Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 22:49, курсовая работа
Основу любой экономики составляет производство. Но, ни производство, ни экономика без ценовой политики не будет существовать. Ценообразование включает различные стадии формирования цен при продвижении продукции от предприятия-изготовителя к конечному потребителю. Цена является главной составляющей рыночной экономики. Рыночная экономика это один из видов хозяйственной деятельности, который регулируется спросом, предложением и конкуренцией.
Установление единой цены для всех покупателей - идея сравнительно новая. Исторически сложилось, что цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели - ниже той, что рассчитывали заплатить. Поторговавшись, они, в конце концов, сходились на взаимно приемлемой цене. Единые цены получили распространение только в конце XIX в. с возникновением крупных предприятий розничной торговли, которые рекламировали "строгую политику единых цен", потому что предлагали большое разнообразие товаров и держали большое количество наемных работников.
Введение
Теоретическая часть
Порядок ценообразования
Ценовая политика предприятия
Практическое задание
Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Ш условия вступления на рынок очень легкие, препятствия отсутствуют;
Ш неценовая конкуренция отсутствует, роль маркетинговых исследований деятельности по разработке нового товара, политике цен, рекламы, стимулированию сбыта минимальна.
Важнейшими
принципами ценообразования на рынке
совершенной конкуренции
На рынке совершенной конкуренции условие максимизации прибыли предприятия выполняется при выборе такого объема производства, при котором цена равна предельным издержкам производства. При этом предельный доход предприятия равен минимальному значению средних издержек производства и совпадает с потребительским спросом на данный товар. Таким образом, равновесная цена на рынке совершенной конкуренции обеспечивает равенство между предельной ценностью товара для потребителя и предельными издержками производителя.
Однако на практике рынок совершенной конкуренции существует крайне редко, наиболее часто встречаются другие типы рынка.
2.
Рынок монополистической
ь дифференциация выпускаемой продукции;
ь контроль над ценой возможен, но в довольно узких рамках;
ь условия выхода на рынок сравнительно легкие;
ь неценовая конкуренция проявляется в форме рекламы, использования торговых знаков, товарных марок, личной продажи (в связи с большим количеством конкурентов другие маркетинговые мероприятия не оказывают значительного влияния на каждую отдельную фирму).
Факторы,
которые воздействуют на ценообразование
на рынке монополистической
Платежеспособный спрос на рынке монополистической конкуренции более эластичен по сравнению с рынком совершенной конкуренции. Это связано с возможностью покупателей частично отказаться от товара по высокой цене у данного производителя и купить аналогичный товар у конкурента по более низкой цене или более низкого качества.
Принцип
ценообразования заключается в
том, что равновесная цена на рынке
монополистической конкуренции
больше предельных издержек производства.
Таким образом, предприятие извлекает
потребительский излишек (не очень
большой по сравнению с чистой
монополией). Стремясь заинтересовать
и привлечь потребителя на свою сторону,
предприятия активно прибегают
к постоянному повышению
3.
Рынок олигополии состоит из
небольшого числа
§ производимая продукция может быть стандартизированной (сталь, цветные металлы) или дифференцированной (автомобили, сельхозтехника, самолеты);
§ контроль над ценой на рынке ограничивается взаимной зависимостью производителей-продавцов, однако может быть значительным при тайном сговоре;
§
условия выхода на рынок новых
производителей существенно затруднен
из-за барьеров со стороны мощных по
конкурентоспособности
§ методы неценовой конкуренции (особенно в области повышения качества продукции) и маркетинговые стратегии широко применяются, особенно при дифференцированном продукте.
Процесс ценообразования на рынке олигополии осуществляется в соответствии с принципами, заложенными в модель Курно, и «дилеммой заключенного». Согласно модели Курно предприятие принимает объем производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение об объеме выпуска продукции.
Другим принципом ценообразования для олигополии является тактика жесткости цен. Предприятия не склонны к гибкому графику изменения цен на выпускаемую продукцию, так как это может привести к войне цен. Как показывает практика (например, война цен на автомобильном рынке между США и Японией в 70--80-е годы XX в.), война цен ухудшает условия максимизации прибыли для всех участников рынка.
Третьим
принципом ценообразования
4.
Рынок чистой монополии
Рынок чистой монополии характеризуется следующими особенностями:
· монополисты как правило производят уникальный тип продукта;
·
максимальный контроль над ценой
на рынке ограничен
· выход на рынок предприятий, производящих аналогичную продукцию, невозможен;
· рекламная деятельность ведется в основном в области связей предприятия с общественностью;
·
маркетинговые мероприятия
Основным принципом ценообразования на рынке чистой монополии становится захват потребительского излишка у различных групп потребителей.
Устанавливая цену на максимальном уровне, чистая монополия рискует потерять потребителя, поэтому она придерживается правила равенства предельного дохода предельным издержкам. Таким образом, предприятие устанавливает оптимальную цену и захватывает потребительский излишек.
Для монополии это не предел и, проводя политику диверсификации цен, она может захватить дополнительный потребительский излишек. Существуют различные виды диверсификации цен монополии:
· по доходам потребителя (для низкодоходных групп цены ниже, для высокодоходных -- выше);
· в зависимости от объема потребления (товары оптом продаются по более низким ценам, в розницу -- по более высоким);
· по категориям товаров (в зависимости от качества или фирменной маркировки товара);
· по территориальному признаку (в одном регионе цены на товар выше, например на севере России, в другом -- ниже, например в Центральном районе);
· по степени новизны товара (новейшие товары продаются по высокой цене, более старые -- по низкой цене);
· в зависимости от социальной группы потребителей (ценовые скидки для студентов, пенсионеров, инвалидов);
· при максимальном спросе (повышение цен на транспорт в курортных зонах во время отпусков).
Предприятие, функционирующее в условиях рыночной экономики, проходит ряд стадий жизненного цикла: от создания до ликвидации или реорганизации. При этом, начав свою деятельность на рынке совершенной конкуренции, оно может затем закрепиться на рынке любого типа. В этой ситуации немаловажную роль играет правильно разработанная и грамотно проведенная ценовая политика предприятия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задание № 1
Определить степень влияния на прибыль следующих факторов:
1. изменение отпускных цен
2. увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости
3. увеличение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции
4. изменения себестоимости
5.
изменения себестоимости за
Показатель | По базису (прошлый год) | Отчетный год | |||
По базису на фактически реализованную продукцию | Фактически по отчету | Фактические данные с корректировкой на изменение цен, тарифов | |||
Реализация продукции в отпускных ценах предприятия | 45036 | 48802 | 49308 | 48266 | |
Полные затраты на производство и реализацию продукции | 37204 | 39660 | 39904 | 39508 | |
Прибыль от реализации | 13520 | 14506 | 14980 | 14202 | |
Задание № 2
Определить оптовую цену на продукцию предприятия и удельный вес каждого элемента в цене на основании следующих данных:
- себестоимость производства единицы продукции -- 6500 руб.
- материальные затраты составляют -- 55% от себестоимости