Анализ затрат с целью безубыточности пердприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – апробация методики анализа безубыточности предприятия. Цель курсовой работы раскрывается через решение следующих задач:
1) определение точки безубыточности;
2) принятие оптимального производственного плана;
3) определение объема продукции, который надо реализовать для получения запланированной прибыли;
4) установление цены продукции, позволяющей обеспечить спрос и прибыль на запланированном уровне;
5) выбор наиболее эффективных технологий производства.

Файлы: 1 файл

kursaaaach.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

К переменным издержкам  относятся затраты на сырье и  материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), зарплата рабочим (при условии, что  она может быть увеличена или  уменьшена при увеличении или  уменьшении объема производства). Переменные затраты ОАО «Оренбургский хлебокомбинат» - это затраты, которые появляются, когда имеет место производство, и следовательно, их величина прямо зависит от объема производства, т.е. это такие затраты, которые меняются (в целом) приблизительно прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). К переменным затратам относятся затраты на сырье и основные материалы, электрическую энергию, на технологические нужды, труд основных рабочих и др.

Производственный  леверидж (в пер. с англ. - рычаг) - это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточности.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на разделении затрат на постоянные и переменные. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется прибыль по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Производственный  леверидж определяется по формуле /19/:

 

Эпл = МД / П                                     (2)

 

где      Эпл  – эффект производственного левериджа

           МД – маржинальный доход

            П - прибыль  

Так выручка от реализации продукции не основного вида деятельности за 2011 г. составила 28,3 тыс. руб.

Произведем расчет эффекта  производственного левериджа следующим  образом:

1. Сумма продаж (выручка) - 28315 руб.

2. Переменные затраты  - 25141 руб.

3. Маржинальный доход  (п. 1 - п. 2) - 3174 руб.

4. Постоянные затраты  - 871 руб.

5. Прибыль (п. 3 - п. 4)  - 2303 руб.

6. Объем реализованных  товаров – 50 шт.

7. Цена за единицу  – 566,30 руб.

8. Эффект производственного  левериджа  (п. 3 : п. 5)  - 1,378.

Используя механизм производственного  левериджа, спрогнозируем изменение  прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также определим точку безубыточной деятельности. Так, для услуг, эффект производственного левериджа составляет 1,378 единиц (3174 : 2303). Это означает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на 1,378%, а при снижении выручки на 72,5%, будет достигнут порог рентабельности, т.е. прибыль станет нулевой. Если предположить, что выручка сократится на 25% и составит 21236 руб. В этих условиях прибыль предприятия сократится на 34,45% и составит 1510 руб.

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию  предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием: цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат; комбинации перечисленных факторов.

Рассмотрим влияние  каждого фактора на эффект производственного левериджа, используя вышеуказанные данные.

Увеличение цены реализации на 6% (до 600 руб. за шт.) приведет к увеличению объема продаж до 30000 руб., маржинального дохода - до 4853 руб. и прибыли - до 3988 руб. При этом также увеличится маржинальный доход в расчете на единицу изделия с 63,48 (3174 руб. / 50 шт.) до 97,06руб. (4853 руб. / 50 шт.). В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 9 шт. (871 руб. / 97,06 руб.), а маржинальный запас прочности предприятия увеличится до 41 шт. (50-9). Как следствие, ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат» может получить дополнительную прибыль в сумме 1685 руб. (4853 - 2303). При этом эффект производственного левериджа снизится с 1,378 до 1,216 единиц.

Снижение переменных затрат на 4,75% (с 25141 до 24000 руб.) приведет к увеличению маржинального дохода до 4315 руб. (28315-24000) и прибыли - до 3444 руб. (4315-871). В результате этого точка безубыточности (порог рентабельности) увеличится до 5715,5 руб. [871 / (4315/28315)], что в натуральном выражении составит 10 шт. (5715,5 / 566,30). Как следствие, маржинальный запас прочности предприятия составит 22599,5 руб. (28315 – 5715,5), или 40 шт. (22599,5 руб. / 566,3 руб.). В этих условиях эффект производственного левериджа на предприятии снизится до 1,25 единиц (4315 / 3444).

Анализ приведенных  расчетов позволяет сделать вывод  о том, что в основе изменения эффекта производственного левериджа лежит изменение удельного веса постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия. При этом необходимо иметь в виду, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж может быть неоднозначной на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных затрат. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты  на рубль товарной продукции, который  выгоден тем, что, во-первых, очень  универсальный: может рассчитываться в любой отрасли производства, и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Определяется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

Рассмотрим динамику затрат на 1 рубль товарной продукции  в ОАО «Оренбургский Хлебокомбинат» в  таблице 7.

