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и  субъективных факторов, находящие отражение  через систему экономической  информации.

Задачи экономического анализа:

-повышение научно-экономической  обоснованности бизнес-планов;

-объективное и всестороннее  исследование выполнения бизнес-планов;

-определение эффективности  использования трудовых и материальных  ресурсов;

-контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;

-выявление и измерение  внутренних резервов на всех  стадиях производственного процесса;

-проверка оптимальности  управленческих решений.

 

 

2. Эк-й ан-з и смежные науки.

Эк-й ан-з сформир-ся в рез-те дифференц-и общест-х наук. Раньше отдельные формы эк-го ан-за были присуще только учетным наукам: балансоведению, бух учету, статст-ке.

Но по мере углубления эк работы на П возникла необход-ть в выделении ан-за как обособленной сис-мы знаний. Став наукой эк ан-з использует данные, способы и приемы исследования присуще стат-ке, планированию, бух учету, матем-ке и др.

Эк ан-з тесно связан с такими науками как маркетинг, менеджмент, планирование, бух уч, ст-ка, эк кибернетика.

Через бух уч мы узнаем 70-80% эк инф-ю о финансово-хоз деят-ти П.

Статистический уч и отчетность служат для анализа, а методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и др, существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

 

 

3. ЭА и управление (маркетинг,  менеджмент)

Научная теория управления отличается многосложностью функций и элементов. В качестве слагаемых системы  управления выступают: планирование, организация, регулирование, стимулирование и контроль. К основным принципам управления можно отнести: демократический подход, единоначалие, коллегиальность, индивидуальную ответственность, соблюдение режима экономии, конкретность и оперативность руководства, объективность и научную обоснованность принимаемых решений.

Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых  принципов, без разработки тщательно  обоснованной программы маркетинга. Смысл основных принципов маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью сводится к следующему: к производству продукции в более  или менее точном соответствии с  потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций; к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей  и заказчиков; к реализации продукции  и услуг на определенных рынках в  предусмотренных объемах и в  установленные сроки; к обеспечению  долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности; к строгому соблюдению выбранных  маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в  конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций); к активной адаптации  к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы кладутся в основу маркетинговых  программ.

Разработка маркетинговых  программ и контроль за их выполнением не возможны без: анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды; анализа состояния рынка; анализа покупателей и потребителей; анализа конкурентной обстановки; анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики; анализа конечных финансовых результатов.

Экономический анализ является, следовательно, одним из важных слагаемых  научно обоснованного планирования, регулирования и управления.

Каждое предприятие должно начинать свое дело с тщательно разработанного и научно обоснованного бизнес-плана. Бизнес-план производственного предприятия  строится по схеме, включающей разделы: введение-резюме; цель производства —  перечень выпускаемых товаров; оценка рынка сбыта; конкурентоспособность  по основным параметрам; стратегия  маркетинга; план производства; организационные  принципы; правовой статус предприятия; коммерческий риск и меры, его ограничивающие; финансовый план; стратегия финансирования; товарно-материальное обеспечение  получен­ных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.

Любой из перечисленных разделов бизнес-плана невозможно соответствующим  образом обосновать без использования  почти всего арсенала аналитических  способов и приемов, в том числе  и математических.

 

 

4. ЭА и планирование, мат.моделирование и аудит

Применение математики в  экономике принимает форму экономико-математического  моделирования. С помощью экономико-математической модели изображается тот или иной действительный экономический процесс. Подход к построению математической модели может быть индуктивным и  дедуктивным. При использовании  индуктивного метода модель того или  иного экономического процесса строится с помощью частичного моделирования, охватывающего более простые переменные экономического процесса, с переходом от них к общей модели всего процесса. При дедуктивном методе сначала строится общая модель и лишь на ее основе конструируются частичные модели, устанавливаются алгоритмы конкретных математических расчетов. Экономико-математические модели будут наиболее обоснованными, если при их конструировании методы индукции и дедукции использованы в единстве.

Проверка полноты и  достоверности финансовой отчетности - функции и задачи аудита. Консалтинговая деятельность оказывает своим клиентам консультационную помощь в части  правильной организации бухгалтерского учета, соответствия его международным  стандартам, условиям рыночной экономики.

Одной из основных задач аудита является документальная проверка.. Методами документальной ревизии устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истинному содержанию хозяйственных операций. При этом осуществляется контроль и за соответствием самих операций существующим законам и юридическим подзаконным нормативам.

Особого внимания требуют  к себе операции, связанные с налоговым  обложением. Проверенные первичные  документы, данные текущего учета, показатели, нашедшие отражение в бизнес-плане, балансе, отчете о финансовых результатах, в другой отчетности внутреннего  характера, служат информационной базой, являющейся основным компонентом экспертной системы, приспособленной к требованиям  и целям аудита.

Конечной целью аудита является анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, анализ финансовых показателей единичного предприятия.

Финансовое состояние, финансовую устойчивость, обусловливаемые всей производственно-коммерческой деятельностью  предприятия, можно измерить рядом  коэффициентов..

Аудиторские фирмы по заказам  предприятий или коммерческих банков производят регулярные проверки и анализ состояния платежеспособности и  финансовой устойчивости, экономической  эффективности и рентабельности; оценивают реальность статей баланса, реальность финансового отчета. Без  положительного заключения аудиторской  фирмы ни один банк не вступит в  кредитно-коммерческие отношения с  предприятием.

Внутренний аудит, свойственный преимущественно крупным корпоративным  объединениям, органично объединен  с их маркетинговой деятельностью.