 

Таблица 7 – Динамика затрат на 1 рубль товарной продукции

 

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение, 2011 г. (+,-)

к 2009 г.

к 2010 г.

1 Товарная продукция, тыс. руб. выручка

179555

198170

232474

52919

34304

2 Себестоимость, тыс. руб.

179811

192569

228748

48937

36179

3 Затраты на 1 рубль  товарной продукции, руб.

1,001

0,972

0,984

-0,017

0,012


 

Затраты на 1 рубль товарной продукции (2009 год) = 179811/179555=1,001 руб.

Затраты на 1 рубль товарной продукции (2010 год) = 192569/198170=0,972

 

Затраты на 1 рубль товарной продукции (2011 год) = 228748/232474 = 0,984 руб.

По данным таблицы 7, можно сказать, что затраты на рубль товарной продукции в динамике снизились, что обусловлено значительным ростом объемов производства. Так, если в 2009 г. затраты на рубль товарной продукции составляли 1,001 руб., то в 2011 г. – 0,984 руб.

В зависимости от количества факторов, включаемых в алгоритм расчета, подбирается и прием экономического анализа.

 

Таблица 8 - Расчет влияния факторов на изменение затрат на 1 рубль товарной продукции

 

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Скорректирован-ный показатель

2011г. к  2009г.

2011г. к 2010г.

к 2009г.

к 2010г.

Товарная продукция, тыс. руб.

179555

198170

232474

179555

198170

0,290

0,183

Общая сумма затрат, тыс. руб.

179811

192569

228748

228748

228748

-0,273

-0,170

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

1,001

0,972

0,984

1,274

1,154

-0,017

0,012


 

По данным таблицы 8 можно сказать, что за счет роста объемов производства затраты возросли как в 2011 г. в сравнении с 2009 г., так и в 2011 г. в сравнении с 2010 г.

Снижение затрат на рубль  товарной продукции обусловлено  опережающими темпами роста объема производства над темпами роста  себестоимости. За счет данного фактора, в 2011 г. в сравнении с 2009 г., затраты снизились на 0,273 руб., а в 2011 г. в сравнении с 2010 г. – на 0,170 руб.

Наблюдается рост показателя затрат на рубль товарной продукции в 2011 г. в сравнении с 2010 г.

Проанализируем неиспользованный резерв экономии затрат в таблице 9, расчет которой осуществляется методом процентного числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9 – Расчет влияния структуры затрат на общую их сумму

Статьи затрат

2010 год

2011 год

Отклонения

Про-

центное

число

Сумма

тыс. руб.

Уд.

вес, %

Сумма

тыс. руб.

Уд.

вес, %

Сумма

тыс. руб.

Уд.

вес, %

Материальные затраты

95650

49,7

101091

44,2

5441

-5,5

-10591

Затраты на оплату труда

49662

25,8

64151

28

14489

2,2

4237

Отчисления на социальные нужды

12767

6,6

13472

5,9

704,8

-0,7

-1348

Амортизация основных средств 

3836

2

5179

2,3

1343

0,3

578

Прочие затраты

30654

15,9

44855

19,6

14201

3,7

7125

Итого

192569

100

228748

100

36179

0,0

0


 

Основным источником снижения затрат является сокращение затрат за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов.

Данные таблицы 9 показывают, что перерасход затрат сложился из-за роста затрат на оплату труда, за счет чего общая сумма затрат возросла на 4237 тыс. руб., роста прочих затрат на 7125 и роста амортизации, то есть неиспользованный резерв экономии затрат на предприятии составил 11940 тыс. руб.

По остальным статьям  затрат получена экономия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути совершенствования структуры продаж и повышения прибыли

 

 

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем./15/

1 Положительное воздействие  производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной деятельности.

Для того, чтобы положительный  эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие должно получить достаточной размер маржинального дохода, чтобы покрыть постоянные затраты. Это связано с тем, что предприятие обязано возмещать свои постоянные затраты независимо от конкретного объема продаж, поэтому чем выше сумма постоянных затрат, тем позже при прочих равных условиях оно достигнет точки безубыточности своей деятельности. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет дополнительным «грузом» на пути к достижению точки безубыточности.

2 По мере дальнейшего  увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста прибыли.

3 Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4 Между производственным  левериджем и прибылью предприятия  существует обратная зависимость.  Чем выше прибыль предприятия,  тем ниже эффект производственного левериджа, и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в производственной деятельности.

Информация о работе Анализ затрат с целью безубыточности пердприятия