 

 

5. Методы ЭА: сущность и  классификация

Основная цель ФА – получение  небольшого числа основных показателей, дающих объективную и точную картину  фин.состояния п/п, объема его прибылей и убытков, изменений в структуре А и П в расчетах с кредиторами и дебиторами. Исходной базой ФА является данные б/у и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хоз.деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.

Практика ФА выработала основные методы чтения фин.отчетов: 1) горизонтальный (временный) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. 2) вертикальный (структурный) – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. 3) трендовый – определение основной тенденции динамики показателей, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. 4) анализ относительных коэф. – расчетные отношения данной отчетности, определение взаимосвязи показателей. 5) сравнительный (пространственный) – внутрихоз. сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерним п/п, подразделений и п/п. 6) факторный – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.

Количественные методы ФЭА: 1) статистический: * мет.стат.наблюдений; * мет.отсительных и абсолютных показателей; * мет.средних величин; * мет.рядов динамики; * мет.сводной группировки; * индексный мет.; * графический мет..

2) бух.мет.: * мет.двойной записи; * мет. построения бух.баланса; * прочие бух.мет.;

3) экономико-математические  мет.: * мет. элементарной математики; * классический мет. математического  анализа: - дифференцированный мет.; - интегрированный мет.; - вариационное  исчисление; * мет.математической статистики: - изучение одномерных и многомерных стат. совокупностей;

4) эконометрические мет.: * оценка параметров эконом.зависимостей: - произв.функций; - межотраслевого баланса н/х;

5) мет.математического программирования: * оптимизация; * линейный и нелинейный; * динамический;

6) мет.исследования операций: * управление запасами; * мет.тех.износа и замены оборудования; * теория игр; * теория расписаний;

7) эвристические мет. – основаны на экспертных оценках, интуиции, предположениях и т.д.

 

 

6. Информационное обеспечение  АХД

ЭА базируется на системе  экономическое информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. Математическая теория информации исследует способы определения и оценки количества информации, процессов хранения и передачи ее по каналам связи. Она исходит из данных, предназначенных для сохранения в запоминающем устройстве или для передачи по каналам связи. Известными здесь являются лишь множества, из которых могут быть выбраны эти данные, или же вероятности выбора тех или иных данных. Потоки плановых, нормативных, статистических, бухгалтерских, оперативных сведений, их хранение, переработку и использование можно рационально организовать только на научной основе, на основе математической теории информации.

Создание рационального  потока информации должно опираться  на определенные принципы. Объективность  отражения процессов производства, обращения, распределения и потребления, использования природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов — основное требование, которому должны удовлетворять действующие в  настоящее время системы информации, учета и отчетности. Первичные  документы, которые составляются заинтересованными  сторонами отражают суть той или  иной хоз.операции. Единство информации учетных и плановых позиций вытекает из требований единства экономики. В настоящее время устанавливаются единые формы бух. отчетности, приближенные к международным стандартам. Все п/п и организации, являющиеся юр. лицами составляют бух.баланс и отчет о фин.результатах по единым формам.

Оперативность информации —  одно из важнейших условий организации  правильного учета, анализа и  контроля во всех п/п различных форм собственности. Для текущего управления деятельностью п/п необходим оперативный учет, вопросы методологии и техники которого требуют тщательной разработки. Особое значение получает дистанционная передача первичных данных непосредственно на воспринимающие устройства ЭВМ. Рациональная система информации предполагает сокращение объема передаваемых данных. Важное значение имеют вопросы сохранения первичных данных в запоминающих устройствах и сроки их хранения. Взаимосвязь ЭА и информации выражается в том, что в процессе анализа осуществляется контроль за самой информацией, которая, в свою очередь, служит исходной базой для проведения анализа. Источники анализа подразделяются на учетные и внеучетные. К учетным источникам анализа относятся: а) бух.учет и отчетность; б) статистический учет и отчетность; в) оперативный учет и отчетность; г) выборочные учетные данные.

Своевременный и полный анализ бухгалтерской отчетности позволяет  принять необходимые меры по улучшению  выполнения месячных, квартальных и  годовых планов.

К внеучетным источникам относятся следующие: а) материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии; внеш.и внутр.аудита; б) материалы лабораторного и врачебно-са- нитарного контроля; в) материалы проверок налоговой службой, г) материалы постоянно действующих производственных совещаний; д) материалы собраний трудовых коллективов; е) материалы печати; ж) объяснительные и докладные записки, переписка с вышестоящей организацией, с финансовыми и кредитными органами; з) материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями.

 

 

7. Система показателей  АХД организации

В процессе ЭА хоз-фин. деятельности постоянно приходится иметь дело с системой показателей.

Их можно подразделить на: а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в  основу измерителей; б) количественные и качественные - в зависимости  от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется; в) объемные и  удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или  же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся  в настоящее время к числу  наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей, денежного измерителя вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Одним из важнейших стоимостных показателей на п/п является показатель реализованной продукции. Важным стоимостным показателем является показатель товарной продукции. В состав товарной продукции входят ГП, реализуемые п/ф, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической  практике всех п/п. Они применяются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее материально-вещественном содержании.

Наряду с натуральными используется и их разновидность - условно-натуральные показатели. Эти показатели применяют при планировании и анализе деятельности п/п, выпускающих изделия разнообразного ассортимента, при использовании натуральных измерителей для обобщающей характеристики объема производства, для сравнительного изучения выпуска всей продукции за ряд лет.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих  объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы п/п. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и натуральном измерителях.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"